ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Лжехристам и лжепророкам

Дмитрий Ульянов :: 13 июля 2007

Реформы девяностых открыли "дорогим россиянам", прежде воинствующим атеистам и мещанам-безбожникам, доступ к религии.

Всевозможные конфессии покинули свои подвалы и катакомбы и вышли на волю, чтобы проповедать Слово, иногда Божье, иногда не очень, простым людям. Людям, в предшествующую эпоху напрочь лишенным веры и жаждущим спасения от безверия, стремившимся бежать как минимум от пропасти атеизма, которая, по мнению одних, не давала достичь великих царств Шамбалы и духовных таинств Востока, а по мнению других – мешала всем миром молится Господу.

Неудивительно, что обилие разнообразных конфессий привело к резкому обострению конкурентной борьбы на религиозном рынке и породило массу вынужденных и добровольных проповедников, стремившихся загнать заблудших овец в соответствующее стадо. Но невидимая рука рынка решила, что готова работать не только на благо экономики, но и душеспасения. Поэтому преимуществ де-факто не получила ни одна из конфессий: накопленные за годы безбожия на символических сберегательных книжках имиджевые копейки – вот и весь их скудный баланс.

Коль скоро ни монополии, ни олигополии не предвиделось, им пришлось вполне реально драться за потенциальных "верующих". Невозможность использовать методы Святой инквизиции и Совета по делам религии принуждала применить метод убеждения. Разумеется, словом и делом. Вскоре, впрочем, выяснилось, что "дело" – вещь затратная и малоприбыльная. Всевозможные дома для сирых и убогих вставали в копеечку, которая не окупалась ни символически, ни материально.

Оставалось слово. К религиозным дебатам многим конфессиям было не привыкать. Вот только очень быстро выяснилось, что на теологические споры народ, мягко говоря, не охоч и выяснение возможности или невозможности соотнесения концепции переселения душ с христианским мировоззрениям воспринимает в лучшем случае как скучный спор сильно грамотных людей, а в худшем – как издевательство. Радикально иное отношение вызывало поливание оппонентов грязью и обвинения в смертных грехах. О мужеложествующем епископе можно было хотя бы в курилке поболтать или на лавочке с соседками посудачить. Для обывателя это куда более актуальная и острая тема, чем Богочеловечество Христа.

Никто не заметил главного – миссионерское пространство притворилось шубой барона Мюнхгаузена, вывернув теологическое на "социологическую" изнанку. Спор о религии как о социальном институте был мгновенно приватизирован всевозможными религиозными деятелями и активистами, которые отказались от обсуждения богословского и метафизического аспекта религии. То есть того самого, за который именно они и должны отвечать в первую очередь.

Другим аспектом проблемы стала ситуация, в которой внебогословское исследование религии потеряло даже малейшую надежду на неангажированность. Малейшая, основанная на фактическом материале похвала в адрес протестантов обеспечивала ярлык сектанта или в лучшем случае атеиста, в равной степени отсутствие критики в адрес православия превращало исследователя в "православного фундаменталиста-черносотенца".

Тем временем свято место теологии долго не пустовало. Светские интеллектуалы, которые были тем или иным образом вовлечены в события, связанные с религией, оказались в парадоксальной ситуации – исследование религии с позиции социологии, психологии, политологии или иной внерелигиозной дисциплины грозило превращением либо в пропагандиста, либо в непризнаваемого и нечитаемого научного маргинала. А вот теологическая или граничащая с ней патрологическая сферы оказались не обязаны принимать сторону какой-либо конфессии. Но небольшой заповедник беспристрастности, существовавший вначале, был быстро разрушен.

Слабо или только условно признанные в научной среде и сильно охочие до политической реализации своих богословских концептов армады теологов рванулась на публицистическое пространство, вытоптав ростки внятной аналитики религии и учредив на ее месте богословское ристалище. В итоге людям, действительно желающим объективно и детально исследовать религию, отказавшимся практиковать лживую религиозную пропаганду и неофитское миссионерство, был перекрыт кислород.

Полагаю, что обосновывать негативный характер случившегося и необходимость преодоления его последствий излишне. Но это не значит, что не надо разъяснять, как можно прервать этот тотально ангажированный дискурс, изобретенный новоиспеченными проповедниками. Он состоит из стекла, готового рассыпаться от камня, брошенного меткой рукой.

Итак, вот камень. Какие методологические установки готовы обеспечить внятность и объективность? В первую очередь важно понять, что религия для подобного анализа начинается не с небесных иерархий, а с людей и процессов, в которых они участвуют. Оставим ангелов и архатов строителям новых "Третьих Римов". Что означают "люди и процессы"? Нам интересен не "уровень святости" и "степень канонизации" того или иного религиозного деятеля, но его социальные качества и стремления, без оценки последних в диспозиции "святой – грешник". Что, впрочем, не означает, что епископ, страдающий педофилией, будет нами оправдан.

Просто наша задача не орать про епископа-грешника – оставим это корреспондентам желтой прессы. Нужно анализировать, как его специфические качества могут повлиять на социальную и политическую ситуацию в епархии, насколько описанный факт достоверен, какие причины лежат в его основании и какие последствия ожидают нас в результате. Аналогичная ситуация и с процессами, в которых задействован церковный народ. Кричать про треклятую РПЦЗ, объединившуюся с гэбистскими попами, равно как и славословить наконец состоявшееся великое воссоединение Церквей может если не каждый, то почти каждый дурак. Отстранимся от дурости, так же как от дэвов и желтых газетчиков.

Прогнозирование изменений в церковной иерархии и в социально-политической роли религии – вот наша цель и задача. Из вышесказанного следует, что религия должна восприниматься как часть общества, а не как неопознанный летающий объект, ниспосланный махатмами. Не нужно выискивать здесь имплицитного атеизма, речь идет о другом: реалии не должны заменяться на мистические переживания и пророчества, факты подменяться цитатами из священных писаний, а научное исследование сводиться к молитвам к Христу или медитациям на очередных Великих Учителей.

Итак, камень брошен, несколько слов о меткой руке в завершение. Чтобы быть трезвым и объективным аналитиком религиозных процессов, нужно всегда быть чуть-чуть верующим. Не нужно видеть в каждом позитивном факте, связанном с религией, очередные тлетворные происки попов, истерически орать, что "патриархия гадит". Но нужно быть и чуть-чуть атеистом. Нельзя оправдывать и объяснять происходящее очередным божьим промыслом, равно как и прозревать события мистическим, а не взвешенным рациональным взором. Ну и, в конце концов, не нужно быть ханжой и не надо забывать, что никакая из конфессий не является сообществом святых, не способных думать об обыденных проблемах и мыслящих только "о духовном".

Итак, остался бросок, отделяющий нас от того, чтобы начать понимать и изучать религию, а не биться в экстазе от очередной "проповеди" малограмотного миссионера или религиозного деятеля.

Источник: Русский журнал

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама