ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Новое поколение выбирает...

Протоиерей Михаил Петропавловский :: 11 июля 2007

Нравится нам это или не нравится, а Православие сегодня живёт скорее в городах, чем в деревнях. Типичный православный человек ныне – городской житель, и для того чтобы понять, что представляет из себя современное "воинство Христово", нужно зайти в большой городской храм, стоящий где-нибудь на шумной магистрали, окружённый офисами, магазинами, театрами и т.д. и т.п., – остров тишины и молитвы среди моря суеты и страстей. Вот, например, собор во имя Владимирской иконы Божией Матери. С его клириком, давним другом нашей газеты протоиереем Михаилом Петропавловским, мы беседуем сегодня о том, что же это за личность – современный православный человек.

– Только учтите, – замечает о. Михаил, – я могу ответить на ваш вопрос только на основании собственного опыта. Возможно, в других городах, в других храмах, у других священников – опыт иной, и с ними у вас беседа пошла бы иначе...

– Батюшка, ведь вам опыта не занимать: вы известный священник, много лет служащий в известном храме... По вашим наблюдениям, из людей какого возраста состоит нынешняя паства? Были времена, когда церковь посещали только ветхие старушки...

– Да, и я хорошо помню те годы. Тогда по молящимся проходил вздох изумления, если во время службы в храме появлялся кто-то моложе сорока лет. Но, знаете, Церковь Господа нашего Иисуса Христа имеет свойство вечного бытия, и врата адовы не одолеют её. А коли так, то церковный организм должен время от времени омолаживаться. Времена гонений дают возможность засвидетельствовать веру своим подвигом, а во времена оттепели паства растёт, но – увы, ревность по Бозе неминуемо ослабевает... Я думаю, что сейчас в храме можно встретить людей всех возрастов – от грудных младенцев до седых стариков, а основную долю составляют люди от 30 до 60 лет. То же можно сказать и о социальных слоях: сколько бы их ни было в современном обществе, а все они находят своё место в Церкви – богатые и бедные, технари и гуманитарии. Обращают на себя внимание многодетные семьи – не потому, что их так много, как хотелось бы, а потому, что дети из таких семей создают во время богослужения особый колорит, особое настроение. Появилась значительная прослойка творческой интеллигенции – это, надо сказать, очень своеобычная часть любого прихода. Вокруг нашего храма расположено пять театров, много других культурных заведений, поэтому у нас эта прослойка довольно значительна. Больше стало мужчин всех возрастов – и это отрадно...

– Что же обычно приводит людей в храм: любопытство, желание получить в беде помощь Божию или попытка следовать традициям?

– Вот что удивительно: прихожанам, которые воцерковились в последние 10-15 лет, очень трудно припомнить толком весь тяжёлый путь своего воцерковления. А всё потому, что в Церковь их вела не столько собственная воля и разум, сколько спасающая, благодатная – и непостижимая! – сила Божия. Недаром сказано: "Не вы Меня избрали, но Я вас", – чтобы у нас не оставалось почвы для гордыни и самолюбования. Путь к храму – тайна великая. А всё-таки можно сказать, что многие обращаются к Богу, потеряв своих близких, почувствовав себя одинокими, беззащитными, никому не нужными... Тяжкие недуги тоже нередко заставляют людей задуматься о вечности – причём именно такие недуги, такие беды, поправить которые своими силами человеку кажется уже невозможным. Редки случаи, – но они есть, – когда обращаются к Богу в радости, в благополучии. Допустим, состоятельные люди начинают мучительно ощущать пустоту в жизни именно после того, как у них появились большие деньги: они убедились, что счастья нет ни в самих деньгах, ни в их количестве. Любопытство – обычное человеческое любопытство – весьма редко порождает веру, а вот жажда прекрасного – часто. Богослужение – это ведь изумительное соединение многих искусств: зодчества, иконописи, пения, ювелирного дела, вышивки. И хотя современный человек привык ничему не удивляться, но, я думаю, тот, кто вошёл в храм без предубеждения, не может не откликнуться душой на особую церковную красоту. А в общем надо сказать, что "Дух Божий дышит там, идеже хощет", и воцерковление – это некая тайна, которую до конца проследить невозможно.

– Вот тут и вопрос возникает: должен ли человек вмешиваться в это таинство воцерковления? Другими словами: необходима ли Церкви усиленная миссионерская деятельность?

– Думаю, что она всегда уместна и даже полезна. Я бы так сказал: миссионерская деятельность нужна в первую очередь для самих миссионеров. Между прочим, количество прихожан в нашем городе растёт и за счёт новых храмов. Как только где-то появляется новый храм, население этого района сразу обнаруживает необходимость в нём, – а не наоборот. Как правило, не люди ищут храм, но храм зовёт к себе людей.

– А ведь воцерковление воцерковлением, но есть и обратный процесс... Люди откалываются от Церкви – и такое нередко бывает. А почему?

– Это скрыто в тайниках души отпавшего человека... Я бы назвал такую причину – одну из многих: усталость, духовная перегрузка, плоды ревности не по разуму. Неофит не имеет молитвенного опыта и, пока окрылён энтузиазмом, увеличивает своё молитвенное правило, посещает все богослужения, часто даже забывая о своих семейных и профессиональных обязанностях. Но каменистая почва души такого человека не даёт корней упавшему семени. Но есть и иная причина отпадения: неоправдавшийся расчет, обманутая корысть. Люди требуют, чтобы Господь чудным образом исцелил все недуги, заставил окружающих полюбить нас, помог с работой... Когда же долгие молитвы не дают быстрого результата, наступает усталость, безразличие, а то и агрессия. Вот тут-то как раз враг и торжествует. Сам неофит никогда не признается себе в том, что им движет корысть, но это именно так.

– А чем, на ваш взгляд, нынешнее поколение прихожан отличается от поколения 60-70-х годов?

– Вас, может быть, это удивит, но мне в первую очередь бросается в глаза заметное ухудшение приходского пения. Ушли в мир иной те бабушки, которые переписывали от руки и акафисты, и каноны, и домашние молитвы и с большим воодушевлением пели на службах. Как это было умилительно!.. Сегодня такое встретишь только там, где специально уделяют внимание общему пению: собирают прихожан вместе, учат их петь... Сейчас православные не знают тропарей и кондаков даже великих праздников – и это при том, что значительно увеличился слой грамотных прихожан, которые сами учат священников, как служить. С другой стороны, появился большой слой "бунтарей", которые во всём видят приметы скорого пришествия антихриста и весь труд нашего спасения сводят к получению или неполучению нового паспорта, ИНН... Духовная жизнь таких мало интересует. Увеличился слой политизированных прихожан, которые участвуют в проведении различных демонстраций, шествий, стояний, лоббируют канонизацию каких-либо исторических личностей – по своему собственному усмотрению...

Люди, переступающие сегодня порог храма, – это зачастую люди, пережившие горе, изломанные, покалеченные духовно, а часто и физически. Эти духовные калеки с трудом обретают почву под ногами, с трудом осваиваются в храме. Но самое страшное вот в чём: гордыня этих изломанных людей всё равно остаётся высокой. Такой человек не может понять, что он пришёл в совершенно иной мир, что у него соответствующего опыта нет, а поэтому ему нужно слушать, смотреть, внимать, повиноваться.

Есть у современной паствы недуг безудержной жажды новизны. Он вызван, конечно, тем, что человек не рассчитал свои духовные силы, взял на себя слишком большую ношу, забыв о том, что нести её придётся не день, не неделю, не год, а всю оставшуюся жизнь. Поэтому некогда полюбившиеся молитвы, богослужения, таинства, обряды Церкви начинают нам наскучивать, и человек пытается изобрести для Церкви нечто новое...

– Так неужели же мы ничем не отличаемся от прежних поколений в лучшую сторону?

– Повысился образовательный уровень на приходах, и это требует от пастыря некоторой перестройки... Вот ещё очень важное отличие: гораздо чаще люди стали исповедоваться и причащаться. Это, без сомнения, радует. И ещё я заметил такое удивительное явление: нынешний человек по мере своего воцерковления деклассируется. Он становится чужим в своём привычном кругу и ищет для себя новых друзей; прежние знакомые, коллеги, даже родственники становятся чуждыми его душе, теперь ему нужно иное общение, пусть даже с людьми из других социальных слоёв, лишь бы они были близки ему по духу. Это не хорошо и не плохо – я бы сказал, что это естественно: то же самое происходило в Древнем Риме или на Руси во времена просвещения Христовой Истиной. Люди бросали свой прежний круг, становились братьями и сёстрами во Христе, и это братство делалось зародышем нового общества.

– Не кажется ли вам, что общение с прихожанами в современной Церкви строится так же, как и в XIX веке, когда священник был, безусловно, грамотнее и обладал несравненно большими знаниями, чем 90% его паствы? Не пора ли искать новый язык для общения?

– Я согласен: общение с прихожанами строится на тех же принципах, что и тысячу, и две тысячи лет назад. Этим принципом является евхаристическое общение. Это – основа основ, тут никаких изменений быть не может. Я бы сформулировал ваш вопрос иначе: как по-новому построить общение с паствой вне богослужения? И не столько общение, сколько совместную деятельность. Нам нужны церковные школы – и для детей и для взрослых, и совместная помощь больным, нуждающимся, и молодёжные клубы, потому что сейчас очень непросто познакомиться людям благочестивым, желающим создать твёрдую семью. Нам нужны и занятия певческим искусством и иконописью, совместный труд по восстановлению приходов и т.д., и т.п.

– Что вы думаете о том, как будет развиваться православное сообщество в ближайшие годы?

– Думаю, что обновление церковной жизни будет идти в этом направлении – в поиске новых поводов для совместного труда и общения верующих людей. Но основой всё-таки должна оставаться литургия, то есть наше общение в таинствах, – чем иначе мы будем отличаться от протестантов? Что же касается приходской жизни, то максимум, что я тут предвижу, – это увеличение объёма интернет-общения среди религиозных людей, открытие новых сайтов, более плотное их использование... В остальном, как мне кажется, мощное влияние на пути и формы дальнейшего развития окажут изменения, происходящие в России. Состояние современного общества не может нас удовлетворить: мы, конечно, считаем, что общество должно развиваться, и наша церковная задача – влиять на Россию, облагораживать её. Как и наша страна, так и Русская Церковь стоит на долгом пути перевоспитания. Господь воспитывает в нас новый характер, преобразует наш внутренний и внешний облик. Россия и Церковь неразделимы, они вечно влияют друг на друга. Меняется жизнь в России – меняется жизнь и в Церкви, но нужно помнить, что если меняется жизнь в Церкви, то неизбежно изменится и жизнь в России. Сегодня, укрепляя приходы, наполняя их братской любовью, трудом и молитвой, мы создаём будущее нашей страны.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама