Недавно стало известно, что некоторые столичные предприниматели вынуждены заниматься богоугодным делом... по разнарядке. Тем, кто вовремя не скинулся на "благо-украшение храма Христа Спасителя", чиновники шлют факсы с требованием "погасить задолженность".
Подзолотим купола?
Несколько автозаправок, расположенных в московском районе Коньково, весной получило два факса с разницей в неделю. Первый документ подписан главой управы Олегом Трубецких, который просит коммерсантов "во исполнение поручения префекта ЮЗАО А. В. Челышева" оказать благотворительную помощь на благоукрашение храма Христа Спасителя в сумме 20 тысяч рублей, а "копию квитанции об оплате... направить в управу района Коньково". В следующем факсе за подписью замглавы управы Смирнова текст вообще выходит за рамки приличия: "Согласно утвержденному префектом ЮЗАО плану-графику привлечения средств на благоукрашение храма Христа Спасителя задолженность вашей организации на 25.04.2007 составила 20.000 рублей. Прошу принять срочные меры по ликвидации имеющейся задолженности". Сколько организаций таким образом "благоукрашают" главный храм страны, неизвестно. В этих двух документах в числе адресатов 7 компаний. Как много предпринимателей еще платят "церковную десятину" в этом округе столицы, можно только догадываться. Сотрудник одной из "задолжавших" компаний устал терпеть, как он выражается, государственный рэкет и "слил" ксерокопии факсов в Интернет. Получить внятные комментарии от чиновников, чьи подписи стоят в обнародованных факсах, или от их начальства ни одному журналисту не удалось. Зато к делу подключилась Генпрокуратура, которая и проводит сейчас проверку.
"Благотворительность" собирают не только с нас. Индивидуальные предприниматели тоже получают предложения, от которых трудно отказаться, только им сумму выставляют поменьше, рассказала "Собеседнику" Наталья, сотрудница одной из фирм, не вовремя заплативших "церковную десятину".
Когда вам в префектуре намекают, что работать предстоит рука об руку "долго и плодотворно", как откажешься выполнять их графики?! Строго говоря, наша префектура никаких законов не нарушает. Под статью о вымогательстве их вряд ли подведут. Вспомните, когда храм строили, так же деньги собирали по столичным организациям, и все прошло тихо-гладко. А насчет.. так это обычная практика. Каждая компания договаривается, когда удобнее вносить "благотворительность".
Наталья попала в яблочко, вспомнив эпопею со сбором средств на строительство ХХС. Тогда вечный мэр Лужков отстроил храм всем миром и сейчас от привычных методов работы отступать не желает. В позапрошлом году он утвердил "план-график сбора пожертвований на 2005 2007 гг.", который предназначен не только для "финансирования завершения работ по художественному оформлению храма", но и для "погашения кредиторской задолженности за уже выполненные работы". Префектуры взяли под козырек. Правда, не все используют факс. Например, на северо-западе столицы предпочитают аналогичные призывы размещать на собственном сайте в Интернете.
Паперть протекает
В пресс-службе Московской патриархии не очень довольны таким способом сбора пожертвований и чиновников осуждают. Но просят отметить, что все перечисленные бизнесменами средства направляются не в церковную организацию, а в государственную Фонд храма Христа Спасителя.
Действительно, еще Борис Ельцин, когда подписывал указ о воссоздании ХХС, все финансирование работ возложил на Фонд финансовой поддержки храма Христа Спасителя, который в 2000 году переименовали.
Одна из особенностей храма Христа Спасителя заключается в том, что, в отличие от других храмов, у нас присутствуют две организации: это Русская православная церковь и городские власти, которые осуществляют содержание храма Христа Спасителя его коммунальных служб, хозяйства, охраны, поясняет протоиерей Михаил Рязанцев.
Фонд осуществляет эксплуатацию и аккумулирует средства для того, чтобы храм Христа Спасителя мог выполнять свою миссию.
Интересно, что у работников фонда есть прекрасная возможность зарабатывать деньги и самостоятельно.
К ведению фонда относятся Зал церковных соборов и подземная стоянка для машин, от коммерческой деятельности которых поступают средства на содержание храма, уточняет Михаил Рязанцев. Например, фонд иногда сдает Зал церковных соборов в аренду для проведения мероприятий, далеких от церковных. Однако, поскольку соседство Зала церковных соборов с храмом обязывает, приходится наблюдать и корректировать их проведение, чтобы это не шло вразрез с церковными канонами.
В невидимой телекамерам части храма расположены не только парковка на 305 машин (одно место стоит 400 рублей в сутки) и пекарня с химчисткой (почистить пиджак можно за 450 рублей, свитер за 300 рублей). Там, помимо Зала церковных соборов, который регулярно сдается в аренду для проведения всяческих светских тусовок (330 тыс. руб./сутки), находится "комплекс трапезных". Можно заказать банкет в Патриаршем зале (250 едоков 75 тыс. руб.) или в Сергиевском (200 человек 50 тыс. руб.). До того как управа Коньково опростоволосилась с факсами, прейскурант услуг был указан на официальном сайте фонда. Потом его быстренько убрали от любопытных глаз. Одна компания, которая частенько арендует Зал церковных соборов для вручения премий, поделилась с нами расценками, которые существовали до недавнего времени. Балкон для организации выставок (общая площадь 235 кв. м) 60 тыс. руб., viр-гримерная (общая площадь 64 кв. м) 22 тыс. руб. за одно мероприятие, рояль в аренду 3 тыс. руб. за раз. Можно арендовать у Фонда ХХС видеопроекционное и светотехническое оборудование для концертов, которые, видимо, тоже соответствуют канонам. Так, проектор цветных картинок стоит 48 тысяч, а генератор мыльных пузырей 700 рублей.
Пока Генпрокуратура разбирается в истории с благотворительной "задолженностью", в фонде работа идет своим чередом.
Да, мы обращаемся за помощью, не скрывает первый заместитель исполнительного директора Фонда ХХС Сергей Семененко. Мы не в состоянии собрать в ящик для пожертвований 100 миллионов рублей в год на содержание храма. Сейчас начался ремонт
протекает паперть...
Согласно отчету фонда за 2004 г. из 28, 715 млн рублей пожертвований за год 115 тысяч израсходовано на помощь детским домам, садам и школам. На рекламу потрачено 1, 573 млн, на административно-управленческие расходы 4, 055 млн. А на кампанию "по поиску и чествованию в торжественной обстановке меценатов и благотворителей людей, которые по велению своей души всегда готовы оказать материальную и моральную поддержку социально незащищенным слоям населения" 11, 2.17 млн рублей.
Источник: Собеседник