В рамках выставки "Православная Русь" состоялась встреча митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с журналистами. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата известен не только как один из самых уважаемых православных священников и телеведущий на Первом канале. Его всерьез рассматривают как возможного преемника Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Владыка Кирилл смог уделить журналистам не так много времени, как того хотелось бы, но разговор получился не дежурным.
Владыка, как вы оцениваете то, что увидели на выставке?
Впечатления превзошли мои ожидания. Это, в прямом смысле слова, удавшийся эксперимент. Когда в Москве мы впервые обсуждали возможность регионализации этой выставки, было много споров. Пример Перми показывает, что "Русь православная" должна путешествовать по России. Единственное, чего не хватило это московского "ядра". Выставка призвана знакомить посетителей не только с тем, что происходит в регионе и других местах, но и в Москве, в центре. Думаю, было бы интересно и в Перми посмотреть, как в масштабах страны решаются проблемы национальных проектов, каково участие в них Церкви. Поэтому возникает желание, чтобы выставка "Православная Русь", где бы она ни проводилась, имела бы некое постоянное "ядро", сформированное в центре. Но региональный компонент в Перми выполнен на очень высоком уровне. Больше всего меня тронуло огромное количество людей, посещающих выставку. Она становится видимым образом Церкви.
Какое участие Церкви вы видите в реализации национальных проектов?
Самое непосредственное. Потому что национальные проекты имеют отношение, в том числе, и к духовной жизни человека образованию, здравоохранению, сельскому хозяйству. От того, что происходит в этих областях, зависит будущее страны, будущее человека каким он будет. Нам иногда со стороны советуют не заниматься всеми этими вопросами. Говорят, что дело Церкви молиться. Правильно. Но разве не дело Церкви участвовать в формировании человеческой души, в формировании мировоззрения людей? Как много зла мы видим сегодня в общественной жизни! И это происходит, в первую очередь, потому, что существуют недостатки в нашем образовании. Огромные проблемы есть в здравоохранении. Во многих местах спивается и исчезает наше село. Кто может сказать, что это не имеет отношения к спасению людей?! Алкоголизм это только физическая болезнь или еще и духовная? И то, и другое. А наркомания? А распад семьи? А нравственное разложение молодежи? Я уверен, что технически мы сможем оснастить страну проложить хорошие дороги, построить добротные дома. Но кто будет жить в этой стране? И что это будет за страна? Будет ли это Россия или просто географическое пространство, именуемое Россией? Этот вопрос тесно связан с национальным самосознанием, культурной идентичностью, духовной жизнью людей.
Вас не смущает то, что выставка "Православная Русь" превратилась в огромную торговую лавку?
Выставка это не священнодействие, она всегда связана с коммерцией. Если человеку что-то понравилось, у него возникает желание приобрести этот предмет. Я во время посещения выставки подошел к одной из экспозиций, и у меня возникло желание что-нибудь с нее купить. В этом нет ничего плохого. Но я бы посоветовал устроителям учесть московский опыт, где мы разделяем пространство. Есть интеллектуальное конкурс-выставка книг и видеопродукции, например. Есть духовное пространство, в котором выставляется чудотворный образ и совершаются молебны. Туда люди приходят не только посмотреть, но и помолиться. А есть коммерческое пространство, ведь коммерция это часть нашей жизни. Как тело не является грязью по отношению к душе, так и коммерция не является грязью по отношению к другим проявлениям человеческой жизни. Она может быть грязью, и часто в современной жизни ею и является. Но не потому, что коммерция по своей природе такова, а потому что грех присутствует в этой области жизни, как, впрочем, и во многих других областях. Но для того, чтобы, как говорит пословица "Не смешивать грязь со Спасением", пространство на выставке надо разделять.
Вы можете прокомментировать отклики по поводу разработки "Русской доктрины"?
Считается, что Русская православная церковь принимала участие в подготовке этого документа.
Должен сказать сразу, что это не церковный документ. Доктрина не была принята ни Архиерейским собором, ни Синодом, но она создавалась в том духовном и культурном русле, которое сформировано при самом активном участии Русской православной церкви. Не случайно этот документ был представлен на слушание Всемирного Русского народного собора. А эта организация не церковная, а общественная, хотя и находящаяся под покровительством Церкви, и возглавляет ее Святейший патриарх.
Отклики в основном положительные, хотя комментарии должны быть более точными. В этом интеллектуальном продукте есть конкретные положения, связанные с политическим устройством, экономической стратегией, с которыми каждый может соглашаться или не соглашаться, или соглашаться настолько, насколько убеждают аргументы авторов доктрины. Меня некоторые аргументы убеждают, некоторые нет. Но сам документ имеет очень большое значение. И я вижу его важность не в частностях, которые могут быть скорректированы. Кстати, этот документ претендует на актуальность, а доктрина не может быть таковой. Только фундаментальной, рассчитанной на большой исторический отрезок времени. Поэтому авторы подумывают о том, чтобы создать "Русскую доктрину-2", "Русскую доктрину-3" и так далее.
Для нас важно то, что в основе лежат духовно-нравственные ценности, без которых наш народ перестает быть нашим народом, без которых Россия перестает быть Россией. И Церковь настаивает на том, что эти ценности не могут разрушаться в результате политического выбора. Они не могут зависеть от того, какая партия придет к власти. Почему такой страх был у нас в 90-е годы перед выборами, а у многих он и сейчас остался? Потому что люди опасаются придет новая власть и начнет всё мести, разрушать фундамент, незыблемые святыни. Разве единство государства не является такой базисной ценностью? Если бы мы в 90-е годы согласились, что единство государства это святая святых, и никакая власть не может на неё посягать, мы сегодня жили бы в другой стране. Я назвал только одну святыню, хотя их много. Самым важным для меня в доктрине является заявление о том, что модернизация страны возможна только с учетом базисных нравственных, духовных и культурных ценностей нашего народа.
Как вы относитесь к преподаванию православия в школе?
Надо строго разделять два понятия преподавание православия и преподавание основ православной культуры. В массовом сознании они смешиваются, отчего и проистекает непонимание. Многие считают, что Церковь настаивает на обязательном преподавании православия, то есть Закона Божьего, для всех учащихся. И тогда закономерно возникает вопрос: "А как же люди других вероисповеданий, как неверующие?" На этом заблуждении зарабатывают те, кто желает погубить преподавание этого предмета.
Вся наша жизнь связана с православной культурой. Если человек посещает Кремль, первое, что он видит это соборы. Он должен знать, что такое собор, в чью честь он возведён. Главный в честь Успения Пресвятой Богородицы. Интеллигентный человек должен знать, что такое Успение, кем была Пресвятая Богородица. При посещении художественной галереи человек должен знать, на какой основе создается значительная часть классических живописных полотен. Читая русскую классическую литературу, человек должен знать, какие архетипы использованы русскими писателями и поэтами. А русская литература органически связана с литературой житийной. Мы должны понимать генезис нашей культуры, генезис национальных ценностей, без этого нет национального самосознания, без этого мы превращаемся в Иванов, не помнящих родства. А корни уходят в православие.
Поэтому вы предлагаете ввести этот предмет в школьную программу?
Но мы не настаиваем на обязательности. Хотя довольно странно, когда кто-то говорит, что он не желает ничего знать об архитектурных стилях, об иконописи, о литературной традиции своего народа. Даже если такой странный человек появляется, мы говорим пожалуйста, ты имеешь на это право. Поэтому основы православной культуры мы предлагаем преподавать вариативно, но в рамках школьной программы. Не в каникулы или выходные дни. И тем более не после учебных часов, как нам предлагают. Известно, что происходит с ребенком после последнего звонка все опрометью бросаются домой. И я исключением не был. И никакие пряники, никакая культура не могут остановить ребенка. Те, кто предлагает вынести уроки основ православной культуры на это время, прекрасно знают, что делают. Поэтому мы считаем, что в школе обязательно должна быть вариативность, возможность выбора, это знак продвинутости системы образования.
Появляется, например, ребенок, который заявляет, что хочет изучать основы мусульманской культуры, это его право. И школа должна его обеспечить. Если находится один такой ребенок на класс, конечно, не стоит приводить к нему преподавателя. Но учебник по основам исламской культуры должен существовать! И с этим учебником могут ознакомиться не только мусульмане, но и православные, если есть интерес. Нашим светским коллегам мы предлагали написать учебник по основам светской этики для тех детей, которые не являются религиозными. Это тоже альтернатива. Нас пугают: "Это будет разделять детей". Извините, а разве уроки физкультуры не разделяют?! Через какое унижение проходят дети, не способные быстро бегать, далеко прыгать в силу особенностей своей физиологии! Физкультура не только разделяет, но и дискриминирует. Об этом наша общественность почему-то не думает, но считается, что альтернативность и вариативность в преподавании основ религиозной культуры обязательно разделят детей.
Могу привести пример Смоленской епархии. Мы уже много лет преподаем основы православной культуры в школе. И негативная реакция была только однажды. Один господин написал мне открытое письмо, что он воспитывает детей в традициях иудаизма, им не хочется изучать основы православной культуры. Я публично ответил, что буду первым, кто встанет на защиту права его детей не посещать занятия по православной культуре. Через какое-то время я узнал, что его сын, а семья интеллигентная, посещает занятия ему просто интересно.
Я думаю, что ссылка на многонациональность и многоконфессиональность страны не должна лишать восемьдесят процентов нашего народа возможности изучать основы его духовной и религиозной культуры в школе.
Что бы вы хотели пожелать пермякам?
Пермский край это особый край. У него прекрасный промышленный потенциал, богатые недра, замечательный народ. Но в России мало таких земель, на теле которых оставались бы такие глубокие шрамы от прошлого. Это не только разрушенные храмы. В душах людей тоже еще далеко не всё восстановлено. Поэтому мне хотелось бы пожелать жителям Пермского края, чтобы духовное, нравственное и культурное развитие шли рука об руку с промышленным и техническим развитием. Потому что без внутреннего духовного богатства человека не может быть полноты жизни. Мы определяем наше счастье по состоянию сердца. Состояние нашего счёта в банке не определяет состояние души. Это не значит, что в банке должно быть мало денег, хорошо бы их было побольше. Но счастье и полнота жизни определяются состоянием сердца. И я от своего сердца искренне желаю всем жителям Пермского края быть счастливыми!
Источник: Звезда (Пермь)