Митрополит Кирилл подчеркнул, что факультативное преподавание ОПК не служит средством для разделения или дискриминации детей. Об этом он сказал в интервью пермской газете "Звезда": "Поэтому мы считаем, что в школе обязательно должна быть вариативность, возможность выбора, это – знак продвинутости системы образования.
Появляется, например, ребенок, который заявляет, что хочет изучать основы мусульманской культуры, это его право. И школа должна его обеспечить. Если находится один такой ребенок на класс, конечно, не стоит приводить к нему преподавателя. Но учебник по основам исламской культуры должен существовать! И с этим учебником могут ознакомиться не только мусульмане, но и православные, если есть интерес. Нашим светским коллегам мы предлагали написать учебник по основам светской этики для тех детей, которые не являются религиозными. Это тоже альтернатива. Нас пугают: "Это будет разделять детей". Извините, а разве уроки физкультуры не разделяют?! Через какое унижение проходят дети, не способные быстро бегать, далеко прыгать в силу особенностей своей физиологии! Физкультура не только разделяет, но и дискриминирует. Об этом наша общественность почему-то не думает, но считается, что альтернативность и вариативность в преподавании основ религиозной культуры обязательно разделят детей.
Могу привести пример Смоленской епархии. Мы уже много лет преподаем основы православной культуры в школе. И негативная реакция была только однажды. Один господин написал мне открытое письмо, что он воспитывает детей в традициях иудаизма, им не хочется изучать основы православной культуры. Я публично ответил, что буду первым, кто встанет на защиту права его детей не посещать занятия по православной культуре. Через какое-то время я узнал, что его сын, а семья интеллигентная, посещает занятия – ему просто интересно.
Я думаю, что ссылка на многонациональность и многоконфессиональность страны не должна лишать восемьдесят процентов нашего народа возможности изучать основы его духовной и религиозной культуры в школе".