Выступление Председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций на конференции "Роль и место общественных объединений в негосударственной системе обеспечения национальной безопасности" (Москва, 15 мая 2003 г.)
Тема сегодняшней конференции ставит непростую задачу осмыслить роль общества в обеспечении безопасности России. Ведь Россия огромна. И, к сожалению, не защищена должным образом. Разница геополитических, исторических и социокультурных условий, скажем, Калининграда, Владивостока и Махачкалы реально ощутима. Возникает вопрос: что же скрепляет воедино эти многочисленные народы, столь непохожие религии, отдаленные регионы? И что позволяет существовать им вместе, несмотря ни на какие угрозы и вызовы?
Система обеспечения национальной безопасности России функционирует на государственном и негосударственном уровне. Государственный уровень включает деятельность всех государственных органов, организаций и учреждений, должностных лиц, прямо или косвенно участвующих в защите жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Основой негосударственного уровня является формирующееся в России гражданское общество в лице его разнообразных общественных структур – неправительственных некоммерческих организаций, создаваемых в различных организационно-правовых формах, в том числе общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, фондов, а также религиозных организаций.
Негосударственные организации и составляют общественную подсистему обеспечения национальной безопасности, которая действует в тесном взаимодействии с государственными структурами. Это проявляется в том, что, с одной стороны, само общество испытывает потребность в самоорганизации, в выражении своих интересов через неправительственные гражданские институты, которые должны быть признаны государством и защищены правом. С другой стороны, создающееся демократическое государство выступает в роли реформатора, стремится преобразовать общественные отношения, что можно осуществить, лишь опираясь на общественную поддержку, в сотрудничестве с гражданским обществом, когда его институты и структуры выступают заинтересованными партнерами государства в решении социальных задач.
Важнейшей формой государственной поддержки гражданского общества является создание для него адекватной правовой базы, обеспечение механизмов правовой защиты интересов общественных структур, в том числе в первую очередь защиты основных прав и свобод граждан России.
Почему возникло понятие негосударственной системы обеспечения безопасности? Потому ли, что раньше государство само справлялось с этой задачей, а сейчас нет? Наверно такое утверждение неправомерно. Ибо обеспечение национальной безопасности – всегда процесс сложный, многофакторный. И государство много делает в этом плане: ведется большая работа в Центральном федеральном округе и других округах, в силовых министерствах, на местах. Но тогда почему возник вопрос? По ряду причин.
Во-первых, в отличие от прошлых лет негосударственный сектор – гражданское общество все активнее заявляет о себе. Это мощная динамичная сила, которую необходимо эффективно использовать в решении проблем национальной безопасности.
Во-вторых, многие годы потребность в национальной безопасности определялась факторами внешней агрессии, угрозы вторжения или наличием внутренней противостоящей политической силы. Сейчас появились новые угрозы, новые вызовы. И этим угрозам подчас эффективнее противостоят негосударственные структуры, гражданские институты. Например, после разрушения старой единой государственной системы патриотического воспитания именно общественные организации взяли на себя груз ответственности за формирование у подрастающего поколения соответствующих установок.
В-третьих, меняющийся мир требует развития альтернативных моделей решения государственно важных задач, в том числе и в сфере безопасности. Общественные объединения, консолидируя общество, создают важные предпосылки для этого.
В-четвертых, право на безопасность жизни, здоровья, собственности – неотъемлемое право человека. Никто не защитит права человека лучше, чем те, кто находятся к нему ближе всего – неправительственные организации, понимающие важность повседневных нужд рядовых граждан.
Проблема негосударственной системы безопасности захватывает целый спектр, широкую гамму общественных отношений, деятельности неправительственных организаций, политических процессов и т.д.
Вопросы безопасности – это вопросы выживания и успешного существования различных институтов: государства, общества, семьи. Причем общественная безопасность – проблема не менее актуальная, чем безопасность государственная. Государственная безопасность в первую очередь направлена на сохранение институтов власти, защиту от внешних посягательств на целостность государства, борьбу с врагами внутри страны. Общественная безопасность – безопасность институтов общества, запас его прочности в условиях кризиса. Общественная безопасность – это, если хотите, одно из условий существования гражданского общества. И это безопасность не только от внешних и внутренних угроз, не только защита традиционной духовности и интеллектуальной среды, но и защита от ненужного вмешательства государства в гражданскую сферу.
Общественной безопасности в наибольшей мере угрожают: углубление социального неравенства, несправедливость в распределении собственности и доходов, особенно от естественных монополий, рост криминала, снижение уровня образования, медицинского и социального обеспечения, демографический кризис, упадок духовности.
Очень важно определить уровень соотношения общественной безопасности и социальной ксенофобии, неизбежной в плюралистическом обществе. Призывая к бдительности, мы не отрицаем иных точек зрения, признаем их допустимость. Но есть вещи, жизненно важные для всего общества, – здесь плюрализм невозможен.
Исторически стремление осторожно относиться к новым идеям сохранило нашу самобытность, не дало разрушить единый духовный стержень многонационального народа. Но вовлечение в искусственные реформаторские эксперименты всегда болью отзывалось в народе, истончало систему социальной защиты. Сегодня мы пришли к тому, что сфера общественной безопасности находится в состоянии кризиса и ее необходимо поддержать на государственном уровне.
Социальная безопасность возможна только в условиях, когда каждый гордится тем, что он русский, что он живет в России – стране с удивительной Историей и Традицией. Но сегодня у нас выкорчевывается историческая память. Были в центре Москвы улицы, носившие имена Пушкина, Лермонтова, Чехова, Горького – зачем поменяли названия этих улиц? Ведь эти имена – часть нашего самого ценного национального достояния. Поменяли название улицы Богдана Хмельницкого на Маросейку, а еще хотим дружить с Украиной. Еще недавно повсеместно сносились памятники. А ведь на это способны только варвары. Стоят же во Франции памятники Наполеону и Робеспьеру, а в Англии – Кромвелю, и в Париже одна из площадей носит имя Сталинграда.
Общественная безопасность становится приоритетной среди других видов безопасности. И сейчас перед Россией стоит задача создания надежной иммунной системы, защищающей социальный организм от опасных болезней.
В обществе заложены очень мощные силы, которые можно сравнить с силой атомного ядра. Они могут быть положительными, а могут быть и разрушительными, когда реакция неуправляема. Именно поэтому так важна политическая деятельность партий и общественных движений, выборность, народовластие, многопартийность – они раскрепощают человеческий фактор, создают определенную социальную динамику в обществе, несут конструктивное, созидательное начало. С другой стороны, это вопрос баланса, саморегуляции, ответ на угрозы фашизма, экстремизма, пренебрежение народом, проведение социальных и экономических экспериментов без учета мнения большинства.
Накапливается критическая масса, которая ищет выход. Если это не учитывать, не прислушиваться и не вносить коррекции – масса приведет к взрыву более мощному, чем вторжение интервентов. И печальный опыт 89-91-го годов может повториться.
Одну из ключевых ролей в сохранении общественной безопасности играет духовная безопасность.
Духовная составляющая – органическая часть национальных интересов России. Защита их связана с обеспечением духовной безопасности страны, которая является одним из важнейших видов безопасности, наряду с такими, как военная, информационная, социальная, экономическая и т.д. Безопасность духовных основ российского государства – важнейшая сторона его стабильного и устойчивого развития, а их размывание грозит ломкой государственных и общественных структур, резким ухудшением духовного здоровья народа.
В этом плане духовная безопасность – это защита духовной экологии человека. Она совсем иная в России, чем, скажем, в Италии, Франции или Америке. Мы не говорим, что там плохо, а у нас – хорошо. Но мы – другие. Вот эту самость и стараются уничтожить за счет псевдорелигиозной интервенции, псевдокультуры, псевдопрогресса, псевдореформ и псевдочеловеческих ценностей. Это страшнее внешней вооруженной агрессии потому, что не мобилизует общество на отпор, смертельно опасно еще и потому, что побуждает общество к социальному суициду, саморазрушению, подобно раковой опухоли изменяя структуру и функцию ткани.
При этом мы не против того, чтобы брать у других лучшее. Но мы хотим делать это сами и взять то хорошее из опыта Запада и Востока, что привьется в России, что даст реальную пользу.
В связи с проблемой духовной безопасности остановимся на содержании понятия духовности. Это слово вошло в оборот с принятием на Руси христианства. К духовности первоначально относили все дела, касавшиеся веры и неотделимой от нее нравственности и подлежавшие ведению духовенства. В. Даль так определяет содержание слова "духовный": "Все, относящееся к Богу, Церкви, вере, но и все, относящееся к душе человека, его умственным и нравственным силам". То есть, помимо несомненной религиозной компоненты, духовность – это квинтэссенция человеческого в человеке. Поэтому, говоря о духовной безопасности, мы прежде всего имеем в виду цель – сохранить это глубинное основание культуры и человеческой природы – духовность.
Духовная безопасность базируется на последовательном неприятии обществом засилья пошлости и разврата в СМИ и воспитании, основанном на традиционных ценностях, таких как любовь к человеку, дружба народов, трудолюбие, патриотизм, коллективизм, прочность семейных устоев, моральная чистота и т.д.
Духовная безопасность тесно связана с другими видами общественной безопасности и, прежде всего, с информационной безопасностью. Именно информация, формируя смысловые пространства, влияет на взгляды и установки общества, создает условия для изменения ведущих ценностных ориентаций, определяет приоритеты развития социума.
Духовная безопасность – это щит против "пятой колонны", это главный заслон нашей многонациональной культуры, нашей самобытной многовековой цивилизации. Исчезновение национальной идентичности, размывание традиции, отказ от духовно-нравственных ценностей российского народа – путь к забвению истории, осквернению памяти предков и предательству наследия отцов.
Основной угрозой духовной безопасности в ее социальном измерении является эклектизация общественного мировоззрения под воздействием глобализации, секуляризации, вестернизации и оккультного влияния. При этом навязывается якобы наднациональный образ культуры и ментальности. Но мы знаем, что у глобализации и унификации есть свой стандарт, этот стандарт – американский образ жизни, все остальные считаются ущербно-недоразвитыми или недемократическими. И основная тяжесть критики со стороны проводников такого образа жизни ложится на ислам и православие как наиболее серьезные системы, оппозиционные "мировому правительству" и творимому им новому мировому порядку.
В условиях глобализации религию стараются сделать публичным явлением. Мировоззренческий аспект уступает место имиджевому, что отнюдь не способствует реальному усвоению обществом традиционных духовных контекстов. Религия из сферы сакральной, морально-этической переходит в "рынок духовных услуг".
Угрозу духовной безопасности России представляют и широко распространившиеся в последнее время различного рода оккультно-мистические организации, теософские общества, поклонники магии и колдовства. Они активно рекламируются некоторыми СМИ, стремящимися сделать человека подвластным манипулированию, лишающими его способности к самостоятельному, независимому мышлению.
Наконец, поход на нравственные устои общества, поощряемый извне, – это тоже страшная угроза, лишающая наш народ традиционного представления о смысле человеческой жизни.
Роль государства и заключается в том, чтобы помочь наиболее здоровым и активным силам общества противостоять натиску разрушительного воздействия на культуру и гражданское самосознание.
Сейчас многие ищут национальную идею. Но она выкристаллизовывается в самоотверженном порыве, в борьбе, в тяжелом труде, в подвижничестве. Мне думается, что мы нуждаемся не в абстрактной национальной идее, а в конкретных, причем больших, серьезных делах и задачах, в решении которых будет задействовано все общество. Как выходили из кризиса многие страны? Общественные работы, строительство дорог и жилья, созидательный энтузиазм молодежи. Это пример и Германии, и США, и СССР после первой и второй мировых войн. Многие общественные объединения, фонды просто ждут такого же порыва. Им нужны точки приложения сил.
Очень важно, чтобы ответственность за духовную безопасность России взяла на себя и Русская Православная Церковь. Это не означает огосударствления Церкви, а говорит о ее неразделенности с государством и обществом. Структура Русской Православной Церкви всегда была государственно укрепляющим стержнем не на уровне идеологических призывов, а в реальной жизни социума, она должна быть опорой традиционализма и патриотизма, проводником русского самосознания.
Мы много говорим о федерализме, но у федеральных структур реальных нитей, скрепов, обеспечивающих целостность федеративного государства, мало: армия, связь, железные дороги, федеральные округа. Русская Православная Церковь, другие традиционные религиозные организации – еще одна скрепа федерализма и даже одна из тонких основ все еще существующего единства славянских и других духовно близких народов.
Какими нам видятся основные направления в укреплении общественной и духовной безопасности?
Первое: вовлечь подавляющую массу населения в созидательную полезную деятельность. Это задача как 1-го сектора (государства), так и большой экономики (2-й сектор) и гражданского общества (3-й сектор). Чтобы спасти страну, необходимо народу дать возможность работать. И даже на первом этапе заставить работать тех, кто уклоняется от созидательного труда. Многие пугаются этого слова, да я и сам не большой сторонник таких мер, но на данном этапе они необходимы. Слишком много развелось у нас социальных паразитов, плодящих преступность. Следующий этап: побудить Россию работать. В обществе должна культивироваться надежная мотивация к труду, ибо оно уже теряет много из того, что было накоплено в результате созидательного труда предшествующих поколений.
Второе: пропаганда здорового образа жизни без алкоголя, табака и наркотиков. Для этого необходимы переориентация на защиту духовного и физического здоровья всех СМИ, массовая система непрофессиональных спортивных учреждений и площадок, досуговые места некоммерческого отдыха, клубы по интересам, летние лагеря, патриотические разновозрастные отряды.
Третье: защита традиционной семьи. Для многодетных семей я предложил бы отменить подоходный налог. Это был бы реальный шаг в стимулировании улучшения демографической ситуации в стране.
Четвертое: создать федеральный орган по борьбе с беспризорностью. В стране, которая не воевала, почти 40 тысяч беспризорников. И они пополняют армию криминала. Необходима система трудовых домов-интернатов для беспризорных детей, нужно привлечь внимание к этой проблеме самой широкой российской общественности.
Пятое: мы должны укрепить веру народа в себя, поднять престиж человека труда. Для этого необходимо создать систему поощрения лучших работников, удостаивать их государственных наград, премий.
Шестое: Возвратиться к национальным корням. Огромную роль здесь могут сыграть традиционные религиозные организации. Дать возможность качественно преподавать основы православной культуры в школе. Для этого подготовить хороший содержательный учебник, написанный понятным ребенку языком и содержащий сведения о других традиционных конфессиях.
Страна, общество нуждаются в высокой духовной планке. Этим мы снова обретем уважение и влияние во всем мире. Россия всегда поражала другие страны высочайшим уровнем своей духовности. А духовность – это самая большая и неповторимая ценность для всего человечества.
И последнее. Уже сейчас видно, какую сложную и многогранную тему подняли организаторы конференции. Надеюсь, что она станет началом целого ряда мероприятий по становлению эффективной негосударственной системы общественной безопасности в России.
Ссылки по теме:
О книге Виктора Зоркальцева "Духовное единение"
Комитет ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций