ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Истина и жизнь" (архив)

Христианство и идеология

Юлия Зайцева, корреспондент агентства "Благовест-инфо" :: 09 июля 2008

Семинар с таким названием, рассмотревший одну из ключевых тем "Дневников" о. Александра Шмемана, состоялся в начале этого года в Москве, в Библиотеке-фонде "Русское зарубежье". В нём участвовали профессор славистики, главный редактор журнала "Вестник РХД", издатель "Дневников" и друг о. Александра Н. Струве (Париж), зам. руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодёжи игумен Пётр (Мещеринов), переводчик Н. Трауберг, поэт и филолог О. Седакова, литературовед, преподаватель Библейско-богословского института св. апостола Андрея С. Панич и другие.


Отправной точкой обсуждения стала дневниковая запись о. Александра Шмемана: "Идеология – это христианство, оторвавшееся от Христа, и потому она возникла и царствует именно в "христианском мире"".

Имеет ли современная идеология религиозные корни? Не вытесняет ли она подлинный церковный смысл из некоторых сфер современной жизни Церкви? Должны ли верующие нести ответственность за идеологизацию христианства? Как Церкви следует общаться с миром, чтобы не говорить с ним языком идеологии? Над этими вопросами размышляли участники встречи.

Характеризуя состояние современной культуры, о. Пётр (Мещеринов) привёл слова из интервью О. Седаковой о том, что "культура перестала производить гуманитарные смыслы – то есть такие, которые отображают глубину, уникальность и интимность человеческой личности, её отношения с Богом, с миром, с самой собою, с другими людьми. На смену этому приходят утилитарность, массовость, техногенность, усреднённость". Последняя, превратившись в посредственность, всегда нуждается в идеологии. Аналогичные процессы происходят и в Церкви, в значительной степени подверженной сегодня влиянию общества: Церковь тоже перестаёт "производить гуманитарные смыслы", фундамент которых – Евангелие Христово. Это создаёт питательную среду для всякого рода идеологий, о чём с тревогой писал о. Александр Шмеман.

В "Дневниках", отметил о. Пётр, не часто встретишь гневающегося о. Александра, но его гнев неизбежно вызывал номинализм в церковной жизни, т.е. "самоценность идеи, отрыв идей от их воплощения". Спрятавшись за "удобное учение" о том, что, независимо от нашей греховности, Церковь всё равно свята, мы, по словам о. Петра, "аннулируем нравственную и культурную энергию и направляем наши жизненные силы на то, чтобы хорошо устроиться в мире сем, в результате чего мы нисколько не отличаемся от падшего социума, проникаясь его началами". Таким образом, хотя Православная Церковь, несомненно, "содержит полноту истины", сегодня истина эта "не раскрывается в нашей жизни".

"Оторванность христианства от Христа", продолжил о. Пётр, и Его заповедей, касающихся не только глубин личной духовной жизни, но и социального и культурного делания, приводит к тому, что жизнь многих православных людей сегодня определяется именно идеологией, будь то слепая приверженность св. отцам, Типикону, идеям "Святой Руси", "духовности" Афона, Византии и проч., о чём писал в "Дневниках" о. Александр.

Одно из культурных проявлений идеологизации состоит в том, что православие стало для многих "религией лексики": главное – правильно, "благоуветливо" говорить, а отступление от принятого сегодня церковной субкультурой словаря "воспринимается как прямое покушение на устои православия". Так лексика, теряя глубинные смыслы, превращается в идеологию и отождествляется с ней. Как вернуть языку общения Церкви с миром смысл и действенность? По мнению докладчика, путь один: "То, что говорит Церковь, она должна подтверждать очевидными делами". Так, если мы рассуждаем о милосердии, надо являть образец социальной работы, если требуем всеобщего религиозного обучения – организовать катехизацию. Если же сил для полноценной внутрицерковной деятельности накоплено недостаточно, если большинство верующих пока не даёт образец нравственной жизни, Церкви "не следует торопиться с претензиями, обличениями и требованиями в адрес общества", считает о. Пётр.

Он убеждён: "Становление христианской и подлинно культурной личности – вот единственный путь решения названных проблем". Когда число таких личностей в церковном организме достигнет "критической массы", Церковь непременно найдёт и адекватный способ общения с социумом, и "вновь сможет производить те "гуманитарные смыслы", которые столь необходимы сегодня".

Никита Струве вспоминал об о. Александре как об "абсолютно антиидеологичном человеке". И дело тут не только в уникальных условиях эмиграции, когда православная церковная жизнь была полностью свободна от какой-либо идеологии. Хотя сам о. Александр вырос в "несколько идеологизированной части русской эмиграции", где идеализировалось всё русское, дореволюционное и т. д., он упорно противостоял попыткам сводить Церковь "к нации, к прошлому" и был крайне чувствителен "к заражённости церковного общества идеологией", о чём свидетельствуют его "Дневники". По словам Н. Струве, успех этой книги, вышедшей спустя четверть века после смерти автора, говорит о том, что сегодня она "нужнее, чем когда-либо: главное – она даёт нам дышать, и сам о. Александр свободно дышит в своих дневниках, и это абсолютно противоположно всякой идеологии".

Христианское учение изначально направлено против любой идеологии, которая "защищает от встречи с реальностью", считает Ольга Седакова. Идеология, проникающая в христианство, – парадокс: "обработанный идеологически человек... защищён от встречи с Богом", он приходит в церковь, чтобы "спрятаться от Бога", а не встретиться с Ним. Церковная идеология принимает разные формы: она может быть "не только грубой, агрессивной... но и либеральной, вполне уютной, домашней; в любом случае это то, что закрывает от человека "другую реальность"", отметила выступавшая. Заражённое идеологией сознание лишено способности живого восприятия, такой человек "никогда не будет поражён по-настоящему, никогда не придёт в замешательство – то самое, в котором возрождается душа... то, что человека застигает, заставляет его всё передумать, переоценить, почувствовать "сердце сокрушенно"".

Сегодня сформировался определённый стереотип: церковный человек воспринимается прежде всего как борец, он должен "истребить "душевное" ради "духа", он не позволяет себе отвлекаться на стихи, созерцание природы и т. д., его всё время призывают, "чтобы душевного было поменьше"". Образ о. Александра, который возникает при чтении "Дневников", ломает этот стереотип: перед нами христианин внутренне свободный, с богатой душевной жизнью, любящий природу, литературу, поэзию; мнения его не застыли раз и навсегда, они формируются, меняются. Видимо, поэтому, предположила О. Седакова, "Дневники" произвели столь ошеломляющее впечатление на многих нецерковных людей и стали для них своеобразным мостиком к Церкви.

Вместе с тем, заметила Наталия Трауберг, существует опасность того, что сами "Дневники" сделаются своего рода классовым знаменем. "Всё можно превратить в "ваше – наше"", а книгу о. Александра – в идеологический "кирпич". "И мы такие: мы либеральные, мы свободные" – и вот уже готова идеологическая схема. Умение же о. Александра "радоваться благодарной радостью, как... чистый вторник, как отец Браун" у Честертона, исключает какую-либо конфронтацию. "Мы совершенно партийные существа", считает Н. Трауберг, и необходимо сломать в себе это, чему очень помогает книга о. Александра.

Светлана Панич подтвердила: для таких опасений есть основания. "Абсолютно неидеологическая книга" Шмемана была воспринята как некое идейное руководство и теми, кто увидел в ней "чуждую нам идеологию", и теми, кто воспринял её как "манифест новой духовности". Это неудивительно для постсоветского человека, который любое явление пытается втиснуть в прокрустово ложе привычных схем. Вот почему книга в России "уже возлюблена или не возлюблена, но толком ещё не прочитана", полагает С. Панич. Людям, много лет жившим по принципу "говорим одно – подразумеваем другое", трудно понять слово о. Александра, "абсолютно равное себе". И особенно это трудно тем церковным людям, в чьей среде сформировался "религиозный корпоративный жаргон", за которым "очень трудно расслышать евангельскую весть".

Проанализировав этот "религиозный новояз", С. Панич обнаружила в нём те же три признака, которыми о. Александр Шмеман описывал гордыню: "безрадостность, сложность и страх". Такой язык безрадостен, поскольку "идеологическое слово ничем не разрешается, ни к чему не выводит", не способно, как это делал пророк Исайя, "возвестить радость и надежду", и сама истина "из него выветрилась". Церковный новояз сложен, поскольку замкнут "на свою маленькую правду" и "громоздит невероятные интеллектуальные конструкции для защиты этой правды". Свойственные ему пафосность и декларативность "о. Александр называл демагогической риторикой и радовался, что этому противостоит Евангелие". По словам о. Шмемана, в современном православии "слова ни к чему не обязывают, они часть ритуала". Наконец, отметила С. Панич, в идеологии "всегда подспудно присутствует тот, против кого эта идеология направлена: противник, виноватый, т. е. "они", "те". Отсюда и особая напряжённость идеологического религиозного языка, то, что о. Александр называл "чёрной апокалиптикой": не эсхатологическая напряжённость, а инфернальная".

Язык же самого о. Александра являет "образец здравой церковности, духовного и душевного здоровья", как и вся его жизнь, добавил о. Пётр.

Проблемы современной церковной жизни, затронутые выступавшими и глубоко волновавшие автора "Дневников", заинтересованно обсуждали участники семинара. Священник с Северного Кавказа, не назвавший своего имени, рассказал, что "коробками возит" книгу о. Александра Шмемана для клириков и мирян, которые воспринимают "Дневники" как "глоток свежего воздуха".

С материалами семинара, а также с докладом Ольги Меерсон "Литургическое наследие прот. Александра Шмемана" можно ознакомиться на сайте храма свв. Космы и Дамиана в Шубине. †

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /