ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Консерватор": Егор Холмогоров. Два закона

26 мая 2003

"Дело о хиджабе", тянущееся уже более года, получило неожиданный поворот — одна из высших судебных инстанций России — кассационная коллегия Верховного суда — отменила предыдущие решения нижестоящих судов, поддержавших милицейский запрет женщинам-мусульманкам фотографироваться на паспорт в хиджабе. Инстанцией, которая могла бы отменить это решение, остается теперь только президиум Верховного суда, так что можно сказать, что боровшиеся за право на хиджаб женщины-мусульманки одержали неожиданную и весьма важную для них победу.

Тем более важную, что одержана она даже вопреки мнению президента Путина, заявившего в августе 2002 года, что в этом "вопросе "существуют общенациональные, общегражданские стандарты, и им надо следовать... Сегодня, например, женщина сфотографировалась на паспорт в платке, а завтра сняла его и поехала за границу, а ее не пустили. Сразу возникает проблема". Путин фактически повторил "милицейскую" аргументацию против "права на хиджаб". Однако в отличие от многих других случаев, мнение президента не стало здесь решающим.

Этот "системный сбой" — дело вполне объяснимое. Российское государство в данном случае попало не в привычный уже конфликт между правами человека и государственными интересами, выражаемыми в общенациональном законодательстве и в полицейских требованиях, — находить выходы из таких конфликтов, сохраняя хотя бы видимость правового государства, у нас уже научились. Случай куда более интересный — конфликт между двумя системами права, двумя законами, один из которых претендует на всеобщность государственной нормы, из которой не может быть исключений, а другой — на абсолютность Божьего Закона, который не может быть нарушен.

Аргументация обеих сторон в этом судебном конфликте вполне понятна. МВД ссылается на то, что фото в хиджабе затрудняет идентификацию личности, а мусульманки ссылаются на свободу вероисповедания, которой угрожает тот факт, что милиция может потребовать с любой мусульманки снять платок (то есть опозориться), чтобы сличить ее с фотографией. МВД указывает на то, что шариат не является источником права на территории РФ. Мусульманки и их адвокаты — на то, что инструкция МВД — тоже не источник права и что обязательны к выполнению в России только федеральные законы. Однако если ведомственная инструкция послужит поводом для федерального закона, то мусульмане этого аргумента решатся.

Столкновение права, вытекающего из власти, и права, вытекающего из веры, — сюжет не новый, однако в светских государствах оно принимает особенно острый характер. Особенно если речь идет о столкновении с верой мусульманской. Проблема тут вовсе не в каком-то особенном фанатизме ислама, а в том, что, в отличие от христианства, в исламе не существует ни церкви, ни церковной организации, с которыми можно было бы достичь того или иного компромисса — мнения муфтиев, шейхов, богословов, имеют определенный авторитет, но строго ограниченный. Решения любого, даже самого авторитетного, мусульманского духовного органа все равно не имеют власти над совестью отдельного верующего — он может и дальше придерживаться своей точки зрения. Поэтому не случайно, что в "деле о хиджабе" в России истцом выступило не то или иное духовное учреждение, а женщины-"инициативницы" из Татарстана, проявившие столько упорства и энергии, сколько вряд ли под силу проявить любому духовному чиновнику. С тем же, увы, эффектом мы сталкиваемся и тогда, когда речь идет об исламском терроризме, — тоже упорные и уверенные в правоте своего дела "инициативники" и "инициативницы", но только по разному видящие свою цель.

Хиджаб и джихад — это одна и та же энергия, но только направленная к разным целям. Некоторые, впрочем, считают, что к одной и той же — скрытая пружина многих проблем, с которыми сталкиваются мусульмане и мусульманки, претендующие на то, чтобы жить в светских государствах строго по шариату, — это порождаемая исламским экстремизмом исламофобия. В религиозных требованиях видится претензия на этнокультурную автономию, а в этнокультурной автономии — первый шаг к политической экспансии.

Владимир Путин, умеющий порой с удивительно точностью выражать мнения и предрассудки "простого человека", не раз и не два был замечен в не слишком лестных в отношении ислама высказываниях, достаточно вспомнить его знаменитую шутку об обрезании, которой он шокировал политиков и журналистов на саммите ЕС в Бельгии. В роли главы государства президент выражает официальную политическую позицию в отношении мусульманства — глубоко уважительную, в роли публичного политика отражает массовое представление, напряженное и опасливое. Поэтому не случайно, что Путин в свое время занял по вопросу о хиджабе резко критическую позицию, которая в данном случае была независимым судом проигнорирована.

Сторонники мусульманок, говоря о свободе вероисповедания и правах человека, также попадают в непростую ситуацию — ведь они отстаивают, по сути, не личное, а корпоративное право, не право на индивидуальный выпендреж (каковой в вопросах законодательства и в самом деле недопустим — никому нельзя позволять фотографироваться на паспорт в темных очках, несмотря ни на какие "свободы"), а право на исполнение обязанностей, которые накладывает религия.

Хорошо, когда речь идет о религиозных требованиях, от которых можно освободить неверующих, предоставив их исполнение свободе верующих (право на развод, отношение к гомосексуализму и т.д.). Ситуация сразу меняется, когда легковыполнимые для неверующих требования становятся всеобщими и оказываются обязательными для не могущих их исполнить не согрешив верующих. Здесь возникает несколько вариантов действия. Первый, либеральный, — пойти по пути размывания обязательности норм, введя всевозможные "альтернативные службы", право на отказ, и т.д. Второй, тоталитарный, — заняться разложением изнутри соответствующей конфессии, пытаясь вынудить ее изменить и адаптировать свои нормы (так, например, в советские годы насаждались обливательное крещение и "общая исповедь" в Православной церкви). Наконец, третий, все больше вытесняемый фетишизмом "единого правового пространства", вариант — делать исключения из общего закона не для лиц, а для корпораций, то есть проявлять уважение не к личному праву или личному капризу, а к религиозному требованию и к общине верующих. Последний путь требует от государства подходить к религиозным объединениям не как к "добровольным общественным организациям", а как к независимым общественным корпорациям, имеющим свои жесткие правила, уставы и обычаи, которые надо уважать.

Решение для нынешних эгалитаристских государств наиболее болезненное и неестественное, но, видимо, единственно возможное, если само государство относится к религии сколько-нибудь всерьез. Но вот как его реализовать в российском случае — большой вопрос. Мало того, что ислам не является жестко структурированной религией, — в России, к тому же, не существует единого ислама, единой мусульманской общины. А попытки ее образовать "политтехнологическим" путем, создать общероссийскую исламскую структуру, оказываются чрезвычайно рискованны — ведь создав "единый российский ислам" вполне можно расколоть страну по религиозному признаку.

"Консерватор", 23 мая 2003 г.
[оригинал статьи]

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама