ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Роль общественных объединений в сохранении общественной и духовной безопасности страны

Виктор Зоркальцев :: 21 мая 2003

Выступление Председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций на конференции "Роль и место общественных объединений в негосударственной системе обеспечения национальной безопасности" (Москва, 15 мая 2003 г.)

Тема сегодняшней конференции ставит непростую задачу осмыслить роль общества в обеспечении безопасности России. Ведь Россия огромна. И, к сожалению, не защищена должным образом. Разница геополитических, исторических и социокультурных условий, скажем, Калининграда, Владивостока и Махачкалы реально ощутима. Возникает вопрос: что же скрепляет воедино эти многочисленные народы, столь непохожие религии, отдаленные регионы? И что позволяет существовать им вместе, несмотря ни на какие угрозы и вызовы?

Система обеспечения национальной безопасности России функционирует на государственном и негосударственном уровне. Государственный уровень включает деятельность всех государственных органов, организаций и учреждений, должностных лиц, прямо или косвенно участвующих в защите жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Основой негосударственного уровня является формирующееся в России гражданское общество в лице его разнообразных общественных структур – неправительственных некоммерческих организаций, создаваемых в различных организационно-правовых формах, в том числе общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, фондов, а также религиозных организаций.

Негосударственные организации и составляют общественную подсистему обеспечения национальной безопасности, которая действует в тесном взаимодействии с государственными структурами. Это проявляется в том, что, с одной стороны, само общество испытывает потребность в самоорганизации, в выражении своих интересов через неправительственные гражданские институты, которые должны быть признаны государством и защищены правом. С другой стороны, создающееся демократическое государство выступает в роли реформатора, стремится преобразовать общественные отношения, что можно осуществить, лишь опираясь на общественную поддержку, в сотрудничестве с гражданским обществом, когда его институты и структуры выступают заинтересованными партнерами государства в решении социальных задач.

Важнейшей формой государственной поддержки гражданского общества является создание для него адекватной правовой базы, обеспечение механизмов правовой защиты интересов общественных структур, в том числе в первую очередь защиты основных прав и свобод граждан России.

Почему возникло понятие негосударственной системы обеспечения безопасности? Потому ли, что раньше государство само справлялось с этой задачей, а сейчас нет? Наверно такое утверждение неправомерно. Ибо обеспечение национальной безопасности – всегда процесс сложный, многофакторный. И государство много делает в этом плане: ведется большая работа в Центральном федеральном округе и других округах, в силовых министерствах, на местах. Но тогда почему возник вопрос? По ряду причин.

Во-первых, в отличие от прошлых лет негосударственный сектор – гражданское общество все активнее заявляет о себе. Это мощная динамичная сила, которую необходимо эффективно использовать в решении проблем национальной безопасности.

Во-вторых, многие годы потребность в национальной безопасности определялась факторами внешней агрессии, угрозы вторжения или наличием внутренней противостоящей политической силы. Сейчас появились новые угрозы, новые вызовы. И этим угрозам подчас эффективнее противостоят негосударственные структуры, гражданские институты. Например, после разрушения старой единой государственной системы патриотического воспитания именно общественные организации взяли на себя груз ответственности за формирование у подрастающего поколения соответствующих установок.

В-третьих, меняющийся мир требует развития альтернативных моделей решения государственно важных задач, в том числе и в сфере безопасности. Общественные объединения, консолидируя общество, создают важные предпосылки для этого.

В-четвертых, право на безопасность жизни, здоровья, собственности – неотъемлемое право человека. Никто не защитит права человека лучше, чем те, кто находятся к нему ближе всего – неправительственные организации, понимающие важность повседневных нужд рядовых граждан.

Проблема негосударственной системы безопасности захватывает целый спектр, широкую гамму общественных отношений, деятельности неправительственных организаций, политических процессов и т.д.

Вопросы безопасности – это вопросы выживания и успешного существования различных институтов: государства, общества, семьи. Причем общественная безопасность – проблема не менее актуальная, чем безопасность государственная. Государственная безопасность в первую очередь направлена на сохранение институтов власти, защиту от внешних посягательств на целостность государства, борьбу с врагами внутри страны. Общественная безопасность – безопасность институтов общества, запас его прочности в условиях кризиса. Общественная безопасность – это, если хотите, одно из условий существования гражданского общества. И это безопасность не только от внешних и внутренних угроз, не только защита традиционной духовности и интеллектуальной среды, но и защита от ненужного вмешательства государства в гражданскую сферу.

Общественной безопасности в наибольшей мере угрожают: углубление социального неравенства, несправедливость в распределении собственности и доходов, особенно от естественных монополий, рост криминала, снижение уровня образования, медицинского и социального обеспечения, демографический кризис, упадок духовности.

Очень важно определить уровень соотношения общественной безопасности и социальной ксенофобии, неизбежной в плюралистическом обществе. Призывая к бдительности, мы не отрицаем иных точек зрения, признаем их допустимость. Но есть вещи, жизненно важные для всего общества, – здесь плюрализм невозможен.

Исторически стремление осторожно относиться к новым идеям сохранило нашу самобытность, не дало разрушить единый духовный стержень многонационального народа. Но вовлечение в искусственные реформаторские эксперименты всегда болью отзывалось в народе, истончало систему социальной защиты. Сегодня мы пришли к тому, что сфера общественной безопасности находится в состоянии кризиса и ее необходимо поддержать на государственном уровне.

Социальная безопасность возможна только в условиях, когда каждый гордится тем, что он русский, что он живет в России – стране с удивительной Историей и Традицией. Но сегодня у нас выкорчевывается историческая память. Были в центре Москвы улицы, носившие имена Пушкина, Лермонтова, Чехова, Горького – зачем поменяли названия этих улиц? Ведь эти имена – часть нашего самого ценного национального достояния. Поменяли название улицы Богдана Хмельницкого на Маросейку, а еще хотим дружить с Украиной. Еще недавно повсеместно сносились памятники. А ведь на это способны только варвары. Стоят же во Франции памятники Наполеону и Робеспьеру, а в Англии – Кромвелю, и в Париже одна из площадей носит имя Сталинграда.

Общественная безопасность становится приоритетной среди других видов безопасности. И сейчас перед Россией стоит задача создания надежной иммунной системы, защищающей социальный организм от опасных болезней.

В обществе заложены очень мощные силы, которые можно сравнить с силой атомного ядра. Они могут быть положительными, а могут быть и разрушительными, когда реакция неуправляема. Именно поэтому так важна политическая деятельность партий и общественных движений, выборность, народовластие, многопартийность – они раскрепощают человеческий фактор, создают определенную социальную динамику в обществе, несут конструктивное, созидательное начало. С другой стороны, это вопрос баланса, саморегуляции, ответ на угрозы фашизма, экстремизма, пренебрежение народом, проведение социальных и экономических экспериментов без учета мнения большинства.

Накапливается критическая масса, которая ищет выход. Если это не учитывать, не прислушиваться и не вносить коррекции – масса приведет к взрыву более мощному, чем вторжение интервентов. И печальный опыт 89-91-го годов может повториться.

Одну из ключевых ролей в сохранении общественной безопасности играет духовная безопасность.

Духовная составляющая – органическая часть национальных интересов России. Защита их связана с обеспечением духовной безопасности страны, которая является одним из важнейших видов безопасности, наряду с такими, как военная, информационная, социальная, экономическая и т.д. Безопасность духовных основ российского государства – важнейшая сторона его стабильного и устойчивого развития, а их размывание грозит ломкой государственных и общественных структур, резким ухудшением духовного здоровья народа.

В этом плане духовная безопасность – это защита духовной экологии человека. Она совсем иная в России, чем, скажем, в Италии, Франции или Америке. Мы не говорим, что там плохо, а у нас – хорошо. Но мы – другие. Вот эту самость и стараются уничтожить за счет псевдорелигиозной интервенции, псевдокультуры, псевдопрогресса, псевдореформ и псевдочеловеческих ценностей. Это страшнее внешней вооруженной агрессии потому, что не мобилизует общество на отпор, смертельно опасно еще и потому, что побуждает общество к социальному суициду, саморазрушению, подобно раковой опухоли изменяя структуру и функцию ткани.

При этом мы не против того, чтобы брать у других лучшее. Но мы хотим делать это сами и взять то хорошее из опыта Запада и Востока, что привьется в России, что даст реальную пользу.

В связи с проблемой духовной безопасности остановимся на содержании понятия духовности. Это слово вошло в оборот с принятием на Руси христианства. К духовности первоначально относили все дела, касавшиеся веры и неотделимой от нее нравственности и подлежавшие ведению духовенства. В. Даль так определяет содержание слова "духовный": "Все, относящееся к Богу, Церкви, вере, но и все, относящееся к душе человека, его умственным и нравственным силам". То есть, помимо несомненной религиозной компоненты, духовность – это квинтэссенция человеческого в человеке. Поэтому, говоря о духовной безопасности, мы прежде всего имеем в виду цель – сохранить это глубинное основание культуры и человеческой природы – духовность.

Духовная безопасность базируется на последовательном неприятии обществом засилья пошлости и разврата в СМИ и воспитании, основанном на традиционных ценностях, таких как любовь к человеку, дружба народов, трудолюбие, патриотизм, коллективизм, прочность семейных устоев, моральная чистота и т.д.

Духовная безопасность тесно связана с другими видами общественной безопасности и, прежде всего, с информационной безопасностью. Именно информация, формируя смысловые пространства, влияет на взгляды и установки общества, создает условия для изменения ведущих ценностных ориентаций, определяет приоритеты развития социума.

Духовная безопасность – это щит против "пятой колонны", это главный заслон нашей многонациональной культуры, нашей самобытной многовековой цивилизации. Исчезновение национальной идентичности, размывание традиции, отказ от духовно-нравственных ценностей российского народа – путь к забвению истории, осквернению памяти предков и предательству наследия отцов.

Основной угрозой духовной безопасности в ее социальном измерении является эклектизация общественного мировоззрения под воздействием глобализации, секуляризации, вестернизации и оккультного влияния. При этом навязывается якобы наднациональный образ культуры и ментальности. Но мы знаем, что у глобализации и унификации есть свой стандарт, этот стандарт – американский образ жизни, все остальные считаются ущербно-недоразвитыми или недемократическими. И основная тяжесть критики со стороны проводников такого образа жизни ложится на ислам и православие как наиболее серьезные системы, оппозиционные "мировому правительству" и творимому им новому мировому порядку.

В условиях глобализации религию стараются сделать публичным явлением. Мировоззренческий аспект уступает место имиджевому, что отнюдь не способствует реальному усвоению обществом традиционных духовных контекстов. Религия из сферы сакральной, морально-этической переходит в "рынок духовных услуг".

Угрозу духовной безопасности России представляют и широко распространившиеся в последнее время различного рода оккультно-мистические организации, теософские общества, поклонники магии и колдовства. Они активно рекламируются некоторыми СМИ, стремящимися сделать человека подвластным манипулированию, лишающими его способности к самостоятельному, независимому мышлению.

Наконец, поход на нравственные устои общества, поощряемый извне, – это тоже страшная угроза, лишающая наш народ традиционного представления о смысле человеческой жизни.

Роль государства и заключается в том, чтобы помочь наиболее здоровым и активным силам общества противостоять натиску разрушительного воздействия на культуру и гражданское самосознание.

Сейчас многие ищут национальную идею. Но она выкристаллизовывается в самоотверженном порыве, в борьбе, в тяжелом труде, в подвижничестве. Мне думается, что мы нуждаемся не в абстрактной национальной идее, а в конкретных, причем больших, серьезных делах и задачах, в решении которых будет задействовано все общество. Как выходили из кризиса многие страны? Общественные работы, строительство дорог и жилья, созидательный энтузиазм молодежи. Это пример и Германии, и США, и СССР после первой и второй мировых войн. Многие общественные объединения, фонды просто ждут такого же порыва. Им нужны точки приложения сил.

Очень важно, чтобы ответственность за духовную безопасность России взяла на себя и Русская Православная Церковь. Это не означает огосударствления Церкви, а говорит о ее неразделенности с государством и обществом. Структура Русской Православной Церкви всегда была государственно укрепляющим стержнем не на уровне идеологических призывов, а в реальной жизни социума, она должна быть опорой традиционализма и патриотизма, проводником русского самосознания.

Мы много говорим о федерализме, но у федеральных структур реальных нитей, скрепов, обеспечивающих целостность федеративного государства, мало: армия, связь, железные дороги, федеральные округа. Русская Православная Церковь, другие традиционные религиозные организации – еще одна скрепа федерализма и даже одна из тонких основ все еще существующего единства славянских и других духовно близких народов.

Какими нам видятся основные направления в укреплении общественной и духовной безопасности?

Первое: вовлечь подавляющую массу населения в созидательную полезную деятельность. Это задача как 1-го сектора (государства), так и большой экономики (2-й сектор) и гражданского общества (3-й сектор). Чтобы спасти страну, необходимо народу дать возможность работать. И даже на первом этапе заставить работать тех, кто уклоняется от созидательного труда. Многие пугаются этого слова, да я и сам не большой сторонник таких мер, но на данном этапе они необходимы. Слишком много развелось у нас социальных паразитов, плодящих преступность. Следующий этап: побудить Россию работать. В обществе должна культивироваться надежная мотивация к труду, ибо оно уже теряет много из того, что было накоплено в результате созидательного труда предшествующих поколений.

Второе: пропаганда здорового образа жизни без алкоголя, табака и наркотиков. Для этого необходимы переориентация на защиту духовного и физического здоровья всех СМИ, массовая система непрофессиональных спортивных учреждений и площадок, досуговые места некоммерческого отдыха, клубы по интересам, летние лагеря, патриотические разновозрастные отряды.

Третье: защита традиционной семьи. Для многодетных семей я предложил бы отменить подоходный налог. Это был бы реальный шаг в стимулировании улучшения демографической ситуации в стране.

Четвертое: создать федеральный орган по борьбе с беспризорностью. В стране, которая не воевала, почти 40 тысяч беспризорников. И они пополняют армию криминала. Необходима система трудовых домов-интернатов для беспризорных детей, нужно привлечь внимание к этой проблеме самой широкой российской общественности.

Пятое: мы должны укрепить веру народа в себя, поднять престиж человека труда. Для этого необходимо создать систему поощрения лучших работников, удостаивать их государственных наград, премий.

Шестое: Возвратиться к национальным корням. Огромную роль здесь могут сыграть традиционные религиозные организации. Дать возможность качественно преподавать основы православной культуры в школе. Для этого подготовить хороший содержательный учебник, написанный понятным ребенку языком и содержащий сведения о других традиционных конфессиях.

Страна, общество нуждаются в высокой духовной планке. Этим мы снова обретем уважение и влияние во всем мире. Россия всегда поражала другие страны высочайшим уровнем своей духовности. А духовность – это самая большая и неповторимая ценность для всего человечества.

И последнее. Уже сейчас видно, какую сложную и многогранную тему подняли организаторы конференции. Надеюсь, что она станет началом целого ряда мероприятий по становлению эффективной негосударственной системы общественной безопасности в России.

Ссылки по теме:

В Москве прошла конференция, посвященная роли религиозных организаций в обеспечении духовной безопасности России

Виктор Зоркальцев: "Религиозные организации – один из наиболее важных институтов гражданского общества, хотя еще и не очень заметный в России…" [интервью порталу "Религия и СМИ"]

О книге Виктора Зоркальцева "Духовное единение"

Комитет ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама