ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Против антирелигиозного невежества!

Сергей Андреянов :: 02 июля 2007

В последнее время в обществе вновь обострился давний спор по поводу введения в учебный курс предмета "Основ православной культуры".

В качестве компромисса (в большей степени с атеистами, чем с представителями других исповеданий) сторонникам введения предмета предлагается курс "Основы мировых религий". С позиций преподавателя "Истории религий" в ВУЗе, данная идея представляется непродуктивной. Было бы, конечно, полезно дать молодому человеку любого исповедания широкие познания о духовном пути человечества. Однако следует сообразовываться с реальностью. Даже в рамках вузовской программы восприятие сложных религиозно-философских конструкций иных цивилизаций бывает для студента затруднено. Сравнительно небольшой курс, знакомящий школьника с "основами" от первобытных религий до новых религиозных движений, – и даже только с основными религиями мира, – будет просто бесполезен. Учащийся элементарно "утонет" в море пестрой, ненужной ему и сложной для восприятия информации.

В реальности ему необходимо именно ознакомление с религиозными основами той культуры, в которой он пребывает, – чтобы ему лучше понимать ее литературу и историю.

Вспомним 1990-е годы. В то время попытка ввести в рамках обществоведения "Историю религий" удалась лишь в наиболее "продвинутых" учебных заведениях. И это при наличии авторского учебника Г.А.Елисеева "История религии", написанного доступным языком и в рамках целостной авторской концепции.

Обратимся к мировому опыту. Допустим, мусульманские страны (от Египта до Пакистана) не могут служить примером для современной России. Хотя причины такого отношения мне не вполне ясны. Но в целом ряде западноевропейских государств существует или до недавнего времени существовала в условиях вполне демократического общества система преподавания даже не "основ культуры", но конкретной религии. При этом степень преобладания верующих доминирующей численно религии в этих странах над атеистами и иноверцами в целом сопоставима с российской.

Можно указать в качестве примера на целый ряд преимущественно протестантских стран (в которых, заметим, повсеместно протестантизм является государственной религией). Это – Великобритания, Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия. Не стоит дополнять этот перечень православной Грецией (где православные все-таки составляют более 90% населения по официальным данным) или странами с крепкими католическими традициями. В Великобритании, например, возмущение у населения и судебные иски вызывают не преподавание "англиканских" предметов, а попытки ввести наряду с ними на местах преподавание ислама или индуизма.

Отказ ряда европейских стран в последнее время от преподавания религиозных предметов в средних школах едва ли может служить примером. Он стоит в одном ряду с общей "либерализацией" европейского законодательства, вослед которой Россия, кажется, идти не хочет.

На протяжении десятилетий преподавание религиозных предметов в школах не считалось противоречащим классической европейской демократии.

Политизация споров вокруг "Основ православной культуры", – неизбежная в связи с происходящими в обществе процессами, – вызывает, впрочем, колебания у некоторых даже вполне убежденных православных. Некоторые из них предлагают расширять сеть воскресного образования, которое сможет заменить детям из православных семей уроки "Основ православной культуры". Такая позиция, рассуждая с точки зрения верующего человека, не кажется слишком обоснованной.

Воскресная школа при всех своих достоинствах приучает воспринимать веру как некое "дополнение" к повседневности. Соответственно, православная культура может быть подменена даже в сознании православных православной субкультурой. Религия в этом случае может превратиться в нечто не имеющее прямого отношения к "настоящей", "будней", жизни. Это ошибочный подход.

Помимо же прочего, этот подход чреват подсознательным отождествлением "Основ православной культуры" с присутствующим в программе воскресного обучения "Законом Божьим". Но предмет "Основы православной культуры" – историко-культурный по своему характеру. Он сознательно ориентирован на ознакомление детей независимо от исповедания с культурным наследием христианства и, прежде всего, православия, сыгравшего столь большую роль в истории России. Эти знания действительно необходимы любому образованному человеку. В то же время преподавание ОПК – не есть "обучение вере".

У многих, однако, вызывает беспокойство, – усиливающееся именно в связи с политизацией дискуссий, – возможное недовольство мусульманской и других нехристианских общин России.

Беспокойство это не вполне беспочвенно, но в значительной степени надуманно.

Во-первых, едва ли образованные люди, проявляющие заинтересованность в межрелигиозном диалоге, пожелают держать свою паству в неведении относительно основ преобладающей в стране культуры.

Во-вторых, в ряде "мусульманских" регионов велось или ведется преподавание "истории ислама" или "основ ислама" в общеобразовательных школах. Известны и привилегии, предоставленные в свое время буддийской общине в одной из автономных республик.

Позиция Русской Православной Церкви по этому поводу, неоднократно озвученная ее иерархами, хорошо известна. Нет препятствий для преподавания в регионах с преобладанием той или иной религии основ, например, исламской культуры. Определению нуждающихся в этом регионов может послужить введение в перепись населения вопроса о религиозной или конфессиональной принадлежности – такая мера предлагалась Патриархом Алексием II.

Добавлю, что преподавание региональной религиозной культуры должно сочетаться с изучением основ религиозной культуры, преобладающей в масштабе всего государства. Естественно также, что преподавание таких историко-культурологических предметов должно вестись с учетом чувств верующих разных конфессий, уважительно, объективно и корректно. Частные беспокойства не должны способствовать продуцированию религиозно-культурного невежества молодежи, с коим сталкиваются даже российские вузы.

Источник: АПН

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама