ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Беспокойная Чукотка

Ответят ли в Москве на новое выступление ультраконсервативного духовенства?

Станислав Минин :: 20 июня 2007

Разгоревшийся в марте скандал вокруг открытого письма "Ко всем верным чадам святой Православной Церкви" епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана) в Русской Православной Церкви (РПЦ) решили замять. На мартовском заседании Священного Синода ожидаемого обсуждения письма не состоялось. Однако в начале июня "православная Чукотка" вновь напомнила о себе. 8 июня на епархиальном собрании Анадырско-Чукотской епархии было принято открытое письмо Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, положения которого дублируют тезисы мартовского послания епископа Диомида.

Суть претензий чукотского духовенства и монашествующих сводится к следующему. Высшие иерархи РПЦ, по их мнению, неоправданно терпимы к экуменизму и межрелигиозному диалогу, "противоречащим православному вероучению". Патриарх недостаточно решительно "обличает пороки современной государственно-политической и общественной жизни" и медлит с созывом Поместного Собора. Но, что особенно важно, Московский Патриархат "приветствует демократию как политическую систему", а должен, по логике подписавшего письмо чукотского духовенства, выступать за реставрацию православной монархии. Алексия II, по сути, призывают сказать резкое "нет" власти, с которой у Церкви сложились очень тесные отношения, и поддержать монархический проект государственного устройства.

Весной епископ Диомид еще мог оправдываться и заявлять, что его открытое письмо – не что иное, как предисловие к малотиражному сборнику "Страха не убоимся!", а в РПЦ – списывать скандал на "провокацию врагов Церкви" и делать вид, что объяснения чукотского иерарха всех удовлетворяют. Церковь оставляет за собой право не комментировать частные мнения. Но на обращение, принятое епархиальным собранием, в Москве реагировать должны. Прятать голову в песок, продолжая ссылаться на "врагов Церкви" и "провокаторов", самоубийственно.

"Политической игрой, за которой стоят некие люди, желающие внести в церковное общество смуту", назвал письмо чукотского духовенства пресс-секретарь Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский. В СМИ он пообещал, что РПЦ даст письму "официальную оценку". Давать "НГР" более подробный комментарий в ближайшее время Владимир Вигилянский отказался. По его словам, в Московской Патриархии самого письма еще не получали. Сказано это было 14 июня, когда "чукотское послание" уже вовсю обсуждали в российских СМИ.

Возник естественный вопрос: а является ли письмо чукотского духовенства подлинным? Не окажется ли и оно впоследствии предисловием к очередной книге для "узкого круга читателей"? На официальном сайте Анадырско-Чукотской епархии никакой информации насчет письма нет – за отсутствием у епархии какого-либо сайта. Корреспондент "НГР" связался с самим епископом Диомидом, который подтвердил подлинность послания и сообщил, что "на епархиальном собрании все положения письма были приняты единодушно".

"Никакой политики здесь нет, – заявил "НГР" епископ Диомид. – Речь идет о наболевшем, о вопросах, которыми задается каждый православный человек. Как совместить православную веру и явные отступления от ее истины со стороны священноначалия и некоторых иерархов?" По словам епископа, чукотское духовенство "воспользовалось советом" известного проповедника, московского дьякона Андрея Кураева. "Он высказал такую мысль: сначала нужно осудить все пороки на уровне епархии, а затем выносить обсуждение за ее пределы", – пояснил "НГР" глава Анадырско-Чукотской епархии. Так что же, дьякон Кураев давал советы епископу Диомиду, своему бывшему сокурснику по Московской духовной семинарии? "Прежде чем бороться с "врагами России", епископу Диомиду следовало бы разобраться, вписывается ли в его мировоззрение деятельность губернатора Чукотки Романа Абрамовича. Ведь от помощи губернатора при строительстве кафедрального собора в Анадыре он не отказался. Вот в чем заключался мой "совет", высказанный в одной из статей, но не при личной беседе", – заявил "НГР" сам Андрей Кураев.

По его словам, взглядам епископа Диомида он не сочувствует, но считает, что проблемы, затронутые в письме чукотского духовенства, должны стать предметом "публичной дискуссии" в РПЦ, в том числе и на уровне епископата. "Для Церкви сегодня принципиально важно овладеть языком правозащитников, механизмами отстаивания демократических ценностей и тем самым защищать себя в условиях нового глобального идеологического миропорядка", – считает Андрей Кураев. Он сомневается в том, что у духовенства Анадырско-Чукотской епархии есть возможность высказывать альтернативную позиции епископа Диомида точку зрения. "Нельзя забывать, что всех священников, служивших на Чукотке до него, Диомид запретил в служении", – заявил "НГР" Кураев.

"Чукотское послание" подписали: один архиерей (сам епископ Диомид), два игумена, один иеромонах, девять священников, один монах, четыре монахини и инокиня.

Неужели это все духовенство Анадырско-Чукотской епархии? Или епархиальное собрание заседало и принимало судьбоносное решение в узком составе? Сам епископ Диомид утверждает, что давления ни на кого не оказывает, а дебаты только приветствует. Вполне демократичный, нужно сказать, подход.

Сегодня у Москвы есть три варианта ответа на "чукотское письмо". Первый вариант – абсурдный и невероятный: члены Священного Синода должны покаянно опустить головы, повернуться спиной к власти и предоставляемым ей привилегиям и в один голос заговорить о "русском царе". Второй вариант – сделать вид, что ничего не происходит. Так можно было бы поступить, будь епископ Диомид старцем преклонных лет, доживающим свой век в далекой епархии, а не полным сил и решимости 46-летним иерархом, представителем целого поколения молодых епископов-консерваторов, которые только и ждут шанса высказаться. Достаточно созвать Поместный или Архиерейский Собор и убедиться, что епископ Диомид не одинок в своем рвении.

Существует и третий вариант ответа: на ближайшем заседании Священный Синод может дать негативную оценку письму чукотского духовенства, заявить о несоответствии его положений, скажем, содержанию "Социальной концепции РПЦ". Тем самым высшие иерархи РПЦ "официально" отгородятся от течений, дискредитирующих Церковь в глазах той же власти. Другой вопрос: не поздно ли?

Смелые заявления епископа Диомида – результат политики Церкви, при которой левому духовенству доставались упреки и давление, а ультраправому – минимум критики и кафедры, пусть и не самые престижные. Схожим образом государство борется с левыми маргиналами, используя крайне правые силы и не видя в последних опасности. В Церкви правые осели на местах и дожидаются своего часа. Если жесткой реакции на "чукотское послание" не последует, они непременно решат, что их час уже пробил, и заговорят в полный голос.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама