Государство, общество, образование должны определиться: чего они хотят, внедряя такие курсы
Последние изменения перманентного характера, происходящие сегодня в среднем образовании и, в частности, в преподавании предметов гуманитарного цикла, к которым относится этика, вызывают у учителей и ученых много вопросов. Это касается в первую очередь введения в первом классе киевских школ предмета по выбору "Христианская этика в украинской культуре", курсов "Этика" в 5 6 классах и рекомендованных Министерством образования и науки к включению в содержание школьного образования курсов по выбору "Христианская этика (Этика веры)" с тенденцией к их внедрению в качестве обязательного учебного предмета. Наблюдаются также настойчивые попытки изменить подходы к преподаванию и содержанию некоторых предметов в школе биологии, истории, географии с научных основ на креационистские. Эти процессы очерчивают растущую тенденцию к кардинальным изменениям в мировоззренческих функциях образования, его парадигм и концептуальных основах.
Поэтому сегодня стоит еще раз привлечь внимание к этим вопросам хотя бы для того, чтобы прояснить, осветить ситуацию и определиться с позицией, если, как показывает мой собственный опыт, невозможно на нее повлиять, поскольку должностные лица мало прислушиваются к дискуссиям и принимают во внимание только идеологическую целесообразность или полезность.
Процессы введения предметов духовно-морального цикла в школу происходят на фоне резкого снижения заинтересованности государства, общества к развитию и поддержке науки. Постоянное реформирование всех звеньев системы образования побуждает к написанию и изданию большого количества учебников и учебной литературы, качество которых в ряде случаев вызывает сомнения и изумление.
Происходит снижение уровня научной подготовки школьников, в обществе исчезает интерес к науке и действительно научным знаниям, а вместо этого буйным цветом цветут и множатся оккультные науки, сведения о параллельном мире, торсионных полях, идет развлекательная информация о псевдонауке, которая широко популяризируется через интернет и средства массовой информации.
Об этом красноречиво свидетельствуют подготовленные для преподавания дисциплин морально этического цикла учебники, пособия для учителей, учебные книги, которые сейчас в большом количестве присылаются в комиссию по обществоведческим дисциплинам (секцию "Этика") научно-методического Совета МОН Украины. Их количество ежемесячно возрастает, сегодня насчитывается свыше 30 наименований. Здесь и программы, и учебники по христианской этике, этике веры, и пособия для учителей, и хрестоматии, и факультативные курсы типа "Библия и наука". В целом о содержании и направленности этих рукописей можно сказать одно все они написаны с креационистским подходом, освещают позиции прозелитизма, то есть преследуют цель не столько поднять вопрос этики, сколько привлечь детей к вере, к церкви, а уже потом приобщить к христианским добродетелям. Многие авторы являются священнослужителями или же представителями неканонических верований, которые, кстати, имея духовные звания и церковные должности, параллельно занимаются учительской и преподавательской деятельностью, не разглашая при этом свое воцерковление.
Следовательно, содержание, которое предлагается в этой школьной, а также учебно-методической литературе теистично, религиозно, направлено на формирование у ребенка представления о протеистической модели мира.
Такая модель, как и любая другая, имеет право на существование, никто этого не отрицает. Но относится ли это к функциям школы, которая по своей сути призвана формировать научное мировоззрение, как и церковь теистическое?
Не стоит здесь в который раз повторять, что школа (образование) отделена от церкви и образование по законам Украины носит светский характер.Кроме Конституции Украины и законов об образовании, которые говорят о том же самом, существуют также стандарты школьного образования, имеющие характер законодательных актов, в которых креационистские основы тех или иных предметов полностью отсутствуют. Встает вопрос: можем ли мы самовольно вмешиваться в философию образования, то есть менять стандарты? Избирательно выбрасывать что-то, что нам сейчас не по нраву и вставлять туда то, что нам или определенной части из нас сейчас нравится? Мне кажется, что следует ставить вопрос именно в этой плоскости.
Проблема приобщения или не приобщения школьников и студентов к религиозно-церковным ценностям, невзирая на законодательную однозначность, для многих является спорной, и аргументом в этом случае выступает то, что, как говорил один из представителей МОН, "человек является неотделимым от духовности, религии, имеет свободу совести, свободу вероисповедания, следовательно, образование имеет право внедрения религиозных ценностей в учебно-воспитательный процесс государственной школы". Вот такая позиция, которая, собственно, не была отброшена, но и не была развита в пределах изменения Конституции в этих вопросах.
Если мы, педагоги сторонники и противники этих курсов не проясним указанные вопросы, то есть ли у нас моральное право и ответственность предлагать такие курсы детям? А тем более внедрять их немедленно? Готовность органов образования различных уровней к преподаванию таких курсов очень велика, их не смущает отсутствие соответствующих специалистов, литературы, программ. Есть примеры, когда эти курсы преподают не только случайные люди, но и люди с болезненной психикой, которые видят свою жизненную миссию в донесении слова Божьего детям.
Ситуация приобретает кризисный характер, нарастают и накапливаются проблемы, которые не освещаются, не дискутируются и не носят компромиссного характера, поскольку преобладает одна точка зрения.
Поэтому чрезвычайно важно, чтобы государство, общество, а затем и образование определились: чего они хотят, внедряя такие курсы. В чем состоит их цель: информационная ли, репродуктивная, познавательная (судя по содержанию предложенной учебной литературы именно такая), развивающая (мировоззренческая) ли, воспитательная ли? Разрывать эти функции невозможно, но от предварительно определенной цели зависит построение курсов. Курсы "Христианской этики" декларируют своей целью приобщение школьников к христианским ценностям, но подлинная цель, как свидетельствует анализ, катехизация детей.
Целью таких курсов должно быть формирование у детей понимания места и роли религии и религиозной мысли в истории и сегодняшнем дне, ее вклада в культуру, рассказ о ее наиболее известных представителях, ее роли в жизни человека и общества в Украине и целом мире, влиянии на развитие общества. И здесь есть столько примеров, на основании которых можно построить курсы.
Заданием таких курсов является приобщение к христианским ценностям как чрезвычайно важным в подготовке к жизни в условиях идеологического, культурного и религиозного плюрализма, а также помощь каждому в жизненном определении и самоопределении, помощь во вдумчивом и критическом поиске собственного, личного смысла жизни.
Можем ли мы вообще сегодня ставить перед этими курсами такие задания? Можем и должны, но не абстрагированно, а четко осознавая, что школа это отражение общества, что школа и образование не могут самостоятельно отстоять социальную и культурную преемственность, передачу ценностей, поскольку являются частью кризисного (особенно сейчас) общества, в котором ценности рушатся, изменяются, атакуются и нивелируются, насильственно прививаются ежедневно и ежечасно.
Сегодня мы, наше общество находимся между прошлым и будущим, между реалиями посткоммунизма, ностальгией по советскому прошлому, очень политизированным обществом, и, что важно в этом контексте, политизированной религией. Мы с потерями и разочарованиями, болезненно и больно выходим на путь перестройки гражданского общества и должны именно сегодня выбирать стратегические приоритеты, в первую очередь в образовании.
Почему мы идем вперед, повернув голову назад, ищем именно в прошлом, даже самом отдаленном, ориентиры и примеры для сегодняшнего дня? Почему изо всех учебных предметов, которые предлагались после 1991 года в государственный компонент общеобразовательной школы гражданское образование, практическое право, экология, философия для детей, Европа в школе и прочие, мы избрали только этику и христианскую этику? О чем это свидетельствует?
Если следовать популярной сегодня позиции, что ни одно мировоззрение не может быть господствующим, то как преподавать предметы, смешивая подходы и выпуская в мир детей с абсолютно расплывчатым, аморфным представлением о мире, природе, человеке? Таким образом, мы возвращаемся к средневековому, схоластическому обучению на основе религиозной идеологии, без выделения учебных предметов, с чтением курсов "Семи свободных искусств". Может ли это происходить сегодня?
Не целесообразно ли было бы, если бы каждый занимался своим делом: школа формировала у детей научную картину мира; церковь религиозное мировоззрение; семья приобщала к традиционным жизненным ценностям, в том числе к религии; государство и политики учили, показывали пример того, как жить и действовать в правовом, законодательном поле?
В переходной период, время нестабильности, школа и просвещение остаются, кроме семьи, причем далеко не каждой, тем островком, который вместе с формированием научной картины мира должен прививать позитивное, жизнеутверждающее отношение к миру, ценностное жизненное измерение. Школа призвана научить мыслить, думать, сопоставлять и действовать. Или она уже не должна этого делать? Или каждый учитель читает свой предмет и требует высокого уровня знаний, оставляя на обочине и научную картину мира, и формирование мировоззрения?
В этом контексте курсы "Этики" и "Христианской этики" только тогда впишутся в эту философию образования, когда они будут нести исключительно морально-этическое, ценностное наполнение. Таким является курс "Этика" для 5 6 классов общеобразовательной школы, который резко отрицается религиозной и сочувствующей ей средой из-за атеистичности и, соответственно, светскости, хотя четкую границу между общечеловеческими, национальными, христианскими ценностями провести практически невозможно.
Что касается курсов "Христианской этики (Этики веры)". Такое неожиданное соединение двух названий "Христианской этики" и "Этики веры", одна из которых в скобках, обозначающих синонимичность, перекочевало из указа Президента о срочном введении этих курсов в школе в приказ МОН о том же, но никто из официальных лиц не прокомментировал, что же это такое "Этика веры".
Кстати, авторы рукописей так и называют свои учебники и пособия "Христианская этика (Этика веры)", как это обозначено в документах, сильно не озадачиваясь разницей в этих терминах.
Как представляется, этика веры, если она вообще существует, никак не может быть предметом преподавания в школе. Потому что вера как принятие умом человека каких-либо вероятностных утверждений за достоверные, вера как переживание мистического опыта, когда человек интерпретирует его как общение со сверхъестественным и следует при этом ритуалам, правилам поведения, нормам, характерным для определенного религиозного сообщества, все это является предметом духовно-эмоциональной сферы теологии как науки о трансцендентном и может, по-видимому, присутствовать в религиозном воспитании, в религиозной культуре, но только не в школе.
Что же касается предмета христианская этика тут дело сложнее. Я в целом положительно отношусь к тому, что этот предмет преподается в школе, но при условии, если он истинно приобщает детей к христианским ценностям как важной составляющей общечеловеческого культурного достояния. Но по мере ознакомления с подготовленной учебной литературой, у меня начали возникать сомнения относительно содержания этого предмета. Ведь добродетели это основа христианской морали, их семь и четыре из них природные, происходящие из древнего мира и природного понимания моральных качеств и поведения человека (рассудительность, умеренность, храбрость и справедливость) и три богословские добродетели, которые рассматриваются в христианстве как особые дары Господа (вера, надежда и любовь (милосердие). Как их развести (или объединить) в процессе преподавания? Для меня сегодня является аксиомой, что христианскую этику должен читать педагог, глубоко знающий христианство, Библию, Ветхий Завет с его десятью заповедями, который, свободно владея этим материалом, переносит эти вечные идеи на ситуации и поведение сегодняшних школьников. Не наполнение сложным библейским материалом учебников для детей 5 6 классов, а наполнение современным материалом, фоном и основой которого являются христианские ценности и постулаты.
Есть ли такие учебники и такие учителя? Готовит ли их высшая школа и в каком количестве? Насколько представлены эти вопросы в содержании предметов педагогического образования, подготовки учителей?
Сторонники внедрения этих курсов ссылаются на два фактора: 1) зарубежную школу, 2) отечественные традиции. Но такая апелляция уязвима. Относительно первого, в разных европейских странах, странах старых демократий, по разному относятся к религиозному образованию и воспитанию, исходя из традиций собственной системы образования. Так, в Великобритании, Швеции, Дании, Ирландии государство не отделяет школу от религии, и там осуществляется религиозное обучение в различных объемах. Во Франции, Бельгии, Швейцарии государственная школа отделена от религии, и религиозное воспитание отсутствует.
Сегодня в странах западных демократий также проходят сложные и болезненные процессы реформирования религиозного образования, его начинают рассматривать как частную, личностную категорию свободной и демократической личности. На протяжении последних десятилетий вносятся частичные изменения в школьное образование в соответствии с эмиграционными и глобализационными процессами, имеющимся в наличии контингентом детей, их верованиями и тому подобным.
Что же касается Украины, то, к огромному сожалению, национальное образование не может похвастать такой традицией, поскольку государственной украинской школы не существовало, а в государственной российско-имперской читался Закон Божий, закреплявший великодержавные интенции православие, самодержавие, народность. Относительно христианской этики как составляющей украинской культуры, которая сейчас внедряется в 1-й класс киевских школ, то следовало бы сначала не писать учебники, а выкристаллизировать на исследовательском уровне эти зерна христианской культуры в национальной, а затем уж представлять это как учебный материал, потому что в существующих учебниках все сводится опять же к приобщению к вере как залогу "единственно правильной", "истинной веры".
Вот такая ситуация вырисовывается со введением курсов "духовно-морального направления". Как оказалось, с принятием указов и приказов вопрос не исчерпался, а только, на мой взгляд, начался.
В такой ситуации чрезвычайно важно обсудить эту проблему со всеми заинтересованными сторонами. Хотелось бы услышать и мнение комитета Верховной Рады по вопросам образования и науки, мнение вице премьера по гуманитарным вопросам. Я же позволю себе еще раз высказать свою точку зрения.
1) Вопрос выбора веры, верований касается только конкретного человека, конкретного ребенка. Это его частная сфера, сфера интимной жизни, в которую не должен вмешиваться никто, кроме родителей, причем до определенного возраста. Свобода выбора является неотъемлемым правом человека. Задание школы, образования ознакомить детей как со многообразием сегодняшнего духовного мира, так и с вечными ценностями, а они уже сами будут выбирать мировоззренческие позиции. В современных демократиях, к которым мы так стремимся, главные ценности, распространяемые в обществе, это, с одной стороны толерантность и плюрализм, доверие, взаимоуважение, умеренность и взвешенность, которые гарантируются законами, а с другой автономия личности, самостоятельность, свободный выбор, ответственность, умение самостоятельно принимать решения, касающиеся собственной судьбы, своих верований и желаний, субъективация веры. Если мы считаем личность главной в учебно-воспитательном процессе, со своим внутренним миром, потребностями, взглядами, то не нужно влезать к ней в душу со своими религиозными предписаниями. Поэтому курсы "Христианской этики" должны быть светскими по содержанию и преподаваться только по выбору, а не в государственном компоненте, и этот выбор должны осуществлять сначала родители, а потом и сам ученик.
2) Как и во всех цивилизованных странах, в Украине должен быть принят закон о религиозном образовании, который даст возможность получать соответствующее образование тем, кто этого желает. Но не путем внесения в законы об образовании пунктов относительно религиозного образования, как это происходит сейчас, потому что тогда уже никто не сможет разобраться, какое же у нас образование светское или религиозное, а просто подготовить соответствующий закон, в котором указать, что все религиозные заведения должны проходить аккредитацию в МОН Украины.
3) Надежды на то, что курсы "Христианской этики" кардинально изменят нравственность наших детей, как составляющей нашего общества (один час в неделю, 32 часа в год), утопичны. Вместе с этикой и христианской этикой (по выбору), которые начали преподаваться в 5 6 классах, целесообразно было бы внедрить в школьные программы 7 9 классов основной школы и в старшей школе такие курсы, как "Основы религиозной культуры", или "Основы христианской культуры", или же "Основы православной культуры", "Религиозные движения" (как в Нидерландах). Это дало бы значительно большие возможности для ознакомления учеников с философией религии, разнообразными религиозными учениями, храмовой культурой, сущностью молитв, поведения в храмах и тому подобным.
Давайте подумаем вместе, давайте спорить, убеждать, объединять усилия, потому что образование, школа, дети это наше будущее, мы все несем ответственность за их развитие.
Источник: День (Киев)