ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Чему учить детей

03 сентября 2007

Дискуссия вокруг преподавания основ православной культуры проявила отсутствие в обществе согласованного представления о том, чему же надо учить детей в школе и как мы можем оценить результативность нашего образования.

Предположение церковных деятелей, что, введя преподавание учебного предмета "Основы православной культуры", мы резко поднимем уровень духовности, сориентируем детей в культурно-историческом наследии и укрепим моральные устои общества, можно считать не просто заблуждением. Это отражение глубоко укорененного в нашем обществе устаревшего и ошибочного представления о том, что результатом образования является исключительно объем усвоенных тем учебных предметов.

В XIX в. и первой половине XX в., пока скорость изменений в мире оставалась сравнительно невысокой, запоминание готовых алгоритмов отношений и действий в заданных ситуациях имело смысл. Мир менялся медленно и заученные алгоритмы и сведения помогали добиваться жизненных успехов.

Но начиная с середины XX в. мир начал меняться все быстрее. Стали возникать профессии, о которых школьные учителя и не догадывались. Государственный атеизм сменился терпимостью к вероучениям. Информационные технологии сделали доступными огромные массивы сведений, и школьный учебник уже не помогает ориентироваться в этих массивах. "Готовить к жизни" стало невозможно, потому что мы не знаем, какими будут производственные, социальные, политические отношения между людьми через 3-5 лет.

Значит, результативность школы не столько в том, чтобы освоить известные алгоритмы и сформировать заранее заданные качества личности (пресловутая "модель выпускника"), а в том, чтобы научить действовать в ситуации неопределенности, в новых ситуациях.

Это и есть инновационное образование – формирование способностей строить свои действия в новой, неизвестной ситуации. Эти способности в специальной литературе принято называть компетентностями – информационными, социальными, экономическими, коммуникационными. Поэтому возвращение к архаичному стремлению ввести новый учебный предмет и ожидать, что его изучение решит современные задачи, – иллюзия.

Предложение Церкви

Было ли такое намерение у церковных деятелей? Предполагаю, что изначально не было.

В 1999 г. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий направил письмо "всем епархиальным преосвященным", в котором призвал "всех епархиальных архипастырей обратить особое внимание на важность организации православного просвещения детей, учащихся в государственных и муниципальных школах". И предложил:

"1. Провести епархиальные собрания, на которых рассмотреть вопрос об организации обучения Православию школьников. Выявить и обсудить имеющийся в епархиях опыт преподавания православного вероучения в государственных (муниципальных) школах.

2. Организовать преподавание основ православной культуры в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях вверенной Вам епархии.

3. Довести до сведения настоятелей, законоучителей, православных родителей и других заинтересованных лиц содержание Информационного письма Министерства образования Российской Федерации N 14-53-281 ин\14-04 от 04.06.99 О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений...

4. Предложить настоятелям храмов ввести в штатное расписание, с учетом возможностей прихода, должность преподавателя православного вероучения для ведения систематической работы в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

5. Наладить контроль за преподаванием православного вероучения в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

6. Руководителям епархиальных отделов религиозного образования и катехизации в ежегодных отчетах, направляемых в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, указать количество государственных (муниципальных) образовательных учреждений в епархии, в которых преподается православное вероучение, и общее количество школьников, посещающих эти занятия.

7. Если встретятся трудности с преподаванием основ православного вероучения, назвать курс "Основы православной культуры", это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе". Конец цитаты.

Важная деталь: патриарх пишет о преподавании именно вероучения и при этом не имеет в виду вхождение в сетку обязательных предметов и тем более включение в государственный образовательный стандарт "Основ православной культуры". Но на каком-то повороте все перевернулось с ног на голову: речь уже шла о культурологическом (но по сути – религиозном) курсе, а не о преподавании вероучения и обязательно в рамках стандарта, вначале регионального, а затем и федерального.

Но как только мы включаем тот или иной курс в стандарт – и закрепляем законом, федеральным или региональным, учебный предмет становится обязательным для изучения всеми учащимися школы. А если школа не преподает кому-то из своих учащихся этот предмет, она нарушает закон. Поэтому либо стандарт, либо добровольность – совмещение невозможно.

Можно спорить относительно достоверности учения Дарвина о происхождении видов, но то, что введение очередного учебного предмета в школьное расписание не приводит к решению тех задач, которые этим учебным предметом декларируются, это можно считать доказанным фактом.

Если мы говорим о массовой школе, то сколько бы уважаемые математики ни бились за увеличение часов математики в учебном плане средней школы, уровень математической подготовки обычного школьника от этого не повысится. Сколько бы уважаемые писатели ни старались доказать городу и миру, что в отведенное на русскую литературу время в учебном плане школы невозможно передать все богатство русской литературы, от этого любовь к Толстому и Чехову у детей не усилится. И психологи, и социологи уже давно установили, что в данном случае происходит эффект "сдвига мотива на цель". Мотив – продвижение собственной предметности: религии, математики, литературы, основ безопасности жизнедеятельности, этики и психологии семейной жизни, информатики, экономики. Эти мотивы подменяют собой цели повышения духовности, развития математического мышления, привития любви к отечественной литературе и т. д.

Эта подмена вызывает споры по простой схеме: "Вы хотите, чтобы дети любили Толстого? Значит, надо увеличить количество часов, отведенных на уроки литературы!" Железная логика. "Ах вы не хотите увеличить количество уроков литературы? С вами все ясно: враг русской культуры, могильщик образования, а то и агент влияния мировой закулисы. Вы хотите превратить наш народ в быдло!" Вы против введения обязательного изучения "Основ православной культуры в школе"? Враг православия, враг государства, враг народа!

Но нет ни одного доказательства, что увеличение объема материала и обязательность его изучения приводили бы к улучшению ориентации ребенка в предмете или повышению уровня его информированности. Мы говорим не о детях, склонных к математике или литературе, не о воскресных школах, куда дети идут по желанию, а о массовой школе, в которой учащиеся изучают обязательные предметы независимо от собственного интереса.

И принудительность обучения оказывается сильнее, чем материал, который им преподается. Это вполне объяснимо: только произвольное действие (совершенное по собственной воле) дает соответствующий эффект. Пример простой – "Гарри Поттер". Этой книги нет в списке обязательной литературы, но миллионы детей горят страстью ее прочитать. Очевидно, что расширение набора учебных предметов (любых) бессмысленно и даже вредно. Результат образования – не в заученных сведениях из тематического набора программ учебного предмета и не только в итогах единого государственного экзамена.

Подготовить к переменам

Результат образования в том, чтобы выпускник школы мог понять смысл перемен, стремительно происходящих в мире, самоопределиться в том, как ему самореализоваться в этих новых обстоятельствах, как достичь успеха и благополучия, принести пользу людям, своей стране.

13 сентября состоится заседание Совета при президенте по национальным проектам и демографической политике. Оно будет посвящено инновационному образованию и его роли в развитии страны. Может быть, ключевым итогом этого заседания будут сформулированные президентом или членами совета новые ориентиры для отечественного образования, новые представления о результативности. Может быть, понятие "компетентности" станет формулой этой новой результативности.

Тогда и учителю будут платить не только за уроки, но и за ту огромную воспитательную работу, которую он ведет. А школу будут оценивать не только по результатам ЕГЭ, но и по тем достижениям ребят, которые они демонстрируют и во внеклассной работе. Возможно, портфолио этих достижений будет учитываться при приеме в вуз? Ведь кроме уроков и заучивания параграфов из учебников есть инновационные формы образования: детские проекты, социальная практика, исследовательская деятельность школьников, сетевое образование и многое другое.

Возвращаясь к теме преподавания православного вероучения, могу сказать одно: если мы хотим отвратить детей от веры, любой, не только православной, надо ввести в обязательном порядке уроки основ одной религиозной культуры в каждой российской школе. Результат гарантирован.

Источник: Ведомости

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама