Что такое православная миссия в XXI веке? Как она соотносится с современными общественными проблемами? Как действовать сегодняшним молодым миссионерам в среде своих сверстников? Вот некоторые мнения, прозвучавшие недавно в Москве на конференции "Формы и методы миссионерской работы с молодёжью", организованной православным молодёжным объединением "Воскресение" при храме святителя Николая в Заяицком.
Активные православные миссионеры находятся сегодня в зоне некоего культурологического и даже духовного риска, связанного с необходимостью поиска новых миссионерских путей, считает зам. руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодёжи, руководитель школы молодёжного служения о. Пётр (Мещеринов).
По его мнению, формы миссии не могут быть "столь же неизменными, как церковные каноны", так как именно в сфере миссионерской деятельности люди Церкви "наиболее тесно соприкасаются с особенностями "текущего момента" истории". Истины Евангелия и традиции Церкви должны быть восприняты "не абстрактными жителями некоей идеальной "Святой Руси", а нашими реальными соотечественниками". Современному миссионеру необходимо трезво отдавать себе отчёт: Россия, пережив в ХХ веке "величайшую катастрофу" не только нравственную, социальную, культурную, демографическую, но, в первую очередь, духовную, сейчас оказалась во власти новой "могущественной религии" "религии денег". И сегодня, подчёркивает священник, евангельское слово обращено именно "к добровольным и сознательным адептам религии денег, гедонизма и гламура".
"Есть ли в современной церковной жизни ресурсы прежде всего внутренние, духовные, для осуществления полноценной миссии и катехизации в таких условиях?" заостряет вопрос о. Пётр. Его ответ пока неутешителен: "Скорее нет", так как "нынешний общественный менталитет всею силою наличествует и в церковной жизни и является главным фактором, который препятствует развитию миссионерского ресурса Церкви".
О. Пётр считает важным рассмотреть известное положение о "неотделимости Церкви от общества" с экклезиологической точки зрения. Некогда исторически обусловленное отождествление Церкви со своим народом сегодня становится "экклезиологически опасным", если оно оказывается "вне контекста служения именно Христу", если Церковь "перестаёт быть деятельным нравственным ориентиром и фактически оправдывает существующее состояние народа". Это закономерно приводит к потере Церковью "сознания вселенскости, универсализма во Христе, а также к угасанию миссионерского горения". Церковь не может "служить народу", но призвана "служить Христу в своём народе". Руководствуясь примером пророков и апостолов, "вовсе не хваливших свой народ, но нещадно обличавших его", напоминает о. Пётр, Церковь "обязана со смелостью давать евангельскую оценку" народу, отступающему от веры и попирающему нравственность.
При этом, предупреждает о. Пётр, не нужно "ни увлекаться словесными обличениями, ни ссориться с властями, ни отказываться от того сотрудничества с ними, какое есть, ни уходить в пещеры". Церковь имеет право "обличать" свой народ только в том случае, если "у нас внутри всё в порядке, если наша церковная жизнь образец и пример для людей". "Вот с этого и надо начинать: внутри Церкви, нисколько не разрушая её традиций, устраивать жизнь, строящуюся не по мирским, но по церковным началам. Для этого прежде всего нужно противостоять религии денег в наших сердцах и умах; противостоять стадности, мифологическому сознанию, лжи, аберрации нравственности... Всё это требует исключительно личных усилий, поэтому и возможно для каждого. Личные же усилия этого рода, с Божией помощью, рано или поздно наберут критическую массу и повлияют на общее состояние церковной среды", надеется о. Пётр.
Он полагает, что стремление "вернуть наше экклезиологическое сознание к своей вселенской, неотмирной норме" даст новый импульс миссионерству, позволит начать системную миссию и катехизацию, которые должны "открывать людям православие не как всего лишь былое и нуждающееся в реанимации наследие народной жизни и не как перемещение в виртуальное прошлое. Подлинное православное христианство это то, что реально, именно сегодня, даёт благодатную силу жизни людям, величайшая драгоценность на земле, вселенская неотмирная истина, путь к бессмертию и счастью во Христе, к единственно достойному человека существованию".
Донести до людей не знание о Боге, а Бога такой девиз предлагает миссионерам сотрудник Миссионерского отдела Русской Православной Церкви игумен Евмений (Перистый).
Их задача "пробуждение интереса и доверия" отличается от задач катехизации, которые состоят в "научении в вере". Не нужно стремиться "сразу сделать человека православным на уровне поведения" следует "сфокусироваться на личности Христа", подчёркивает о. Евмений. Его конкретные рекомендации основаны на опыте командного миссионерства (по благословению главы Синодального миссионерского отдела архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова) подготовлены три "взрослые" и две молодёжные команды, работающие в разных аудиториях на основе программы "Путь"). Именно командное миссионерство, когда "мы выходим командой навстречу людям, а не их зовём сразу в церковь" и каждый член команды готов поделиться личным свидетельством о том, как изменилась его жизнь после встречи со Христом, такое миссионерство наиболее эффективно в современных условиях, считает игумен Евмений.
Программа подготовки команды миссионеров включает в себя и ораторское мастерство, и обучение навыкам общения с людьми в диалоге. Акцент делается на бережном отношении к человеку, на уважении к его "инакомыслию", на его "праве на несогласие".
Председатель комиссии по духовно-нравственному просвещению и миссионерской работе Всероссийского православного молодёжного движения диакон Михаил Першин полагает, что "дефицит общения" между церковными и нецерковными людьми, отсутствие пространства для этого общения одно из главных препятствий для современной миссии.
Чтобы преодолеть его, священнослужителям и активным мирянам нужно выходить за пределы церковной ограды, используя "креативные методы": проявлять заботу о беременных, о роженицах в больницах, работать с подростками, используя миссионерское наследие русской эмиграции и успешный опыт начала ХХ века, в частности, скаутское движение. О. Михаил в течение многих лет организует скаутские православные лагеря и не согласен с теми, кто считает невозможным заимствование некоторых западных форм в православной работе с детьми. "Заниматься скаутами сейчас это патриотично и по-русски", убеждён священнослужитель.
Важная аудитория для миссионеров молодые семьи. Настало время создания приходских семейных клубов, духовной поддержки молодых семей, разъяснения укоренившихся в православном обиходе ошибочных стереотипов, касающихся супружеских отношений, и т.д. Необходимы открытые внутрицерковные дискуссии о миссионерских стратегиях и формах работы, считает о. Михаил.
Какой быть православной миссии "учёной" или "простой"? Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев посвятил одну из глав своей книги "Неамериканский миссионер" разоблачению мифа о якобы изначальной "простоте православия".
Современная реанимация ереси гносеомахии, состоящей, по определению о. Андрея, "в войне против познавательных усилий человека", "воспевание невежества как нормы ортодоксии" неуместны и вредны в наше кризисное время. "Простота хороша в бескризисную эпоху", однако сейчас впору, перефразируя известное изречение преп. Амвросия Оптинского, сказать так: "Где просто, там ересей со сто". Призыв о. Андрея к образованной молодёжи: приходя в храм, "воцерковлять всё, включая свой интеллект, свою образованность", использовать свои способности для успешной миссии. "Входя в храм, принято снимать шляпу, а не голову" афористичный посыл о. Андрея.
У клирика храма Сошествия Св. Духа игумена Сергия (Рыбко) неиссякаемый заряд миссионерского оптимизма.
Он убеждён, что православное мировоззрение непременно будет "главенствующим" в России через 20–30 лет, что к концу нашего века не устоят перед православной проповедью Китай, Африка и другие страны и континенты, а в следующем столетии православные миссионеры отправятся на другие планеты и за пределы Солнечной системы. "Я в это глубоко верю, я не шучу", подчёркивает о. Сергий.
Основание для его надежд не только пророчества, но и очевидная, по его словам, востребованность православия в молодёжной среде. Его собственный опыт миссионерской работы с рокерами, создание в Бибиреве церковного центра св. прав. Ксении Петербуржской, в котором занимаются около ста рок-групп, участие с проповедью в рок-концертах всё это убеждает священника в том, что "молодые люди в косухах и с "ирокезами" завтра в космос полетят и православие понесут".
Отвечая своим заочным оппонентам, о. Сергий признаётся: "Я сам лет 15 назад думал, что рок-музыка это сатанизм и надо только затвориться и ждать смерти. Теперь я многое понял". "Неизменность в догматике, но мобильность и креативность в методах проповеди" так формулирует о. Сергий свой миссионерский девиз. †
Юлия Зайцева,
корреспондент агентства "Благовест-инфо"