ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

О безопасности культов

Мария Арбатова :: 19 июня 2007

От редакции. АПН решило предоставить слово наиболее известной представительнице феминизма в России, руководствуясь правилом, что при обсуждении любого социального движения следует давать возможность высказаться его представителям. Мы следовали тому же самому принципу в свое время, размещая на нашем сайте ответ Михаила Пожарского. При этом мы сознательно отказываемся от всякого "цензурного" вмешательство в текст автора, и это касается тех его моментов, которые должны будут показаться кощунством значительной части наших читателей. Хотим только согласиться с автором в том, что популярное сегодня в мире (и особенно в виртуальном пространстве) "неоязычество" представляет собой явление в первую очередь "психоаналитическое", и оно "существует в подсознанке персонажа, которого мы маркируем как человека".


Начну с того, что "культ матери" – понятие не столько историко-религиозное, сколько психоаналитическое, и существует в подсознанке персонажа, которого мы маркируем как человека, значительно раньше, чем обнаруженные материальные объекты, по которым можно изучать как историю вообще, так и историю религии.

"Культ матери" никогда и никуда не девался. В языческой Руси он был представлен Бабой Ягой – не нынешней безобидной сказочной старушкой, а женским верховным культом со всей витальной атрибутикой – о чём неоднократно издавали научные труды и Владимир Пропп, и Наталья Малаховская, и другие исследователи русского фольклора. И православие никуда не девало "культ матери", просто переформатировало Бабу Ягу в асексуальную Богородицу. Страны, не модернизировавшие пантеон, такие как Индия, до сих пор дают Парвати больше звездочек на погонах, чем её мужу Шиве: а уж тема всех Исид, Кибел, Астарт и прочих заметных дам должна обсуждаться не в прессе, а в школе на уроках истории религий, чему так активно сопротивляется сегодня РПЦ.

Египтолог-антрополог Маргарет Мюррей, действительно, утверждала, что современное колдовство – это актуализирующиеся остатки язычества. Однако утверждать, что Маргарет Мюррей запустила культовую эпидемию, это преувеличивать роль её личности в истории, поскольку элементы язычества, вплетенного в образ мира, вы обнаружите в любой точке планеты. Даже в той, где не только никогда не читали Маргарет Мюррей, но и никогда не читали собственного имени, написанного на родном языке.

Что касается Марии Гимбутас, то она строила свою теорию "древнего феминизма" на основании наблюдения, что в искусстве палеолита женские изображения находятся в центре, тогда как мужские лишь окружают их. Насколько мне известно, с точки зрения современной антропологии, это говорит только о промискуитетном матриархате. То есть о времени, когда род вёлся по материнской линии просто из-за невозможности определить отца ребёнка. И это ни одной секунды не было связано с ролевым равноправием.

Мария Гимбутас строила инфернально-романтические теории: "Равноправие мужчин и женщин демонстрируется убранством могил практически на всех известных кладбищах древней Европы". Странно, что она не добавила к этому присутствие заживо похоронённой жены в могиле фараона или индийской вдовы, сожжённой вместе с мужем для исполнения обряда "сати".

Наиболее внятная и стройная теория исторического равноправия на сегодня всё-таки принадлежит Симоне де Бовуар. Она о том, что равных стартовых условий женщина может добиться только с появлением надёжной контрацепции и возможности планировать собственную беременность. Потому как довольно трудно соперничать на социальном поле, когда у тебя один в животе, другой "просит сиську", а третий держится за руку.

Неоязыческие же движения, основанные на культах матери, или ещё кого-нибудь, совершенно не связаны ни с феминистской активностью общества, ни с антропологическими изысканиями. Их появление всегда сигнал усталости населения от государственной церкви или государственного атеизма. И чем медленнее модернизируются и поворачиваются лицом к человеку большие религии, тем быстрее замещают их нишу малые религии.

Я подчеркнула бы понятие "малые религии", поскольку слово сексты дискриминационно.

И когда на телевизионной площадке отцы РПЦ просят фанатов Гробового предъявить справку о том, что он – новое воплощение: я уже забыла кого: то фанаты Гробового совершенно справедливо просят отцов РПЦ предъявить справку о смерти и вознесении Христа. И с точки зрения закона о свободе вероисповедания обе позиции совершенно логичны. А опасность или безопасность культов, слава богу, находится не в компетенции РПЦ, а в компетенции МВД и ФСБ.

Какими бы историческими и архетипическими реконструкциями не занимались новоязыческие объединения, они ни в коей мере не смогут существенным образом оказать влияние жизнь на социальный облик государств.

Во-первых, в них собираются достаточно маргинализированные люди. Они могут быть богатыми и успешными, но сама логика их присутствия здесь асоциальна, иначе они шли бы в политические партии и общественные объединения иного плана.

Во-вторых, лидеры этих объединений, как правило, сами являются "психологическими пограничниками", лишёнными критики. Психически компенсированному человеку не придёт в голову проснуться восьмым воплощением кого-либо авторитетного и строить на этом свою бизнес-биографию. А за спиной подобных объединений

стоят миллионные бюджеты.

В-третьих, люди идут туда за чувством нужности, значимости, эмоциональной реализованности, системного проживания жизни. То есть, за новыми смысла, за дефицитом того, что не может предложить им постиндустриальное общество, атеизм, агностицизм и большие религии. Мне симпатична теория того, что, пожрав языческие культы, монополисты единобожия со временем уступят поляну глобальным духовно-этическим системам. В этом пространстве реализации, где духовное не будет противопоставлено этическому, где отличники веры не будут ходить в шахиды и погромщики иных ценностных систем, малым религиям будет нечего делать. Только жаль, в эту пору прекрасную...

На днях моя парижская приятельница рассказывала, что писала статью о российских малых религиях. Так вот хитом сезона в её этнографических поисках оказалась группа, имеющая культ Путина. Нормальное сообщество (вы скажете – секта, но это будет не политкорректно) в глухой дерене, где везде висят портреты Путина, а он наречён воплощением Христа или ещё кого-то. И местный священник в полной растерянности: не предавать же ему анафеме портреты Путина!

Однако как новоязычество путинианцев не обещает его прихода на третий срок, так и рост новоязыческих объединений вокруг культа Матери сам по себе не обещает человечеству перемен в области равноправия. Люди просто вслепую идут по туннелю, надеясь в конце увидеть свет духовности!

И было бы значительно хуже, если бы они шли в обратную сторону.

Источник: АПН

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама