19 июля 2002 года состоялось первое заседание Вахитовского районного суда Казани по иску трех жительниц города Нижнекамска республики Татарстан к Управлению паспортно-визовой службы МВД республики о защите своих прав. Поводом для этого послужил запрет МВД РФ фотографироваться на общегражданский паспорт в предписанных исламом головных уборах (хиджаб). Согласно положениям Корана, мусульманка, достигшая 13—14 лет, не имеет права оставлять открытыми иные части тела, кроме лица и кистей рук. Без хиджаба женщину могут видеть только муж и близкие. Мусульманки Нижнекамска считают, что запрет ущемляет их права и унижает достоинство: фотография без платка дает повод любому чиновнику или милиционеру потребовать, чтобы женщина при предъявлении паспорта сняла платок — то есть покрыла себя позором.
Обращение мусульманок в суд было поддержано муфтием Татарстана Гусман-хазрат Исхаковым, заявившем, что "заставить женщину-мусульманку снять платок — это все равно что оскорбить невинную девушку", а запрет на фотографирование в платке — "это нарушение конституционных прав".
Для разрешения подобных споров раньше действовало рекомендательное письмо Паспортно-визового отдела МВД России от 01.08.98, в котором гражданам разрешалось фотографироваться на документы в головных уборах "в исключительных случаях": служителям культа и тем, кто придерживается каких-либо религиозных канонов. Однако с февраля 2002 года отделения УПВС Татарстана перестали принимать такие фотографии, ссылаясь на распоряжение МВД из Москвы. На суде также рассматривался вопрос о возможности выяснения личности по паспорту, владелец которого изображен в платке. Довод мусульманок состоял в том, что они носят хиджаб постоянно и в связи с этим проблем с идентификацией не будет. На следующем заседании суда, 2 августа 2002 года, приглашенный эксперт-криминалист сообщил, что для идентификации человека по фотографии необходимо, чтобы у него были открыты лицо, лоб, скулы, нижняя часть подбородка. Суд счел мнение эксперта достаточным, в результате чего мусульманкам было отказано в иске. Вскоре одна из участниц процесса Гульнур Нуриева подала кассационную жалобу в Верховный суд Татарстана на решение Вахитовского суда Казани, но оно было оставлено без изменений.
Реакция на решение суда оказалась неоднозначной. Верховный муфтий среднеазиатской части России Нафигула Аширов заявил, что "отказ суда Казани в разрешении мусульманкам фотографироваться на паспорт в платках подтверждает, что в России из мусульман пытаются сделать "инородное тело". Президент Татарстана Минтимер Шаймиев заявил, что "простое отрицание невозможности фотографироваться без платка не может быть окончательным ответом". А Владимир Путин посчитал их требования блажью. По его мнению, в этой ситуации общегражданские стандарты выше религиозных норм. 5 октября на собрании мусульманок Нижнекамска было принято официальное обращение к полномочному представителю президента РФ в Приволжском Федеральном округе Кириенко С.В. и президенту РФ Владимиру Путину: "...Вы не только не пресекаете нарушения законности со стороны отдельных представителей исполнительной вертикали, но и всячески потакаете нарушениям уже и со стороны представителей судебной власти".
Скандал не утих и к февралю 2003 года: председатель главного мухтасибата Духовного управления мусульман Республики Татарстан Мансур Джалялетдинов попросил комиссара по правам человека Совета Европы Альваро Хиля Роблеса помочь российским женщинам-мусульманкам добиться права фотографироваться на паспорт в головном уборе, как того требует шариат. Альваро Хиль Роблес выразил удивление, что такая проблема вообще существует в России. Желая подчеркнуть абсурдность действующих инструкций Министерства внутренних дел РФ, он заявил, что если следовать до конца установившейся практике, то женщинам следует запретить даже менять прическу, чтобы всегда сохранять длину волос, зафиксированную на фотографии в паспорте. 5 марта в Москве состоялось заседание Верховного суда РФ, на котором была рассмотрена и оставлена без удовлетворения жалоба жительниц Татарстана. Представитель МВД Ирина Бочинкова заявила: "Коран не является источником права на территории Российской Федерации".
Следующим этапом затянувшейся тяжбы стало заседание Верховного суда РФ 15 мая 2003 года, на котором жалоба мусульманок была удовлетворена. ВС признал не действующим и не подлежащим применению пункт 14 инструкции МВД от 15 сентября 1997 г. "О порядке выдачи, замены, учета паспорта гражданина РФ". Для женщин Востока кассационная палата ВС стала уже 5-й судебной инстанцией и, вполне вероятно, не последней. В случае обжалования решения суда истицы намерены обратиться в Европейский суд по правам человека. Проблема ношения хиджаба и фотографирования в нем на паспорт существует не только в России, но и во многих мусульманских и немусульманских странах. В США женщин в хиджабе не берут на работу в авиакомпании, в Германии — лишают права быть преподавателями, глава МВД Франции запрещает мусульманкам фотографироваться на паспорт в хиджабе, так как, по словам главы МВД, «ислам во Франции не должен входить в противоречие с законами Республики». 53% французов выступают за запрет фотографироваться на паспорте в мусульманском платке. В марте 2003 г. учителя Лиона даже устроили забастовку в знак протеста против ношения одной мусульманкой-школьницей хиджаба, потребовав издать официальный запрет на ношение религиозной одежды в светских учреждениях.
В мусульманских странах тоже не все так просто. В Азербайджане, несмотря на судебные иски, ОВИР и МВД запрещают фотографироваться на паспорт в мусульманских платках. Не разрешают надевать хиджаб и в большинстве школ Ливана. Летом 2002 г. две девочки-десятиклассницы были исключены из частной школы в Иордании, так как они носили хиджаб, а директор школы считал его "одеждой мошенников". Даже в африканской Нигерии, где мусульмане составляют 40% населения, тогда же отчислили из вуза в городе Ондо трех студенток за ношение хиджаба. В Турции — единственной подлинно светской мусульманской стране — ношение хиджаба в государственных учреждениях и учебных заведениях, как и фотографирование в нем на официальных документах строго запрещено. В цивилизованных странах есть лишь единичные исключения из общей тенденции запрета ношения мусульманских платков женщинами: в марте 2003 г. в штате Оклахома женщинам разрешили фотографироваться в хиджабе на водительские удостоверения и вид на жительство, а в Мадриде в одной из школ в феврале 2002 г. мусульманке суд разрешил ходить на занятия в хиджабе. Лишь в таких странах, как Саудовская Аравия и Судан, женщины могут фотографироваться и ходить по улице только в хиджабе, в Судане в январе 1999 г. даже пытались запретить ходить без хиджаба иностранным туристам — впрочем, в этой стране и раньше иностранные туристы почти отсутствовали, а после этого указа и вовсе исчезли.
МНЕНИЕ
Какое бы ни было решение суда — мы бы его исполнили
На вопросы "К" отвечает первый заместитель муфтия Татарстана Валиулла ЯКУПОВ
— Валиулла-хазрат, как вы оцениваете тот факт, что Верховный суд России разрешил женщинам-мусульманкам фотографироваться на паспортах в хиджабе?
— На мой взгляд, это достаточно знаковое событие, показатель того, что в Российской Федерации мусульмане могут жить на законных основаниях, комфортно исповедуя свою веру. Тем более что фотографирование в платках на паспортные документы никоим образом не ущемляет светское законодательство, а в то же время позволяет мусульманам, гражданам РФ во всей полноте исповедовать свою веру, так как одевание платка — есть прямое указание Всевышнего. Это важное решение Верховного суда, и оно вызовет чувство уважения к Российской государственности со стороны мусульманского населения.
— В Турции вообще запрещено фотографироваться в хиджабе и запрещено в парламент входить в хиджабе. Фотографирование в хиджабах существует только в самых консервативных мусульманских странах — в той же Саудовской Аравии, где паспорта для женщин ввели лишь в декабре 2001 г. Есть ли в европейских странах такие примеры, и не уподобляется ли Россия странам не слишком цивилизованным?
— На мой взгляд, в европейских странах нет препятствий для фотографирования в платках, и в США это общепринятая процедура, а что касается примера Турции, то нужно понимать, что каждая страна прошла свою историю, у каждой страны есть свое историческое своеобразие, и поэтому Россия как полноценное демократичное государство вообще не нуждается в каких-либо зарубежных образцах. Мы в России, особенно татары да и другие мусульманские народы, живем испокон веков, наше сожительство продолжается уже сотни лет, и поэтому эти традиции толерантности, взаимоуважения появились не вдруг. Известно, что и во времена царской России исповедание мусульманское уважалось императорским домом. Положение мусульман регулировали особые законодательные указы, и в Российской империи в законодательном смысле права мусульман были более эшелонированные, чем сейчас. Поэтому мне кажется, что наконец-то сделаны первые шаги по достижению того консенсуса, благодаря которому все граждане РФ чувствовали себя комфортно в России, чтобы она стала настоящей полнокровной Родиной для всех своих сограждан.
— Будет ли духовное управление мусульман Татарстана призывать мусульманок фотографироваться на паспорт только в хиджабе?
— Духовное управление мусульман республики Татарстан — это официально зарегистрированная организация, мы юридическое лицо. В нашем уставе записано, что мы обязаны исполнять российское и татарстанское законодательство, поэтому каким бы ни было решение суда — мы бы его исполнили. Другое дело, что в надевании платка или отказе от него вопрос лежит в области греховности или негреховности. Естественно, что если женщина исповедует ислам, является мусульманкой, она обязана носить платок при посторонних. Инициирование этого судебного процесса не входило в нашу компетенцию, мы в любом случае исполнили бы решение суда, поэтому особых усилий в этой области мы предпринимать не будем. А объяснять саму суть нашей религии о том, что является благодетельным, а что греховным для мусульман, — как объясняли сотни лет, так и будем объяснять в будущем.
"Консерватор", 23 мая 2003 г.
[оригинал статьи]