ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Решите неравенство

Валентина Калачева :: 29 августа 2007

В Карелии сегодня многие задаются вопросом, нужно ли при введении курса "Основы православной культуры" в школу учитывать воззрения на этот вопрос представителей множества иных конфессий и наций. Не обижаем ли мы их. Ответ прост: учитывать до определенной степени нужно, но воспринимать их, как руководство к действию, необязательно.

Ответ этот основан на практическом опыте – вот уже пять лет петрозаводская школа . 4 преподает "Основы православной культуры" и сопряженные с этим предметом дисциплины в классах, где сидит весь интернационал: карелы, финны, вепсы, украинцы, армяне, азербайджанцы, цыгане, один ученик был даже из Никарагуа. В течение этого срока было сделано несколько материалов в прессе и на телевидении, где родители разных национальностей и вероисповеданий (особенно всех интересовали мусульмане) говорили, что зла они в "ОПК" не видят, а даже рады, что их дети изучают культуру страны, где им придется жить. Кроме того, было несколько прецедентов, когда азербайджанские дети меняли школу на более престижную или ближе расположенную к дому и возвращались назад, потому что ученики школы . 4, по их мнению, более добрые и по национальному признаку их не обзывают. Необходимо также заметить, что каждый родитель, отправляя ребенка в КРУЖОК по "ОПК", заполняет заявление на имя директора школы, знакомится с программой по реализации этнокультурного (русского) компонента образования и программой по "ОПК". Желающие консультируются у завуча по данному направлению работы. Это ж какая заинтересованность должна быть у человека неправославного, чтобы всё это пройти!

Но есть еще и теория.

Во-первых, многонациональная и многоконфессиональная Россия – это миф либерального общества, нужный лишь для того, чтобы всеми возможными средствами не допустить воспитания русских людей на основе своей культуры и базовых ценностях Отечества. Ведь до XIX века никто не сомневался в том, что они, ценности, – православные, и сейчас думающие люди в этом не сомневаются. Другое дело, что это признание весьма опасно для таких процессов, как глобализация, приватизация, монетизация льгот и т.д. Православный всегда назовет проституцию проституцией, извращение извращением, воровство воровством, минуя эвфемизмы. А толерантный человек будет, как учит его гуманистическая философия, рассуждать: с одной стороны, воровство, с другой, – преумножение благ, с третьей, – зачем допустили, что у них украли, с четвертой, – такие сложились обстоятельства и т.д.

С точки зрения формальной логики, все страны многонациональные. Где вы видели более ли менее населенный район земного шара, где жили бы представители только одной национальности? В Антарктиде их и то – десяток, живут себе мирно на разных станциях. Но согласно международным стандартам, принятым ООН, государство классифицируется как мононациональное, если удельный вес одной нации составляет не менее 67% (т. е. 2/3) населения. В России проживает около 120 млн. человек, 80% из которых русские, количество считающих себя православными колеблется от 70 до 90%. Таким образом, Россия одно из самых мононациональных и моноконфессиональных государств в мире. Это не означает, что все остальные нации и конфессии должны быть поражены в правах, просто реализовываться эти права должны не за счет ущемления прав русской нации.

Так, например, вводить или не вводить "Основы православной культуры" в школах с согласия родителей – дело сугубо православных людей, которые, почитая помимо православной культуры, еще и Конвенцию о правах ребенка, считают, что государство должно обеспечить детям право знать культуру своего народа. Есть лишь три страны, не изучающие свою традиционную культуру: США ("плавильный котел наций"), Франция (имеющая, как всем известно, большие этнокультурные проблемы) и Россия. Почему? А потому что тысячи тысяч граждан РФ работают, как волы, стандарты по "ОПК" разрабатывают, учебники пишут, программы, педагогов готовят, а какой-нибудь муфтий во всеуслышание изречет без аргументации: "А я против!". И все усилия насмарку, сразу же начинают созывать примирительные комиссии, круглые столы и конференции и говорить: да ладно, мы уж потерпим, не обижайтесь, в следующий раз с вами согласуем и т. д. Протесты уместны, когда, допустим, государство обяжет всех без разбора изучать Православие как религию. Когда же мы изучаем культуру, да еще и по желанию, какие тут могут быть противоречия.

Тут же возникает возражение: у нас все культуры равны. Раз большинство стремится изучать православную культуру, значит, надо еще и исламскую культуру изучать, и иудейскую, и буддийскую и др. На что можно заметить следующее. Можно ли представить себе диссертационную работу на тему "Роль буддизма в формировании культурного наследия Карелии"? Нет. А почему, если все национальные и религиозные культуры у нас в Карелии на сегодняшний день равны? Потому что равенство мнимое, мифологическое, как и утверждение о многоконфессиональности и многонациональности России. Есть этнокультурные доминанты общества, то есть то, что в менталитете превалирует. Стремление поставить все с ног на голову чревато последствиями в виде Кондопоги.

Поэтому при введении курса "ОПК" в школу нужно руководствоваться нормами международного права, Конституцией РФ, Законом "Об образовании", письмами Министерства образования РФ от 22.10.02 . 14-52-87ин/1б "О примерном содержании курса "Основы православной культуры" и от 13 февраля 2003 г. . 01-51-013ин "О дополнительных разъяснения к письму Минобразования России от 22.10.02 . 14-52-87ин/1б "О примерном содержании курса "Основы православной культуры", а не дискуссиями и полемиками с кем бы то ни было. Благо, данные законы и письма предоставляют широкое поле деятельности для желающих преподавать и изучать "ОПК".

Единственный нюанс, касающийся Карелии, – это абсолютная пассивность населения в этом вопросе. Так, в апреле 2007 года в Министерство Республики Карелия по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями пришло обращение Общественной Палаты Российской Федерации, осуществляющей контроль деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления в отношении реализации прав граждан в области свободы совести и вероисповедания. Общественную палату интересовало, насколько полно реализуются права граждан на изучение их детьми в государственной и муниципальной системе общего образования культуры традиционных российских религий (курсов православной культуры, культуры католицизма, лютеранства, ислама, иудаизма). Это обращение послужило поводом для проведения соответствующего мониторинга.

Некоторые результаты.

В ответе, пришедшем из администрации города Петрозаводска, сказано, что реализация курсов "Основы православной культуры Карелии", "Основы православной культуры" осуществляется за счет часов дополнительного образования в 1-5 и 7 классах в МОУ "Основная общеобразовательная школа . 4", где эти предметы изучают 102 ученика.

В 2006 – 2007 учебном году курсы Основ православной культуры преподавались в трех общеобразовательных учреждениях Лахденпохского района Карелии: МОУ "Лахденпохская средняя общеобразовательная школа . 1" (12 обучающихся), МОУ "Райваттальская средняя общеобразовательная школа" (25 обучающихся) и МОУ "Таунанская средняя общеобразовательная школа" (5 обучающихся). В МОУ "Мийнальская средняя общеобразовательная школа" разработана и реализуется программа "Святыни и светочи России".

В МОУ "Заозерская средняя общеобразовательная школа . 10" (Прионежский муниципальный район) имеется кружок "Основы православной культуры", который посещают дети начальных классов. Руководитель кружка Ольга Валерьевна Денисова использует для преподавания экспериментальную программу и учебник "Основы православной культуры" (автор Л. Л. Шевченко).

Итого: около 160 человек на всю Карелию.

Выводы, сделанные по мониторинговому исследованию консультантом отдела по связям с религиозными объединениями С. К. Хохловым:

1. Общественный запрос на преподавание в государственной и муниципальной системе образования Республики Карелия основ религиозной культуры изучен недостаточно. В муниципальных районах не торопятся изучать мнение граждан: хотят ли те, чтобы их дети изучали культуру традиционных российских религий в государственной и муниципальной системе общего образования, или не желают этого. И сами родители, судя по всему, не спешат проявлять инициативу в этом вопросе.

2. Поскольку общественный запрос на преподавание в государственной и муниципальной системе образования Республики Карелия основ религиозной культуры фактически отсутствует, о чем свидетельствуют ответы из большинства муниципальных районов, о нарушении прав граждан в области свободы совести и вероисповедания говорить, в общем, не приходится.

Так что нет инициативы, нет и преподавания "ОПК".

Источник: Русская линия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама