ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Православие неэффективно

Борис Парамонов :: 13 июня 2007

"Православная церковь, в годы гонений отнюдь не очистившаяся и не окрепшая, а только научившаяся сугубым компромиссам, мечтает стать господствующей идеологической силой, да уже как бы и стала. Но это неэффективная, искусственная идеология, не обладающая даже тем мифотворческим запасом, который одно время был у большевиков...".

В России наблюдается активное стремление построить национальную идентичность вокруг традиционных ценностей церковной жизни и православия. "Русская идея" сейчас – это традиция, исконно-русское, апелляция к величественной (?) старине, дающей как бы вечный образ России. А самое, так сказать, вечное – православие. Еще Достоевский говорил: русский человек прежде всего православный; русский и православный, получается, – понятия тождественные и по объему, и по содержанию. И речь при этом не шла о каких-либо догматических различениях в деноминациях христианства, а о целостной характеристике русского человека. Тогда остается непонятным кардинальный факт: почему русский строй, включавший православную церковь, "исчез в одно мгновение" (Розанов). И не надо говорить о патриархе Тихоне и пасхальном крестном ходе 1918 года: это рябь на воде, воронка от быстрого погружения тонущего корабля.

Увы, прав оказался не Достоевский, а Белинский, написавший в письме Гоголю, что русский человек нерелигиозен, говорит про иконы: годится – молиться, а не годится – горшки покрывать. Православные священники не пользовались духовным авторитетом в народе, не говоря уже о высшем обществе, где их попросту не принимали. Сравните это с тем, как поляки отстаивали – и отстояли! – свою католическую церковь, или с какой-либо сценой в европейском романе, где священник – привычный гость великосветских салонов. Да хоть и "Войну и мир" взять: уже в первой сцене – аббат Морио у А.П.Шерер.

Священник в русском быту – это та или иная модификация отца Ильи в "Очарованном страннике" Лескова: ходя со службой по дворам в церковные праздники, в каждом дворе выпивал по рюмочке, так что до последней избы добредал уже совсем пьяненьким и уже не пил, а сливал подношение в бутылочку под ризой. Рассказчик вспоминает это с умилением. Такой тип бытовой религиозности назывался обрядовым благочестием – и никаких духовных экспликаций не знал.

Роль религии в том или ином обществе нужно оценивать не с точки зрения ее догматов, а по той культурной среде, в которой эта религия приживается – или которую создает. Даже до татаро-монгольского завоевания культурная среда в России была не сравнима с той, что существовала в Европе. Та питалась от античных корней, а Русь имела в восприемниках одряхлевшую, застойную Византию. И главное: она была лишена культурных языков того времени – латыни и греческого. Кирилл и Мефодий, принесшие на Русь болгарскую грамоту, оказали ей медвежью услугу. Об этом писали и Шпет, и Федотов. А из завоеванного турками Константинополя культурная элита убежала отнюдь не в Россию, а в Италию.

Считается, что непоправимый урон православной церкви нанес Петр, ликвидировав патриаршество. Это мнение, что называется, узко-партийное, исходящее из круга инсайдеров – самих церковных иерархов или не в меру благочестивых мирян. История с огосударствлением церкви в России имеет другой смысл – демонстрируя в очередной раз грубые приемы отечественных вестернизаторов: это была попытка скопировать порядок церковного строя в протестантских странах вне контекста и духа самого протестантизма, великого движения Реформации. Вестернизацию в России проводили сверху – как Петр, так и Ленин, насаждавший социализм ("захватив государственную власть, мы в ускоренном порядке создадим в стране предпосылки социализма"). А сверху, с крыши, ничего не построить. Фундамент же русский был неподходящим для культурного строительства: неграмотное крестьянство, при этом пребывавшее в крепостном состоянии.

Реформация – подлинная предпосылка цивилизационного развития – начинается с грамотности, с чтения хотя бы – или тем более – Библии. Протестантская установка – каждый сам себе священник – основа свободной, самодеятельной личности вырабатывалась в этом чтении: прямое отношение к Богу, минуя посредничество церкви. Это было так именно на Западе, где католическая церковь обладала неслыханными культурными богатствами. Тем не менее само христианство было спасено в Реформации, сделавшей из него орудие индивидуального воспитания. (Формирование личности в католических странах – результат Ренессанса.) В России до Александра Первого не было даже русского текста Священного Писания, и Библейское общество, сделавшее перевод и начавшее религиозное просвещение народа, очень скоро подверглось опале. Человек, знавший грамоте и "начитанный от Писания", вызывал недоверие.

"На Руси все православные знают, что кто Библию прочитал и "до Христа дочитался", с того резонных поступков строго спрашивать нельзя; но зато этакие люди что юродивые – они чудесят, а никому не вредны и их не боятся" ("Однодум" Лескова).

В том-то и дело, что боялись, – начальство боялось. Это история русского сектантства и всех репрессий огосударствленной церкви. Но ведь сектантство, едва ли не во всех своих вариантах, и было живым религиозным течением. В нем, вне окостеневших церковных структур, происходил свободный религиозный поиск, то есть становление самодеятельной личности. В сущности, это было протестантское движение. Тут дело отнюдь не в содержательной тематике религиозного сознания, а в самой форме самостоятельного поиска истины. Древнейший пример такого становления – иудаистская религиозность, талмудизм. Это, грубо говоря, тренировка мозгов, в дальнейшем оказавшихся весьма способными к математическим и всяким иным светским дискурсам. В дальней перспективе это путь не религиозного обновления, а культуры, культурного созидания, подготовка на века культурного резерва.

Еврейство же в своих исторических вариациях являет еще одну черту, характеризующую передовое сознание: таковое конструируется и обостряется в обстановке репрессий, вырабатывая защитные барьеры у маргиналов, аутсайдеров. "Если долго бить зайца по голове, он научится спички зажигать" (Чехов). Маргинал способен вырваться из плена обыденности, из отчуждающей системы Das Man. Он не подчиняется диктату "людей", "как у людей", рутине. Ему нечего терять, кроме своих цепей (иудаистская подоплека Марксова мифа о пролетариате). И тут происходит парадоксальное: в самой жизненной борьбе маргинал оказывается успешнее людей мэйнстрима. Это тема "протестантской этики и духа капитализма". Не случайно пуританскую религиозность называют реставрацией религиозности ветхозаветной: сказалось психологическое родство преследуемых. В России такой тип личности создался, как известно, в расколе, давшем стойкие типы успешных предпринимателей. И тут дело не в двуперстии, не в сугубой или трегубой аллилуйе, а в самой обстановке формирования этих людей: преследование закаляет и способствует инициативам, нестандартным патернам поведения, способствующим жизненным успехам.

Чрезвычайно важно еще одно обстоятельство: преследуемые необходимо вырабатывают солидарный образ жизни, создают крепкие общины, землячества, практику взаимовыручки. Вот вам настоящее зерно гражданского общества, его живая полицентричность. Это и есть строительство "снизу". Личность создается не в пустоте отверженности и изгойства – таковое возможно разве что у гения и даже способствует гениальности, а в "стачке" со своими, в солидарном противостоянии тотализирующим структурам государства и монопольной церкви.

В России была институция, казавшаяся перспективной именно в вышеуказанном смысле, – крестьянская община, как будто бы живое образование народной жизни. Но община была мистифицирована как революционными народниками ("ячейка социализма"), так и религиозными старателями, сублимировавшими ее едва ли не в церковь как "соборный дух". (В России из церковной соборности старались делать инструмент познания, вроде гносеологического субъекта на Западе.) Но в реальности своей крестьянская община была инструментом государственного фиска прежде всего, и она не была живой даже в сельскохозяйственном смысле, потребовалось начать ее ликвидацию (Столыпин). Зато именно в сектантских общинах создавались эффективные формы хозяйствования (толстовские коммуны – даже при советской власти, см. у Солженицына в "Архипелаге").

Пресловутый "русский религиозный ренессанс" был верхушечным и в чем-то даже "декадентским" движением. Религиозная реформация возможна лишь как широкое народное движение. И русское сектантство было такого рода движением. У него не было единого центра, но фигура общепризнанного вождя уже намечалась: Лев Толстой, человек ярко выраженного протестантского склада, недаром такой успех в качестве религиозного мыслителя и проповедника имевший именно на протестантском Западе. Отлучение его от церкви было ответом русского православия на складывавшуюся ситуацию. Потом Толстой умер, а в России вместо реформации произошла революция, совсем по-иному расставившая фигуры на историческом поле.

Нынешняя церковная реставрация – косметический, отнюдь не "евроремонт". Вообще в христианских странах ныне не существует религиозной мотивации. И в России средний класс ныне создается в иных условиях, которые всем известны. Ему не дают развернуться государственные структуры. А православная церковь, в годы гонений отнюдь не очистившаяся и не окрепшая, а только научившаяся сугубым компромиссам, мечтает стать господствующей идеологической силой, да уже как бы и стала. Но это неэффективная, искусственная идеология, не обладающая даже тем мифотворческим запасом, который одно время был у большевиков. Во всяком случае, проекту "конкурентноспособного человека", выдвинутому с вершин власти, православие никак способствовать не может.

Источник: Новая газета

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама