ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Евгений Баккал: "Нас, караимов, пора занести в Красную книгу"

Сергей Путилов :: 10 июля 2007

Вокруг караимов возникло немало легенд и откровенных вымыслов. Одни называют караимов "еврейской сектой", другие считают наследниками могущественного Хазарского каганата, третьи говорят, что они вообще давно исчезли. На вопросы "Благовест-инфо" отвечает один из представителей этого вымирающего народа, председатель Севастопольской ассоциации крымских караимов "Фидан" Евгений Баккал.

– Евгений Григорьевич, так кто же такие крымские караимы?

– Караимы исповедают караимизм и относятся к одной из самых малочисленных национальностей. На сегодняшний день их всего около 2 000 в мире. Караимы как этнос сложились, то есть осознали себя как единый народ – в Крыму. Они принадлежат к тюркской языковой группе. На крымском полуострове на сегодняшний день проживают три таких народа – караимы, крымчаки и татары. Эти народы этнически близки по происхождению, обычаям, языку, культуре, традициям. Но они разные по вероисповеданию. Караимы исповедают караимизм. Это учение Анана бен Давида. Он жил в VIII веке и, будучи евреем, признавал только Ветхий Завет, отрицая при этом позднейшие наслоения и истолкования Священного Писания, в том числе Талмуд. Этим

караимы в чем-то близки раннему христианству. Обычно на бытовом уровне путают, говорят, что караимы – это "евреи". Но это некорректно, так как караимы – самостоятельный этнос. Так же как не евреи и родственные караимам крымчаки, которые исповедают иудаизм. Крымские татары в своей массе, как известно, придерживаются ислама. Во время Второй мировой войны крымчаки, в отличие от караимов, были отнесены фашистами к евреям и подверглись такому же геноциду, как и весь еврейский народ. С караимами получилось иначе. Немцы – народ пунктуальный и дотошный. Так вот, они начали разбираться, кто есть кто, и пришли к выводу, что караимы не являются евреями. Это во многом спасло наш народ в годы войны. Специальных репрессий против "евреев" – караимов фашисты не проводили.

– На каком языке говорят караимы?

– Караимский язык относится к тюркской языковой группе. То есть родственен языку, на котором говорят крымчаки, татары, турки, азербайджанцы, каракалпаки, карачаевцы. Компактно караимы проживают также в Литве. Туда во времена князи Витовта в XIV веке были переселены 383 семьи. В Тракае есть караимская слобода, музей. Поэтому сейчас ученые выделяют тракайский и крымский диалекты караимского языка. Также существует галицкий диалект, в Галиции караимы также проживают с XIV века.

– Где, кроме Крыма и Украины, еще проживают караимы?

– Караимы – народ немногочисленный, рассыпаны по миру. Всего караимов осталось около 2 000 человек в мире. Из них в Крыму примерно половина – 900 человек. Есть также немногочисленные общины в Польше, Австралии, Харбине, США (в Лос-Анджелесе). Многие караимы уехали из Крыма после революции. Есть община в Израиле. Израиль принимает караимов так же, как и евреев. Человек, имеющий документально подтвержденные караимские корни, может написать заявление и уехать на постоянное место жительства в Израиль.

– Значит, фашистские идеологи все же были не правы, и караимы – часть еврейского народа?

– Среди израильских ученых есть точка зрения, что караимы – это одно из потерянных колен израильского народа. Поэтому Израиль охотно принимает караимов. У меня несколько знакомых туда уехали. В Израиле сложилась караимская община. Споры среди ученых – относить ли караимов к евреям – идут до сих пор. Но все же наиболее распространенной является точка зрения, что караимы – этнические тюрки. Причем караимов пускают в Израиль – страну, где государство не отделено от религии, несмотря на то, что мы, в отличие от иудеев, отрицаем столп иудаизма – Талмуд. Но мы признаем Ветхий Завет. Так же как и у евреев, богослужение караимов идет на древнееврейском, арамейском языке. Для нас это язык Библии. В наши дни богослужение у крымских караимов ведется, кроме арамейского, также на караимском и русском языках. До присоединения Крыма к России в XVIII веке караимы даже письменность имели еврейскую, то есть арамейскую. Но представьте – вы живете, хотите учиться, работать, общаться с людьми. Поэтому постепенно караимы стали перенимать русский язык. В письме использовалась кириллица, но язык был тюркский. В Крыму караимский язык был также частично ассимилирован татарским. Поэтому если взять тракайский диалект, то он будет более древним и, соответственно, чистым караимским языком.

– Многие ли из караимов еще могут говорить на своем родном языке?

– К сожалению, на сегодняшний день носителей языка осталось очень мало. В основном это люди преклонного возраста. Например, моя мама, которая умерла два года назад, еще знала караимский язык. Старики еще что-то помнят по-караимски. Но поскольку караимов мало и живут они в русскоязычной среде, то нет практики, и наш язык постепенно исчезает.

– Сколько и где проживает караимов на сегодняшний день?

– В 2001 году в Крыму и Украине была проведена перепись караимов. Был задан такой вопрос: "Кем вы себя ощущаете?". То есть человек может быть по крови на половину, на четверть, на шестнадцатую часть караимом. Ведь много смешанных браков. Выяснилось, что по признаку "национального самосознания" в Крыму и Украине караимами себя считают около тысячи человек. Это примерно половина из проживающих на планете 2 000 караимов.

– Можно ли говорить об исчезновении караимов?

– Да, можно. Есть выводы ученых, если численность какого-то народа составляет менее миллиона человек, то она уже сама не может сохраниться. Требуется помощь и внимание мирового сообщества. Почему мы говорим, что нужно занести в Красную книгу растения или животных, и так равнодушны к людям? Мы должны говорить о помощи мирового сообщества конкретной нации. Если, по научными критериям, численность народа менее миллиона считается критичной, то человечество должно оказывать караимам какую-то помощь. В Европе, на Западе ведется большая работа по сохранению малых народов. На Украине законы – неплохие в этом смысле. В 1992 году был принят закон "О национальных меньшинствах".

– А как обстоит дело с сохранением и возвратом караимам отнятых у них при советской власти молельных домов – кенас и другой собственности? В кенасе на улице Большой Морской, например, обосновался бар "Спартак". Пришедшая в полный упадок Симферопольская кенаса также используется не по назначению – ее занял муниципальный теле-радиокомитет. Молельные дома караимов в Чуфут-Кале (около Бахчисарая) используются как музей.

– В главном севастопольском храме караимов на ул.Большой Морской в советское время было размещено спортивное общество "Спартак". Это здание было построено в 1908 году на средства караимской общины. Во время Великой отечественной войны оно сильно пострадало. Фасад и частично стены были сохранены. Здание было восстановлено близко к оригиналу, в чем можно убедиться, посмотрев дореволюционные фотографии кенасы. На сегодняшний день на Украине происходит активный процесс передачи отобранных при СССР культовых зданий владевшим ими религиозным общинам. В том числе караимам. Например, в Евпатории малая и большая кенаса уже переданы караимской общине. Возвращен молельный дом в Харькове. В Севастополе мы сейчас также создаем религиозную организацию, без регистрации которой возврат собственности невозможен. Проведено анкетирование членов нашей Ассоциации, чтобы узнать их точку зрения по вопросу о создании религиозной общины. У нас получилось, что верующие составляют около 40 процентов членов нашей организации. Они выразили желание создать и зарегистрировать религиозную общину. Нужно помещение, чтобы молиться в соответствии с нашим вероучением. По законам Украины, культовые здания должны быть возвращены религиозным организациям. На уровне общеукраинской караимской организации, куда входит и наша севастопольская, идет процесс передачи всех культовых зданий, принадлежавших ранее караимам, их исконным владельцам. То есть нашему караимскому народу. В том числе и севастопольской кенасы.

– Не секрет, что земля, на которой стоит кенаса, едва ли не самая дорогая в Севастополе. Стоимость квадратного метра земли там достигает нескольких тысяч долларов. То есть учитывая площадь кенасы, речь идет об участке стоимостью сотни тысяч долларов. Кроме того, в молельном доме обосновалась целая россыпь коммерческих организаций и даже бар. В какой стадии сейчас вопрос о возврате кенасы караимам?

– Мы, караимы – народ, который всегда был лоялен власти. Лично я не сторонник непродуманных действий, которые могут спровоцировать конфликт. Кенаса на Большой Морской действительно наша, она была построена на караимские деньги. У меня лично неплохие отношения с руководителями организаций, которые там находятся, с руководством здания. Мы планируем этим летом провести первые наши богослужения в кенасе.

– Даже если там сейчас размещается пивной бар?

– Для караимов это будет значимо и символично, что богослужение пройдет в кенасе. Нужно будет построить алтарь. Есть и другие сложности. Нужно знать, как провести богослужение, ведь никто в Севастополе не знает, как это делается. Планируем пока что пригласить газзана (священника) из Евпатории.

– А симферопольская кенаса действует?

– Нет, там размещается офис местного теле-радиокомитета. Хотя в Симферополе есть довольно большая караимская община, примерно 200 человек. Но вопрос там уже практически решен, здание будет передаваться верующим. Будет передаваться молельный дом в Киеве – это здание Дома актера, шикарное здание, построенное архитектором Городецким в 1902 году.

– Когда же ждать решения вопроса о возврате караимам севастопольской кенасы?

– Вы же понимаете, что мы живем в демократическом обществе. На любое красивое здание всегда найдется очень много желающих. Нам, караимам, еще нужно научиться в полной мере и грамотно пользоваться законами и правами, которые нам предоставляет конституция Украины. Нужно постараться не разрушить хотя бы то, что у нашего народа еще осталось.

– Кем работают караимы?

– Исторически сложилось, что народ наш в основном занимается садоводством, виноградарством, кожевенным делом. Так было до революции. В более поздний период, при советской власти, многие из караимов стремились становиться врачами, военными. При царе караимы как малочисленный народ были с целью сохранения отстранены от воинской повинности. Тем не менее, многие караимы пошли добровольцами защищать Севастополь во время Крымской войны 1855 года. В советский период и по наши дни караимский народ значительно представлен в медицине, военном деле, садоводстве и виноградарстве. Караимом по матери был прославленный советский маршал Малиновский. Изобретатель знаменитой мази профессор Вишневский также был наполовину караимом. В области искусства наш народ также солидно представлен. Балерина Анна Павлова по отцу – караимка. Есть караимские режиссеры, писатели, художники. В судостроении также довольно много караимов. Например, я работаю в судоремонтном конструкторском бюро Севастополя. Моя мать была агрономом. Ее хорошо знали в нашей области. В нашей Ассоциации есть врачи очень высокого уровня, юристы. Мы сделали анализ профессиональной принадлежности севастопольских караимов. Получилось, что сорок процентов из них имеют высшее образование. Караимы всегда отличались довольно высоким образовательным цензом. Уровень образования среди караимов очень высок.

– Караимы исторически жили на стыке цивилизаций, которые нередко конфликтовали между собой. Например, в Крыму караимы нередко оказывались между христианами и мусульманами, часто конфликтовавшими между собой. Как ваш народ ощущает себя в наше неспокойное время?

– Караимы всегда отличались лояльностью к власти и уважением к представителям других конфессий. Это и помогло нам выжить. То есть караимы ни в коем случае не фанатики. Учение основателя нашей веры – Анана бен Давида – очень демократичное, если говорить сегодняшними словами. Он говорил: "Каждый верующий ищет путь к Богу сам, самостоятельно". Не было такого, что вы должны молиться столько-то раз в день обязательно. Или заставлять других верить по-караимски. Путь к Богу должен быть вымощен добрыми делами на земле. А базовый перечень дел – это десять заповедей. Поэтому караимизм – религия очень демократичная, не конфликтная, не фанатичная. Например, Христа и Магомета мы не отрицаем, но признаем великими пророками.

– Кто представляет интересы караимов в Крыму?

– Недавно нашей Севастопольской ассоциации крымских караимов "Фидан" исполнилось девять лет. Мы работаем с 1998 года. В нашей организации более семидесяти членов. Наша цель – сохранение обычаев, обрядов, языка, памятников материальной культуры караимского народа.

Источник: Благовест-инфо

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама