ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Общеобразовательная школа или церковно-приходская?

03 сентября 2007

Первые итоги преподавания "Основ православной культуры" (ОПК) в школе убеждают: культурологический статус дисциплины – формальность для отвода глаз. Эксперты и наблюдатели единодушны: настоящая цель курса – приобщение школьников к церковной жизни лишь одной, но все более приобретающей статус государственной, конфессии.

Курс "Основ православной культуры"(1) вводится в российских школах при активной поддержке местных властей. Опыт Белгородской области – пионера освоения ОПК – особенно интересен, поскольку показывает логику внедрения и дальнейшую эволюцию предмета, породившего яростную дискуссию в обществе.

Православную культуру преподают в Белгороде уже три года. Первоначально курс считался факультативным, хотя, утверждают родители, ученики должны были посещать эти занятия почти в обязательном порядке. Сначала он был рассчитан главным образом на учащихся младших классов: время продленных занятий отдавали священникам, которые рассказывали детям о Боге и православии. Потом уроки стали вести учителя – как правило, преподаватели истории или педагоги с недостаточной учебной нагрузкой, прошедшие переподготовку при епархии. Предмет по-прежнему считался факультативом, но занятия ставили в расписании вторым или третьим уроком: с последних дети обычно уходили. В ряде школ города еще за год до того, как предмет приобрел обязательный статус, ОПК стали читать с первого по одиннадцатый класс.

– Кому можно смотреть на небо –

Содержание курса – это рассказ в основном о Русской православной церкви и ее многовековом союзе с государственной властью. В каждой школе на видном месте (иногда рядом с гербом и гимном страны) теперь висит стенд с правилами поведения в храме. Когда ОПК вводился, его целью объявлялось сплочение семьи и возрождение традиционных ценностей. Но, как показывает практика, сплотились лишь те семьи, которые стали подавать иски в прокуратуру против введения такого предмета. Ни один из этих исков не был удовлетворен.

Николай, православный учащийся одной из белгородских школ, в личном разговоре признается: "Большинство старшеклассников категорически не верят в Бога и поднимают на смех все, что им говорят на этом уроке. Учитель истории, который читает нам ОПК, тоже неверующий". По свидетельству Николая, ни евангельские заповеди любви, ни историю жизни Христа они пока не проходили и обо всем этом ему приходится читать самостоятельно.

ОПК всеми силами стараются придать вид школьной дисциплины: учителя не заставляют учеников признаваться в вере в Бога или исполнении обрядов. Однако сама специфика курса и методика его изложения неизбежно ставит перед детьми вопрос о личной религиозной идентификации. Педагог дополнительного образования Наталья Щеглова рассказывала, как у ее брата-старшеклассника не приняли сочинение на областной конкурс Рождественских чтений по теме "Что я чувствую, когда смотрю на небо". Учительнице текст понравился, но она прямо сказала, что в нем нет личной религиозности и поэтому он не пройдет.

В Белгородской области с полуторамиллионным населением проживают люди разных конфессий. Мусульмане, протестанты, свидетели Иеговы относятся к ОПК крайне отрицательно. В ответ на его обязательное введение мусульманская община города стала добиваться разрешения на строительство мечети, в которой дети-мусульмане могли бы изучать свою религиозную культуру. Эта просьба была, отклонена.

– "Он не такой, как мы" –

Белгородские учителя признаются, что раскол в отношения между школьниками курс ОПК вносил, еще когда был факультативом: о детях, которые уходили с уроков, одноклассники говорили: "Ему не разрешают слушать про церковь, он не такой, как мы". После включения курса в обязательную программу ОПК начали преподавать даже в школах, в которых учится до 80% мусульман. Чтобы предотвратить разлад, педагоги получили указание не ставить по этому предмету плохих оценок.

Однако уже есть случаи, когда родителям, не желающим, чтобы их дети посещали ОПК, руководство школ предлагало на свои деньги нанимать учителей для параллельного чтения другого предмета, ссылаясь на то, что прогул обязательного предмета недопустим.

Эксперты и свидетели преподавания ОПК единодушно признают, что единственная цель курса – приобщение школьников к церковной жизни. Культурологический статус дисциплины – формальность для отвода глаз. Внеклассная работа ведется в тесном союзе с Церковью: детей водят в храмы, возят в православные лагеря – те же пионерские лагеря с семинаристами в роли вожатых. Жизнь в них подчинена единому принципу и включает в себя общение со священником, походы в церковь, помощь по храму. Избежать такого "отдыха" ученику практически невозможно: если лагерь пришкольный, да еще в селе, то поездка в него обязательна, в других случаях родителям просто некуда деть ребенка летом.

Власть поддерживает Церковь,

– Церковь – поддерживает власть

Местные власти уделяют "Основам православия" грандиозное внимание. По телевидению в выступлениях духовенства и администрации постоянно подчеркивается его исключительная значимость. Сторонниками курс воспринимается просто как главный предмет школьной программы. На сегодня это наиболее обеспеченная методическим материалом дисциплина. Сельская учительница Светлана Перова жалуется: "По математике у нас учебники старые, рваные, методичек нет, а по ОПК есть и учебники, и методички, и учебные диски, и епархиальные журналы. Все это распространяется, выставляется на образовательных выставках".

Сегодня ОПК является, по сути, центральной частью вовсе не образовательной, а глобальной агитационной программы, выходящей за рамки школы. В каждом военкомате Белгорода присутствует священник, который наставляет и провожает всех призывников (в ряде военкоматов под это оборудованы отдельные комнаты). В роддомах и загсах при регистрации ребенка всем матерям выдаются благодарственные грамоты от епископа и епархии, поздравляющие их с выполнением гражданского долга. По местному телевидению постоянно показывают сюжеты об успешной совместной деятельности Церкви и властей.

– Бытие окормляет ОПК –

Конечно, далеко не все учителя, даже из тех, кто преподает ОПК, являются его активными сторонниками. Но до открытого протеста дело не доходит: недовольные предпочитают возмущаться и высмеивать курс в личных разговорах. Многим педагогам от ОПК есть выгода: дополнительные часы – прибавка к зарплате. Курс безоговорочно поддерживают директора школ: им от управления образования также ежемесячно приходит надбавка к зарплате в размере оклада "за хорошую работу".

Московскую патриархию подобное положение дел, несомненно, устраивает: церковные издательства получают государственные заказы на многотысячные тиражи учебной литературы, роль епископата в общественной жизни растет. А это остро необходимо Церкви, реальное состояние которой значительно отличается от образа в официальных документах. Последнее время и светские, и православные аналитики все чаще признают, что внутреннее состояние РПЦ достаточно плачевно и не сегодня завтра она может встать перед проблемой раскола.

Подражая Марксу, – или Учение всесильно, – потому что оно верно

Является ли внедрение православия в общеобразовательную школу панацеей от бед Церкви – большой вопрос. Евгений Ихлов, руководитель информационно-аналитической службы общероссийского движения "За права человека", считает: "Курс ОПК при всем желании церковных властей не прививает и не может привить опыт веры. Единственное, что он дает ученикам, – чувство превосходства над теми, кто "верит неправильно"... Никакой реальной истории Церкви в курсе ОПК нет. Нет никакой полемики, проблем и борьбы. Есть Церковь, идущая от победы к победе, всегда поддерживающая власть и усиление ее централизации. Это фальсификация церковной истории в кремлевских, а не собственно церковных интересах".

Это мнение подтверждают события последнего времени. Прокремлевские молодежные движения "Наши" и "Георгиевцы", которые действуют весьма активно, объявили повсеместное распространение ОПК одной из своих целей. При этом любое несогласие с внедрением православия в школы используется ими для давления на политических оппонентов и собственной раскрутки.


"Основы православной культуры" и другие конфессионально ориентированные предметы преподаются факультативно более чем в 30 регионах России. В Белгородской, Брянской, Калужской и Смоленской областях этот предмет с 1 сентября 2006 года является обязательным. С 1 сентября 2007 года он станет обязательным и в Воронежской области.

В Москве с нового учебного года в старших классах вводится факультативный курс "Религии мира". Его рассматривают как альтернативу ОПК.


Профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений Академии государственной службы при президенте РФ, председатель исследовательского комитета социологии религии Российского общества социологов Ремир Лопаткин:

"Сторонники введения ОПК ссылаются на наличие образовательного запроса в обществе именно на этот предмет. Однако этот запрос неоднозначен. Гораздо большее число учащихся, родителей и учителей высказывается за преподавание не конфессионального предмета типа ОПК, а знаний о религии в историко-культурологическом аспекте. Интернет-опрос в Белгородской области показал, что за ОПК высказываются 29% респондентов, решительно против – 4 5%, а 23% не видят в этом предмете необходимости. Опрос старшеклассников Екатеринбурга: за ОПК – 24%, против – 76%. Московские учителя: за введение предмета, обучающего религии (включая ОПК), – 12%, за предметы, дающие знания о религии и других формах мировоззрения (например, история религий, религиоведение), – 41%, против преподавания таких предметов в средней школе-46%".

Источник: The New Times

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама