Армия теперь вне политики. Но душа у солдата есть
С 19 по 25 июня на базе Военно-Воздушных сил проходил V Всероссийский учебный сбор духовенства, взаимодействующего с Вооруженными силами ("Миссия выполнима", "ННГ", N 26). Часть этого мероприятия состоялась на новгородской земле. Именно у нас проходило одно из знаковых мероприятий сбора освящение стратегического ракетоносца Ту-95МС с присвоением ему почетного наименования "Великий Новгород". Этим красивым актом сборы завершились, но продолжился диалог между армией и церковью, продолжился поиск очень важных для этих институтов и всего общества нравственных ценностей.
Человеку служивому необходима духовная мотивация служения Отечеству.
Подробности
Наверное, не надо быть очень наблюдательным, чтобы заметить, что у армии и церкви очень много общего. Единоначалие, четко определенная и отработанная веками структура, веками же установленная иерархия.
Диалог между церковью и армией, попытки найти точки соприкосновения начались в начале 90-х. Советские моральные и духовные ценности были объявлены фальшивыми и изжившими себя, но на обломках старой идеологии не выросла новая идея. Очень быстро государство стало терять прочность, и только за счет инерции, по счастью существующей в человеческом сознании, продолжалось служение государству.
Уничтожались ракеты, танки, корабли и радиолокационные станции. Армия спешно сдавала завоеванные отцами и дедами земли, отступая в никуда. Уже совсем чуть-чуть оставалось до того момента, чтобы само понятие военной службы Отечеству стало не нужным, не почетным. Слава Богу, что этот процесс все-таки не был доведен до конца. Слава и традициям российского офицерства, которое, хоть и душевно искореженное, продолжало делать то, что предписывали присяга и долг. И если присяга понятие вполне материальное, на бумаге изложенное, печатями проштампованное и в высших инстанциях утвержденное, долг понятие нематериальное.
Раньше воспитанием и объяснением важности нематериальных ценностей, основанных на вере в нечто высшее, в армии занимались замполиты заместители командиров частей по политической подготовке. Они воспитывали как могли, как умели, как их в высших училищах военно-политических учили, в солдатах, сержантах, в матросах и старшинах, в прапорщиках и мичманах любовь к коммунистической партии и Родине. Причем партия всегда стояла на первом месте. Считалось, что без этой противоестественной любви не могло быть любви к Родине. Худо ли бедно, но эта воспитательная работа свои плоды давала. Я не говорю о Великой Отечественной, но даже в Афганистане солдаты умирали не за деньги, не за блага. За партию вряд ли. За Родину умирали. И чудеса героизма показывали. Потому что была вера! Не в Бога, в нечто, но была.
Постепенно вера эта таяла, да и само государство, за которое воевали, приказало долго жить. Вторая часть того, за что было предписано замполитами умирать партия, "двадцатимиллионный авангард советского народа", без всякого сопротивления сдала свои позиции. Не стало и идеологии, которая обосновывала необходимость служить и умирать, врагу не сдаваясь. Замполиты, правда, в армии остались, хотя и называются теперь по-другому: заместители командира по воспитательной работе, но для краткости их именуют по-прежнему. Но их работа без прежней идеологической вооруженности, судя по всему, особого успеха не имеет.
В октябре 1995 года при Московской патриархии был создан Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Задачей его является координация и практическое осуществление пастырской и духовно-просветительной деятельности среди военнослужащих, сотрудников правоохранительных учреждений, членов их семей, а также лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Так Церковь обозначила свою озабоченность состоянием духовного окормления Вооруженных сил. Армия к тому времени стала по-настоящему больной частью государственного организма. Демократические процессы, приведшие к большей или меньшей, но все-таки гласности, к озвучиванию негативных явлений в новой российской армии, совсем отбили охоту отдавать воинский долг. "Откосившие" и "отмазавшиеся" стали героями, а служившие неудачниками.
По пути в авиагарнизон Сольцы, который на три дня принял к себе участников сборов военного духовенства, Господь сподобил, иначе не скажешь, познакомиться мне с отцом Александром.
Служит он в храме Великомученика Георгия при Военно-воздушной академии им. Гагарина. Сам из семьи военного, мечтал быть летчиком-истребителем, да зрение подвело. В армии служил, окончив семинарию. Служить или не служить раздумий не было, хотя страхи всякие были. Одним из этих страхов был страх оказаться белой вороной среди неверующих. Страхи оказались преувеличены. Службу в армии вспоминает как хорошую школу.
К вере отец Александр шел через сомнения, через поиск самого себя: кто я? Зачем живу? Перебывал и у буддистов, и у евангелистов, и у пятидесятников, но обрел себя в православии. Все-таки, наверное, у русского человека христианская вера в крови, в генах.
В православной церкви, говорит о. Александр, как дома почувствовал себя, несмотря на то, что поначалу и не знал, как себя правильно вести. Старушки верующие поругивали, но все равно родным себя здесь ощутил.
Отец Александр многое рассказал мне о взаимоотношениях церкви и армии, о том месте, которое сейчас занимает священник в Вооруженных силах.
До сих пор штатная должность священника ни в одной из армейских структур не предусмотрена. Духовным окормлением личного состава воинских частей по мере возможности занимаются приходские священники. В некоторых частях открывают свои храмы. Пока это скорее исключение, чем правило, но и в этом случае служит там не полковой батюшка, а приходской священник. Не всегда такие храмы долго живут, но если выживают, то прихожане в военной форме всегда находят здесь участие и внимание. При академии им. Гагарина храм успешно действует, и идут сюда и слушатели академии офицеры, и солдаты из частей обеспечения.
Однажды, вспоминает о. Александр, пришел ко мне солдатик молоденький: "Батюшка, что-то у меня все не так". Разговор с ним начал с десяти заповедей. Из всех он сумел назвать только две: не убий и не укради. Рассказал ему об остальных восьми. Слушал он внимательно. "Батюшка, говорит, а вот матом я ругаюсь, мучает это меня". А ты попробуй, как верующие делают: они поклоны бьют, когда бранное слово у них с уст вылетает, а ты попробуй отжиматься каждый раз, как ругнешься. Для здоровья польза, да и через руки до ума дойдет. Можно посмеяться над этим, но избавился парень от дурной привычки. Потом у него и все остальное наладилось. С девушкой своей отношения выстроил. Постоянным прихожанином он не стал, но я ему помог поверить в себя. Это была маленькая проблема, но очень важная для одного конкретного человека. А ведь от конкретного человека зачастую зависит судьба многих...
На заседании в Доме офицеров среди других выступил и муфтий Пермского края Хузин Мухаммедгали (в сборах участвовали священники всех основных религиозных конфессий России). Муфтий первым из священнослужителей недавно участвовал в больших военных учениях на Урале. Там развертывалась целая армия, и большинство призванных из запаса исповедовали ислам. Он рассказал случай, имевший место в одной из частей Уральского военного округа. Среди призывников оказалась группа мусульман. Они отказывались нести службу, говоря, что вера не позволяет им ходить в наряд, мыть полы и туалеты. Беседы заместителя командира по воспитательной работе не помогали. Командир решил пригласить для разговора с ними муллу. После беседы с муллой молодые солдаты вообще отказались принимать присягу, заявив, что не желают служить неверным. Командир не вдавался в тонкости различных ветвей ислама и не предполагал, что беседа муллы принесет такие ошеломляющие плоды. Многих трудов стоило муфтию исправить командирскую ошибку и объяснить молодым солдатам общие для людей любого вероисповедания духовных моментов служения единой для нескольких наций Родине. Хузин Мухаммедгали отметил, что командирам надо быть очень осторожными при выборе священника для духовной беседы с мусульманами. Например, идет хорошо проплаченная из-за рубежа пропаганда ваххабизма.
Конфликты на межнациональной почве, возникающие из-за незнания или из-за неуважения законов той или иной веры, это проблема очень серьезная. И решить эту проблему помогают священники. Не везде найдется мулла, раввин или лама, чтобы помочь солдату того или иного вероисповедования. Поэтому православные священники должны знать особенности веры не только православной, и обмен опытом совместной работы представителей нескольких конфессий был абсолютно необходим. Да и не только обмен опытом. Например, в воинской части в Новоселицах служат сразу несколько десятков человек, исповедующих буддизм. Для них встреча с ламой, участвующим в работе сборов, была большой моральной поддержкой.
Нынешнее движение армии и церкви навстречу друг другу не является чем-то абсолютно новым и неведомым. На протяжении веков рядом с воином всегда стоял священник, вооружая воина духовно. Впрочем, были в истории случаи, когда и сам священник становился воином, беря в руки оружие, поднимаясь на битву "за други своя". Походная церковь всегда сопровождала воинские колонны, и полковой священник всегда утолял духовную жажду страждущего, облегчал душу солдатскую, наставляя на путь истинный всякого, кто того пожелал, отпускал грехи воинам, жизнь за Веру и Отечество на поле брани положившим. Только революция сломала этот вековой союз. Но "есть время разбрасывать камни, и есть время их собирать". Такое время настало–
Церемония освящения одной из самых грозных в нашей авиации крылатых машин ракетоносца Ту-95 МС завершила V сбор священнослужителей, сотрудничающих с Вооруженными силами. Грозный ракетоносец, окропленный святой водой, понесет теперь на своем борту через просторы воздушного океана имя Великого Новгорода.
Отношения с церковью существуют у всех родов войск, но особо благоволят к ней Военно-Воздушные силы. Может, потому, что они к Богу ближе?
Нюанс:
Когда-то были и подводная лодка, и торговый корабль с новгородским именем на борту. Пустячок, а приятно.
Но к присвоению имени "Великий Новгород" мощному ракетоносцу особое отношение. Дело в том, что власти областного центра давненько на вполне законных основаниях "приватизировали" право на использование символики древнего города. Не то чтобы за это обязательно требовали денег но разрешения спрашивать надо. Однако вот парадокс: новгородским "брендом" украсили самолет без всякого согласования с мэрией.
И тоже вроде бы вполне законно: ведь ее распоряжения действуют лишь на территории Новгорода.
Если хотите, этот парадокс тоже относится к "приметам времени". Времени, где все спорят за право собственности. Но в праве этом остаются лазейки; Дай Бог погоду летную...
фото: Теперь у Дальней авиации есть драгоценный дар от Великого Новгорода ларец с мощами новгородских святых. Этот дар был передан Павлу Андросову во время церемонии в Софийском соборе; Обычай освящать оружие существовал издревле, но именно наш владыка архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, как отметил главнокомандующий Дальней авиацией генерал-майор Павел Андросов, ввел в церковный обиход церемонию освящения самолетов; В колонну по четыре становись
04.07.07.
Источник: Новая новгородская газета