Конфликт между муфтиями сказывается в первую очередь на простых мусульманах.
Фото Даниила Борисова
В середине июня между мусульманскими духовными организациями двух российских столиц с неожиданной силой разразилась настоящая информационная война. Поводом для нее послужило неудавшееся покушение на губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко, которое готовили, по информации, просочившейся в СМИ, "двое граждан России, недавно принявшие ислам". Всех обстоятельств раскрытой в середине мая подготовки злодеяния в правоохранительных органах не раскрывают. Однако обсуждение этого дела уже обнажило серьезный конфликт между Духовным управлением мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Запада России (ДУМСЗР) и Советом муфтиев России (СМР). Две авторитетные мусульманские организации обвинили друг друга в недостаточной просветительской работе среди мусульман и потакании экстремистам.
14 июня в Москве председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин провел совещание с участием представителей ряда мусульманских организаций Санкт-Петербурга. В нем также принял участие замглавы администрации губернатора Северной столицы Виталий Азаров. "Сложившаяся в мусульманской умме региона ситуация требует внимания и вмешательства, – заявил муфтий Равиль Гайнутдин. – В условиях утраты контроля над религиозным просветительским процессом, отданным на откуп заезжим проповедникам, наряду с отсутствием в регионе авторитетного мусульманского духовного лидера это чуть не привело к большой трагедии".
На московском заседании обсуждался вопрос о назначении "полномочных представителей" Совета муфтиев при губернаторах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. "Мы не создаем никаких параллельных структур, – заявил при этом Равиль Гайнутдин. – Наша – задача помочь общинам региона объединиться". Как сообщает официальный сайт Совета муфтиев, Гайнутдин привел "печальную статистику": в "регионе, где проживает более миллиона мусульман", существует лишь одна мечеть (имеется в виду соборная мечеть на Кронверкской набережной), и начато строительство еще одной. При этом, по словам московского муфтия, верующие жалуются на то, что соборная мечеть в Санкт-Петербурге работает нерегулярно и часто бывает закрыта.
Инициативы Равиля Гайнутдина были сразу приняты в штыки муфтием ДУМСЗР Джафаром Пончаевым. Он назвал безосновательным заявление московского муфтия о том, что, не занимаясь исламским просвещением, ДУМСЗР фактически несет косвенную ответственность за радикализацию мусульман и их участие, в частности в подготовке покушения на губернатора. "У нас очень послушная молодежь, и нет более спокойного региона России, чем Петербург", – сказал Пончаев. "Наше духовное управление было создано при Екатерине II, а Совет муфтиев – 10 лет назад. У нас муфтият в три раза больше, чем у Гайнутдина. Он нам никто. Мы никогда не будем подчиняться ему", – заявил также петербургский муфтий.
В ДУМСЗР полагают, что муфтий Равиль Гайнутдин использовал случай с подготовкой покушения на Валентину Матвиенко как повод для вмешательства во внутренние дела мусульманской общины. "Почему Равиль Гайнутдин не смог предотвратить массовую драку, которая состоялась 22 июня в Москве возле станции метро "Китай-город"? Почему он не отвратил теракт в театре на Дубровке в 2002 году или взрывы домов в 1999 году?" – спрашивает заместитель председателя ДУМСЗР Камиль Ислаев.
"Муфтий Джафар Пончаев работает здесь уже 30 лет, – продолжил Ислаев в беседе с корреспондентом "НГР". – Когда он начинал свою деятельность, главная мечеть на Кронверкской набережной была заброшена. Сегодня в ней собирается около 3,5 тысячи человек. Сейчас уже закончены работы по строительству второй городской мечети в Приморском районе Петербурга. Там осталось установить полумесяц, после чего начнется внутренняя отделка. В ноябре состоится также открытие медресе".
Вопрос о новых мечетях в Петербурге на самом деле стоит довольно остро. Нынешняя информационная война между СМР и ДУМСЗР – по сути дела, продолжение конфликта пятилетней давности, связанного с планами постройки второй петербургской мечети в пойме Муринского ручья. Проект финансировался Советом муфтиев, и в случае его реализации в Северной столице появилась бы мечеть, неподконтрольная муфтию Джафару Пончаеву. ДУМСЗР противилось такому варианту развития событий. При этом петербургский муфтий не скупился на обвинения в ваххабизме всех, кто не согласен с его статусом духовного лидера мусульман Санкт-Петербурга. В итоге строительство мечети Совета муфтиев было приостановлено властями, после чего под мечеть был выделен другой участок – в Приморском районе города. Это строительство уже полностью контролировалось ДУМСЗР и сегодня близко к завершению. Таким образом, первая попытка СМР "укрепиться" в Санкт-Петербурге закончилась ничем.
Возможно, недовольство ряда петербургских общин многолетним "правлением" Пончаева вновь подталкивает Совет муфтиев к зондированию петербургской почвы. Правда, в ДУМСЗР об этом говорят несколько иначе. "В последние годы в Санкт-Петербурге правоохранительные органы закрыли четыре ваххабитские организации, – заявил "НГР" заместитель Пончаева. – Куда им деваться? Вот они и обратились к Гайнутдину. 14 июня эти люди присутствовали на совещании в Совете муфтиев в Москве и просили его помочь им восстановить свои организации. Но этого не произойдет. Муфтий Пончаев не работает с ними и никогда не будет работать, потому что он призывает к миру и согласию в обществе, а они призывают к убийству".
В Санкт-Петербурге существуют три исламские религиозные организации, пользующиеся независимостью от ДУМСЗР. Это организация "Аль-Фатх", Исламский центр Санкт-Петербурга и Исламский культурный центр "Источник". Заместитель председателя "Аль-Фатх" Джамалетдин Махмутов (сын лидера движения Хафиза Махмутова) действительно присутствовал на совещании в Совете муфтиев 14 июня. Однако "Аль-Фатх" входит в Духовное управление мусульман европейской части России, и в этом смысле присутствие его фактического руководителя в Москве вполне логично. Что касается двух других "независимых" исламских организаций Санкт-Петербурга, то они действительно имеют проблемы с правоохранительными органами, однако за помощью в Совет муфтиев не обращались.
Любопытно, что не кто иной, как представитель "Аль-Фатх" Джамалетдин Махмутов, в свое время ввел в оборот цифру в миллион мусульман – жителей Санкт-Петербурга. Когда же о "миллионе питерских мусульман" заявил муфтий Равиль Гайнутдин, ряд наблюдателей не согласились с таким подсчетом. В частности, исламовед Роман Силантьев заявил, что, по данным переписи 2002 года и соцопросов, "даже с учетом текущих миграционных процессов общая численность мусульман в Петербурге и Ленинградской области не превышает 100 тысяч человек". Однако какой бы ни была реальная численность последователей ислама в Северной столице, конфликт между петербургским и московским муфтиями уже дал обильную пищу для размышлений исследователям новейшей истории исламского сообщества в России и журналистам.
Источник: НГ-Религии