В последнее время в обществе вновь обострился давний спор по поводу введения в учебный курс предмета "Основ православной культуры".
В качестве компромисса (в большей степени с атеистами, чем с представителями других исповеданий) сторонникам введения предмета предлагается курс "Основы мировых религий". С позиций преподавателя "Истории религий" в ВУЗе, данная идея представляется непродуктивной. Было бы, конечно, полезно дать молодому человеку любого исповедания широкие познания о духовном пути человечества. Однако следует сообразовываться с реальностью. Даже в рамках вузовской программы восприятие сложных религиозно-философских конструкций иных цивилизаций бывает для студента затруднено. Сравнительно небольшой курс, знакомящий школьника с "основами" от первобытных религий до новых религиозных движений, и даже только с основными религиями мира, будет просто бесполезен. Учащийся элементарно "утонет" в море пестрой, ненужной ему и сложной для восприятия информации.
В реальности ему необходимо именно ознакомление с религиозными основами той культуры, в которой он пребывает, чтобы ему лучше понимать ее литературу и историю.
Вспомним 1990-е годы. В то время попытка ввести в рамках обществоведения "Историю религий" удалась лишь в наиболее "продвинутых" учебных заведениях. И это при наличии авторского учебника Г.А.Елисеева "История религии", написанного доступным языком и в рамках целостной авторской концепции.
Обратимся к мировому опыту. Допустим, мусульманские страны (от Египта до Пакистана) не могут служить примером для современной России. Хотя причины такого отношения мне не вполне ясны. Но в целом ряде западноевропейских государств существует или до недавнего времени существовала в условиях вполне демократического общества система преподавания даже не "основ культуры", но конкретной религии. При этом степень преобладания верующих доминирующей численно религии в этих странах над атеистами и иноверцами в целом сопоставима с российской.
Можно указать в качестве примера на целый ряд преимущественно протестантских стран (в которых, заметим, повсеместно протестантизм является государственной религией). Это Великобритания, Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия. Не стоит дополнять этот перечень православной Грецией (где православные все-таки составляют более 90% населения по официальным данным) или странами с крепкими католическими традициями. В Великобритании, например, возмущение у населения и судебные иски вызывают не преподавание "англиканских" предметов, а попытки ввести наряду с ними на местах преподавание ислама или индуизма.
Отказ ряда европейских стран в последнее время от преподавания религиозных предметов в средних школах едва ли может служить примером. Он стоит в одном ряду с общей "либерализацией" европейского законодательства, вослед которой Россия, кажется, идти не хочет.
На протяжении десятилетий преподавание религиозных предметов в школах не считалось противоречащим классической европейской демократии.
Политизация споров вокруг "Основ православной культуры", неизбежная в связи с происходящими в обществе процессами, вызывает, впрочем, колебания у некоторых даже вполне убежденных православных. Некоторые из них предлагают расширять сеть воскресного образования, которое сможет заменить детям из православных семей уроки "Основ православной культуры". Такая позиция, рассуждая с точки зрения верующего человека, не кажется слишком обоснованной.
Воскресная школа при всех своих достоинствах приучает воспринимать веру как некое "дополнение" к повседневности. Соответственно, православная культура может быть подменена даже в сознании православных православной субкультурой. Религия в этом случае может превратиться в нечто не имеющее прямого отношения к "настоящей", "будней", жизни. Это ошибочный подход.
Помимо же прочего, этот подход чреват подсознательным отождествлением "Основ православной культуры" с присутствующим в программе воскресного обучения "Законом Божьим". Но предмет "Основы православной культуры" историко-культурный по своему характеру. Он сознательно ориентирован на ознакомление детей независимо от исповедания с культурным наследием христианства и, прежде всего, православия, сыгравшего столь большую роль в истории России. Эти знания действительно необходимы любому образованному человеку. В то же время преподавание ОПК не есть "обучение вере".
У многих, однако, вызывает беспокойство, усиливающееся именно в связи с политизацией дискуссий, возможное недовольство мусульманской и других нехристианских общин России.
Беспокойство это не вполне беспочвенно, но в значительной степени надуманно.
Во-первых, едва ли образованные люди, проявляющие заинтересованность в межрелигиозном диалоге, пожелают держать свою паству в неведении относительно основ преобладающей в стране культуры.
Во-вторых, в ряде "мусульманских" регионов велось или ведется преподавание "истории ислама" или "основ ислама" в общеобразовательных школах. Известны и привилегии, предоставленные в свое время буддийской общине в одной из автономных республик.
Позиция Русской Православной Церкви по этому поводу, неоднократно озвученная ее иерархами, хорошо известна. Нет препятствий для преподавания в регионах с преобладанием той или иной религии основ, например, исламской культуры. Определению нуждающихся в этом регионов может послужить введение в перепись населения вопроса о религиозной или конфессиональной принадлежности такая мера предлагалась Патриархом Алексием II.
Добавлю, что преподавание региональной религиозной культуры должно сочетаться с изучением основ религиозной культуры, преобладающей в масштабе всего государства. Естественно также, что преподавание таких историко-культурологических предметов должно вестись с учетом чувств верующих разных конфессий, уважительно, объективно и корректно. Частные беспокойства не должны способствовать продуцированию религиозно-культурного невежества молодежи, с коим сталкиваются даже российские вузы.
Источник: АПН