ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя ОВЦС МП, на конференции "Межкультурный и межрелигиозный диалог" (Санкт-Петербург, 1 июня 2007 года)

05 июня 2007

Одна из важнейших систем координат, в которой в наше время принято рассматривать и изучать общественно-политические процессы, имеет в качестве опорных осей фактор многообразия и фактор единства. Во всяком обществе в наши дни существует многообразие взглядов, культурных и языковых традиций, а также религиозных воззрений, сочетающееся с тем общим, что объединяет людей в рамках единого социума и государства. Этим общим могут быть правовые нормы, государственный язык, некоторый общий знаменатель ценностей, которые готовы совместно разделять все члены общества независимо от своих убеждений и мировоззрения.

Все современные общества развиваются в плоскости между этими двумя осями. Некоторые из них ближе к одной, а некоторые – к другой оси. Полное совпадение с одной из осей является серьезной угрозой для развития общества и приводит либо к тоталитаризму, либо к анархии. Поэтому каждое общество должно найти баланс между этими двумя факторами. При этом не существует некоего единого универсального правила для достижения такого баланса – для каждого общества соотношение между единством и многообразием свое. Вопрос, на который я попытаюсь дать ответ в своем докладе, заключается в том, какую роль в гармонизации многоукладности и консолидированности общества играет религиозный фактор.

Социологи, политологи и другие специалисты, изучающие современное постиндустриальное общество, зачастую связывают религию лишь с одной из осей – той, которая указывает на степень многообразия в социуме. Действительно, в современных обществах, внутри которых и между которыми все прозрачнее становятся перегородки, разделяющие различные социальные слои, народы и даже государства, бок о бок оказываются носители различных национальных, языковых, религиозных идентичностей. Причем они не обязательно должны находиться в одном месте – жить в одном городе, например. Чтобы столкнуться с представителями других воззрений, человеку бывает достаточно выйти в интернет – в виртуальном пространстве контакты между носителями различных идентичностей происходят на каждом шагу. В связи с этим перед каждым человеком встает вопрос о сохранении собственной идентичности, в том числе идентичности религиозной, разумеется, если таковая имеется.

Религия становится тем, что человек, общаясь с другими, пытается сохранить как часть своей неповторимости. Таким образом, она оказывается фактором, консервирующим идентичность и, в глобальном масштабе, сохраняющим многообразие мира, который все больше становится единым пространством или, по выражению известного политолога, превращается в большую глобальную деревню.

Думаю, можно согласиться с тем, что религия позволяет человеку не потеряться в современном мире, помогает ему оставаться самим собой в общении с представителями других традиций, способствует сохранению многоукладности в обществе. Однако является ли религия только тем фактором, который предопределяет многоукладность общества? Иными словами, является ли религия лишь фактором многообразия, или она также обладает свойством объединять народы и культуры? Во взгляде на религию как на фактор, который способствует исключительно сохранению идентичности человека, иногда сквозит убеждение, что религия – это индивидуальное дело каждого. Такая оценка может привести к выводу, что религия не может и не должна влиять на формирование ценностей, которые бы объединяли общество.

Мы считаем, что такой взгляд в корне не верен. Даже самое беглое рассмотрение того, как развивались современные европейские народы, в том числе русский народ, показывает, что именно религиозное мировоззрение на протяжении веков являлось основной силой, которая была способна объединять народы, между которыми, казалось бы, не было ничего общего. Самый яркий тому пример – Римская империя после принятия ею в четвертом веке христианства.

Именно христианство в течение семисот лет объединяло западную и восточную части этого огромного государства – даже в те времена, когда между этими частями существовали глубокие различия и противоречия. Большую часть периода совместного существования эти две части разговаривали на различных языках, имели различные политические системы, разных правителей, наконец. И христианство, а более точно, принадлежность единой Церкви было той скрепляющей силой, которая сдерживала центробежные тенденции во всех частях этой единой ойкумены, которую иногда еще называют Pax Romana. Когда же в начале второго тысячелетия между двумя частями римского мира произошло окончательное разделение, то виновата в этом была не Церковь, хотя и сама она разделилась, но амбиции политических лидеров, их нежелание воплощать в своей политике христианские начала и ценности.

В качестве еще одного яркого примера того, насколько сильным объединяющим потенциалом обладает христианство, можно привести историю России. Чем была Русь до принятия христианства? – Горсткой разрозненных племен, собранных вокруг удельных князьков, которые постоянно враждовали друг с другом. И лишь с принятием христианства Русь приобрела государственность и единство, заняв достойное место среди европейских народов. Христианство позволило Руси преодолеть то множество барьеров, которые существовали между нею и остальным христианским миром и которые казались непреодолимыми. Еще недавно славяне осаждали стены Константинополя и причиняли множество неприятностей своим соседям постоянными набегами и грабежами, а с принятием христианства они получили письменность и образование, влившись в единое духовное и культурное пространство христианского мира.

Безусловно, идеализировать роль религиозного фактора в истории было бы некорректно. В Европе на протяжении веков велись религиозные войны. В этих войнах страны и народы зачастую сталкивались на почве несогласий по тем или иным вопросам веры. Однако была ли виновата в этом сама религия? Внимательное изучение истории позволяет убедиться, что здесь скорее были замешаны амбиции отдельных правителей, которые использовали религиозный фактор как средство достижения собственных политических целей. Опять же, когда Европа в двадцатом веке предприняла попытку исключить религиозный фактор из своей политики, грянули две мировые войны, которые оказались самыми жестокими и кровопролитными за всю историю человечества.

Некоторые сейчас воспринимают религию как угрозу общественному благополучию – причину социальной напряженности и конфликтов между отдельными социальными группами, поделенными по религиозному признаку. Однако, по нашему убеждению, именно попытки исключить религию как фактор социального развития, вывести ее за рамки общественных процессов, искусственная, а зачастую и насильственная секуляризация общества, в конце концов приводят к тому, что религия все равно возвращается на сцену активной политической жизни, но уже в форме экстремизма.

Мы глубоко убеждены, что путем нивелирования религиозного фактора, мира и консенсуса в обществе достигнуть нельзя; в том числе, идя таким путем, невозможно победить религиозный экстремизм. Этот экстремизм, с одной стороны, является ответом на прогрессирующую секуляризацию общества. С другой стороны, он имеет политические причины – социальное неравенство, а также насилие одних государств по отношению к другим. Борясь с религиозным экстремизмом, мы одновременно должны искоренять политические предпосылки его появления.

Религия помогает отдельным людям и целым народам сохранять свою идентичность в стремительно глобализирующемся мире. Однако при этом не следует забывать о мощном объединяющем потенциале религии. Применительно к Европе и России как ее части мы говорим прежде всего о христианстве. Если говорить о диалектике общественного развития, когда культурное многообразие народов должно сохраниться и найти сочетание с тем единообразием, которое усиливается в условиях глобализации, то именно опыт и ценности христианства могут и должны лечь в основу синтеза между многообразием и единством бытия народов – по крайней мере народов европейских, вся история которых связана с христианством. При этом возвращение к христианству вовсе не означает ущемление прав тех, кто придерживается другой религии или вообще не имеет никакой религии. Христианство каждому позволяет сохранить свою идентичность, а в обществе поддерживает терпимость к тем, кто верит по-другому.

Сила христианства в том, что, сохраняя уникальную самобытность народов, оно способно их объединять, устранять враждебность и отчужденность между ними. Поэтому для современной Европы и России важно помнить об их христианских корнях. Христианство – это не только наша история. Оно должно быть также нашим настоящим и будущим.

По материалам источников: Официальный сайт РПЦ МП

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама