ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Архитектура русских церквей в Китае

Д.С. Масленникова :: 04 сентября 2007

Осуществлявшееся Россией в конце XIX – начале XX веков строительство Китайской Восточной железной дороги недаром считается выдающимся в мировом масштабе политическим, военно-стратегическим, техническим и градостроительным проектом. Прокладка этой важнейшей транспортной артерии привела к созданию целого ряда новых и развитию многих существовавших поселений, среди которых наиболее быстро росли, укрепляли свое влияние и достигли статуса региональных столиц города Харбин, Дальний и Порт-Артур.

Среди них Харбин, основанный в 1898 г. на месте пересечения железнодорожной магистралью реки Сунгари, задумывался как административный центр внушительной по своим размерам и влиянию территории, образовавшейся в результате выделения полосы отчуждения КВЖД. Через пять лет после его основания население города насчитывало свыше 40 тысяч человек, большинство из которых были этническими русскими православного вероисповедания. Города Дальний и Порт-Артур, находившиеся по международным соглашениям под длительной российской юрисдикцией, играли роль важных опорных баз не только экономического, но и военно-политического влияния России в Восточной Азии.

Если на первоначальном этапе усиления геополитических позиций Российской Империи, то есть в XVIII веке, церкви в Китае строились для китайцев, принявших православие, то в эпоху освоения полосы отчуждения КВЖД наблюдалось широкомасштабное строительство православных храмов для русской диаспоры. Процесс развития русского церковного зодчества достиг наивысшего расцвета после революционных событий 1917 года в России, гражданской войны и большевистских репрессий в последующие годы, из-за которых в зарубежные страны, в том числе Китай, хлынул большой поток эмигрантов.

В 1920-40-е годы были сооружены наиболее выдающиеся памятники русского православного храмостроения в разных китайских городах: Шанхае, Тяньцзине, Дальнем, Порт-Артуре и других. В частности, в Харбине было выстроено 23 церкви, из которых к настоящему времени сохранилось пять. В создании русских православных храмов принимали участие архитекторы К.Х. Денисов, Ю.П. Жданов, М.М. Осколков, И.В. Подлевский, Ю.В. Смирнов, С.К. Трейман и Б.М. Тустановский.

В русском церковном зодчестве, оставившем зримые следы на территории Китая, целесообразно выделить пять типов храмовых сооружений:

1. соборы и приходские церкви, 2. монастырские комплексы, 3. церкви-школы, 4. кладбищенские и памятные храмы и часовни, 5. домовые церкви.

В структуре градостроительной ткани поселений, возникших на территории полосы отчуждения Китайской Восточной железной дороги, православные культовые сооружения размещались в соответствии с традиционными древнерусскими градостроительными канонами, формируя выразительный силуэт, а также живописное городское пространство, следующее рельефу и включающее в себя природные реалии.

Храмовое строительство всегда является одной из ключевых составных частей градостроительной политики любого государства, в особенности – при освоении новой территории. Поэтому и в данном случае оно было призвано, помимо всего остального – как утилитарного, так и сакрального, выполнять геополитические задачи, символизируя Россию и конституируя ее присутствие в этом стратегически важном восточном регионе. Отвечая на этот вызов, архитекторы – осознанно или ведомые подсознанием – наделяли проектируемые ими православные церкви и часовни ярко выраженными русскими чертами.

Целенаправленное следование традициям национального зодчества и широкое использование исконных приемов формообразования и характерных деталей определили архитектурную стилистику культовых построек вплоть до мельчайших элементов декоративного оформления фасадов. Предпочтение в стилевых решениях отдавалось прежде всего исконному русскому стилю, хотя встречаются постройки в неорусском и византийском стилях, а также смешанные формы.

Подавляющее большинство православных храмов в Китае выстроено в русском стиле, поскольку в чужеродной физической и социальной среде задача национальной идентификации ставилась в первую очередь перед культовыми сооружениями, так как именно они наиболее ярко и узнаваемо отражают духовно-культурные ценности русского народа.

Одним из самых выдающихся примеров церкви в русском стиле может служить деревянный Свято-Николаевский собор в Харбине, построенный по проекту архитектора И.В. Подлевского в 1899 году. Этот храм был самым крупным деревянным сооружением в Восточной Азии. Его непростая и оригинальная объемно-пространственная композиция и планировочные решения представляли собой новаторскую интерпретацию традиционных форм древнерусского деревянного зодчества. При строительстве собора использована двухъярусная конструктивная схема, состоящая из двух восьмериков, что осталось уникальным случаем для произведений православной храмовой архитектуры, расположенных на территории Китая.

Кстати, следует сказать, что в деревянном зодчестве российского Севера также весьма редко встречаются примеры церквей, объемно-пространственная композиция которых основана на соединении в одном объеме двух восьмериков. В истории православного церковного зодчества в Китае Свято-Николаевский собор являлся единственным в своем роде сооружением смешанного типа, в котором сплелись в единую композицию конструкции и формы шатрового и ярусного храма. Кроме того, совершенно неординарным решением может считаться двухъярусное завершение в наосе – форме квадрата со срезанными углами в основном храмовом пространстве.

Структура плана собора воплощает традиционную для русского деревянного зодчества схему церкви "о шестнадцати стенах". С северной и южной сторон располагались приделы, перекрытые двускатной крышей, и отдельные дополнительные входы. Внушающее почтительный трепет обширное внутреннее пространство Свято-Николаевского собора, вмещавшего 500 человек, освещалось верхне-боковым светом через оконные проемы в северной и южной гранях нижнего и верхнего восьмериков.

Зрительному восприятию Свято-Николаевского собора как затейливого и сложного многоярусного сооружения способствовала поставленная над западным притвором звонница с клинчатой крышей, завершавшейся тремя луковичными главками, опиравшимися на двухъярусные восьмигранные барабаны. Бочкообразной крыше над западным входом вторили бочки в основании широких граней храмового шатра. Луковицы главок, бочки и плоские вальмы были покрыты лемехом.

Прихотливая изящная резьба на наличниках, причелинах, подзорах, балясинах, крестах и других элементах здания подчеркивала русскую национальную идентичность и подкрепляла неповторимость архитектурно-художественного образа церкви. В 1960-е годы, печально известные эпохой так называемой "культурной революции", это выдающееся сооружение было уничтожено. Правда, в наши дни предприняты первые шаги на пути к восстановлению Свято-Николаевского собора, но речь идет уже о другом местоположении и об иных функциях новодела, ограниченных рамками познавательно-туристических целей.

Первоначальный эскиз Свято-Алексеевской церкви в Харбине, также являющейся образцом русского стиля, принадлежал инженеру Ю.В. Смирнову. Впоследствии проект храма подвергся серьезной переработке, выполненной другим архитектором, а в октябре 1935 года состоялось освящение завершенного храма во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. Церковь вместимостью около тысячи человек стала третьей по величине в ряду самых крупных православных храмов в городе. Ее превосходили церковь Благовещения Божией Матери, построенная по проекту архитектора Б.М. Тустановского и вмещавшая 1200 человек, и церковь Святой Софии, возведенная по проекту архитектора М.М. Осколкова, вмещавшая две тысячи человек.

Высокая степень выразительности внешнего облика Свято-Алексеевского храма создается, прежде всего, за счет тщательно проработанной артикуляции поверхностей, а также с помощью контрастного сочетания краснокирпичных стен с "белокаменными" полуколоннами, карнизными поясами, ширинками, кокошниками, сухарями, кронштейнами и другими декоративными элементами. Интересной особенностью Свято-Алексеевской церкви в харбинском районе Модягоу стало применение железобетонных конструкций, которые были впервые использованы архитектором Б.М. Тустановским при строительстве грандиозной Благовещенской церкви. Это новшество позволило обойтись без дополнительных опор для сводчатых перекрытий. В настоящее время здание Свято-Алексеевской церкви – одной из немногих сохранившихся русских православных церквей в Китае, передано католической церкви, и в нем совершаются католические богослужения.

История создания в Харбине церкви в честь Святой Софии Премудрости Божией, превосходящей по своим размерам все остальные православные храмы, когда-либо существовавшие в городе, демонстрирует интересный своей уникальностью пример повторного применения одного и того же проекта для строительства нескольких храмов в разных местах. Софийская церковь в Харбине, построенная по проекту архитектора М.М. Осколкова и освященная в 1933 году, является точной копией разрушенной Троицкой церкви в Благовещенске и сохранившейся до наших дней церкви Богоявления Господня в Санкт-Петербурге, возведенных по проекту В.А. Косякова. Этот факт был установлен видным исследователем архитектуры Н.П. Крадиным, который писал: "Софийская церковь в Харбине самым непосредственным образом связана с церковью Святой Троицы в Благовещенске. Обе церкви абсолютно идентичны – от общих размеров до стилистического решения и характера декоративных деталей. Их прототипом послужила еще одна такой же архитектуры церковь, существующая в Санкт-Петербурге до настоящего времени, – Богоявления Господня (Гутуевская), построенная в 1892-1897 годах по проекту известного русского архитектора В.А. Косякова. Можно лишь предположить, что о возведении храма в Благовещенске по его проекту Косяков был информирован, а, возможно, сам дал согласие на повторное строительство. Строительство третьего по счету храма (теперь уже в Харбине) было начато уже после смерти автора проекта. Известно, что умер Косяков в 1921 г., а Софийскую церковь заложили 27 сентября 1923 г." План Софийской церкви в Харбине, так же, как планы Гутуевского храма Санкт-Петербурге и Шадринского в Благовещенске, имеет форму латинского креста. Пространство трапезной части, разделенное на три нефа двумя продольными рядами колонн, создает переходную зону, подготавливающую к восприятию внутреннего храмового объема и обширных боковых приделов. Полуциркульная апсида окружена галереей, соединенной с северным и южным приделами. Завершения в виде восьмигранных шатров с главками имеются на колокольне, над западным притвором, над северным и южным приделами, над западным входом в галерею. Центральное храмовое пространство увенчано массивным куполом луковичной формы на высоком световом барабане. В настоящее время в Софийской церкви устроен музей истории архитектуры Харбина.

Каменная церковь в честь Успения Божией Матери на Новом кладбище в Харбине, также выстроенная в русском стиле, отличается легкостью пропорций, гармонией целого и частей, изысканностью декоративного убранства. Освящение ее состоялось 22 ноября 1908 г. Автором этого храма был гражданский инженер Н.А. Казы-Гирей – один из участников строительства Китайской Восточной железной дороги и города Харбина. Возведенная несколько позднее по проекту архитектора Е.А. Уласовца отдельно стоящая колокольня была, в соответствии с русской традицией, поставлена возле главного входа на Новое кладбище и относилась к категории надвратных колоколен.

Относительно небольшая по своим размерам, одноглавая Успенская церковь имеет в своей основе традиционную симметричную композицию. По продольной оси последовательно расположены: западный притвор, четверик собственно храма и пятигранная апсида. Лишь пристройка дополнительного южного входа в цокольный этаж нарушает симметрию. Центральное храмовое пространство завершалось большой луковичной главой, стоящей на световом барабане, опиравшемся, в свою очередь, на шестигранное основание. Похожая по своим очертаниям глава, но меньших размеров, венчала крещатую клинчатую крышу над входным крыльцом.

Строенные окна на северном и южном фасадах обрамлены полуциркульными арочными архивольтами. Основной храмовый объем и апсида украшены по периметру фризом в виде изящного аркатурного пояса из полуколонок и килевидных кокошников, а тимпан крыши когда-то украшала роспись. Оригинальным, хотя и спорным приемом можно назвать применение на фасадах в качестве декоративных элементов резных причелин и подзоров, присущих отнюдь не каменной, но деревянной архитектуре. Колористическое решение, относящееся к категории простейших, основывалось на контрастном сочетании белых оштукатуренных стен с меняющимся во времени, но всегда остающимся благородным цветом выполненных из медного листа крестов, главок и кровельного покрытия.

Церковь в честь Иверской иконы Божией Матери в Харбине, возведенная в 1907 году по проекту архитектора К.Х. Денисова, долгое время после своего создания выступала в качестве градостроительной доминанты и композиционного центра для окружающей застройки. Ее силуэт хорошо просматривался от здания главного вокзала и с других дальних точек города. Интерьер Иверского храма украшали великолепные росписи на батальные темы, далекие от традиционной иконографии.

Колористическое решение фасадов храма было основано на контрастном сочетании краснокирпичных стен с белым цветом полуколонок, поясов и других декоративных элементов и деталей. Ступенчатая композиция звонницы в сочетании с охватывающими высокий храмовый четверик одноэтажными приделами, а также "пламенеющая" форма главок, придавали исключительную выразительность внешнему облику Иверской церкви, которая в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии.

Поскольку по договору между Россией и Китаем земля, отводимая под строительство Китайской Восточной железной дороги, пусть и временно, но принадлежала России, то ставившиеся на ней церкви-школы, помимо исполнения номинальных основных функций, играли важную роль визуально значимых символов, указывающих на проживание здесь русских людей и конституирующих юрисдикцию российской короны.

Церкви-школы, ныне за единственным исключением полностью утраченные, представляли собой самую многочисленную функциональную группу церковных сооружений в Китае. Всего было построено 33 церкви-школы, среди них наиболее интересными являлись: в честь Введения во храм Божией Матери (ст. Ханьдаохэцзы, 1903 г.), Михаило-Архангельская (ст. Мулин, 1909 г.), Свято-Николаевская (ст. Пограничная, 1915 г.), Спасо-Преображенская (ст. Сунгари II-я, 1921 г.).

Образцовые, то есть в современной терминологии – типовые проекты, разрабатывались петербургскими архитекторами как для всех сибирских, среднеазиатских и дальневосточных путей сообщения, так и для Китайской Восточной железной дороги в отдельности. Анализ проектной документации сооружений КВЖД свидетельствует о применении одинаковой схемы объемно-пространственного и планировочного решения деревянных и каменных церквей-школ на три класса вместимостью 36 или 72 ученика.

Декоративное решение их фасадов отличалось крайней лаконичностью и недостаточной, по мнению многих экспертов, выразительностью. На типовых чертежах каменных зданий церквей-школ рустовкой акцентировались углы, а оконные проемы обрамлялись простыми наличниками. В деревянных храмах-школах применялись лучковые или прямоугольные завершения окон, обрамленных простыми наличниками, а в качестве декора – незамысловатая резьба на фронтоне. В полном соответствии с санкт-петербургскими типовыми проектами было выстроено большинство пристанционных церквей-школ. Вместе с тем, при детальном рассмотрении архивных фотодокументов обнаруживается значительное расхождение в лучшую сторону с типовыми проектами некоторых из них. Наиболее яркое архитектурно-художественное решение отличало Свято-Николаевскую церковь-школу на станции Пограничной. Она представляла собой сочетание типового решения объемно-пространственной композиции и своеобразного декоративного убранства фасадов.

Сложная орнаментальная резьба украшала тесовые доски, причелины, подзоры, полотенца. Выразительность художественного образа храма-школы в русском стиле подчеркивалась цоколем, выложенным из природного камня, а также сложным узором оконных переплетов. По архивным фотографиям отмечено расхождение с проектным решением, выразившееся, в частности, в наличии таких декоративных элементов, которые считаются присущими кирпичной архитектуре. Прежде всего, это относится к сухарикам, опоясывавшим купол над алтарной частью и основание звонницы, а также к ромбовидному узору на гранях шатра.

В настоящее время не сохранилось ни одного из этих весьма своеобразных сооружений, кроме церкви-школы в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы на ст. Ханьдаохэцзы. Она, наряду со зданием вокзала, была основным функциональным и смысловым центром пристанционного поселка, одновременно выполняя роль градостроительной доминанты, поскольку была единственным вертикальным элементом в силуэте застройки. Расположенная на возвышенном месте Свято-Введенская церковь-школа и сегодня по-прежнему выступает в качестве композиционного и символического центра поселения, хотя имеет относительно небольшую высоту.

В начале XX века в российской архитектуре начал набирать силу неорусский стиль, находивший материальное воплощение прежде всего в культовых сооружениях, что предопределило облик многих объектов, строившихся в русском зарубежье, не исключая Китай.

Опиравшиеся на опыт и всемирно признанные достижения древнерусского зодчества, архитекторы и гражданские инженеры того времени сумели создать целый ряд церковных сооружении, в том числе имеющих право называться выдающимися. Их прототипами в первую голову стали памятники владимиро-суздальской и псково-новгородской архитектуры.

Как отмечает С.С. Левошко, неорусский стиль характеризуется обращением к иному – по сравнению со второй половиной XIX века, кругу образцов, ранее не привлекавших внимания архитекторов. Особое предпочтение архитекторы оказывали древнерусскому зодчеству XII века, новгородско-псковской школе XIV-XV веков и московской архитектуре XVI века, а также деревянному зодчеству русского Севера.

Вполне объяснимый пиетет к великим творениям предков при этом не влек за собой формального и слепого подражания приемам мастеров прошлого: выработанные в рамках национальной культуры формы древнерусской церковной архитектуры переосмыслялись в новых исторических условиях на основе новых эстетических принципов, сформировавшихся под влиянием множества иноземных культур, в той или иной степени обогативших арсенал архитектурных средств.

Среди русских построек, возникших на территории Китая, к неорусскому стилю следует отнести прежде всего храм-памятник Николаю II и кафедральный собор во имя иконы Божией Матери "Споручница грешных" в Шанхае (архитектор Я.Л. Лихонос, 1935 г.), а также храм в честь Иверской иконы Божией Матери в харбинском районе Пристань (архитектор К.Х. Денисов, 1908 г.). Неизбывная и естественная тяга к исконным культурным корням толкала архитекторов к неорусскому стилю, характерному повышенной экспрессивностью форм по сравнению с русским или византийским стилями.

Эту тенденцию, в частности, продемонстрировал проведенный в Харбине в 1921 году конкурс на проект нового православного храма.Практически все его участники представили свои работы, выполненные в неорусском стиле. В России в это время разрушали все, что могло напомнить о русской национальной идентичности и внедряли механистические образы в духе татлинской башни III Интернационала.

Ярким образцом неорусского стиля стал величественный храм-памятник Императору Николаю II, воздвигнутый в Шанхае по проекту архитектора А.И. Ярона в 1932 году в рекордно сжатые сроки – за три месяца. Здание венчали девять позолоченных куполов с крестами и центральный купол мозаичной работы бирюзового цвета, которые в настоящее время утрачены. Наружные стены также поражали богатой облицовкой.

Сочетание относительно низких апсиды, приделов, притвора с невысокой звонницей и вытянутого вверх объема собственно храма – все это создавало выразительную контрастность сооружения в целом и позволяло наиболее полно выявить мемориально-поминальную функцию храма-памятника.

Интерьер церкви, в котором особенно сильно выделялись оригинальный высокий иконостас и стены, украшенные изразцами и лепными узорами, представлял собою шедевр церковного зодчества. Щедрая внешняя и внутренняя декоративная отделка, торжественность архитектуры были вызваны стремлением русской диаспоры утвердить почитание царской семьи, которая Православной Зарубежной Церковью была причислена к лику святых уже в 1930-е годы, тогда как в России их канонизация была произведена Русской Православной Церковью в 2000 году. В настоящее время в храме, внешний и внутренний облик которого существенно изменился, располагается ресторан.

Кафедральный собор во имя иконы Божией Матери "Споручница грешных" в Шанхае, построенный по проекту архитектора Я.Л. Лихо – носа, является самым величественным сооружением из всех русских православных церквей в Китае, а его вместимость составляет две с половиной тысячи человек. Поверхности стен с немногочисленными деталями, производящие впечатление монолитных, прорезаны группами сдвоенных и строенных щелевидных оконных проемов, обрамленных неглубокими полуциркульными нишами, что придает храму суровый облик, подчеркнутый также шлемовидной формой куполов, представляющих собой уникальный случай в церковной архитектурной практике на территории Китая.

Фасады здания разделены по горизонтали на три части: цокольную, среднюю со щелевидными окнами, и верхнюю, увенчанную, как и в древних соборах, закомарами. По вертикали фасады также имеют трехчастное членение лопатками. Особенного внимания заслуживает тот факт, что здесь, как и в тоновских постройках, восстановлена конструктивная роль кокошников в основании барабанов. В целом облик сооружения отличается простотой и ясностью, лаконичностью декоративного убранства, усиленной простым цветовым решением, основанным на сочетании белокаменных поверхностей стен и бирюзовых куполов.

Помимо русского и неорусского стиля, церковная архитектура в Китае представлена также византийским стилем, который, был популярен во второй половине XIX – начале XX веков. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Старом кладбище в Харбине, созданная по проекту архитектора Ю.П. Жданова в 1930 году, являет собой единственный сохранившийся в Китае образец этого стиля. Храм отличают мощные полуциркульные линии контуров объемов и поверхностей, крепкая целостность композиции, а также обильно детализированная пластика, в ряд приемов которой входит "полосатая" кладка, имитирующая средневековую византийскую.

Основной объем Покровской церкви перекрыт внушительным полусферическим куполом, а небольшие угловые главки устроены таким образом, чтобы венчающие их кресты лишь слегка возвышались над крещатым сводом. Высота звонницы над западным притвором не превышает высоты главного купола, что свидетельствует о точном соблюдении канонов византийского стиля. Силуэтные очертания центрального купола и других объемов гармонично поддержаны мастерски артикулированными фасадами, великолепная детализация которых способствует созданию монументального и целостного образа. Из пяти сохранившихся русских православных храмов в Харбине, Свято-Покровская церковь была до недавнего времени единственной действующей.

Вторым храмом, построенным в византийском стиле на территории Китая, была утраченная ныне каменная Благовещенская церковь в Харбине, воздвигнутая по проекту архитектора Б.М. Тустановского в 1941 году. Ее колокольня над западным притвором считалась самой высокой в городе, а возводилось все здание по передовым для того времени инженерным технологиям.

В частности, важной конструктивной особенностью сооружения является то, что перекрещивающиеся арки из монолитного железобетона, на которые опирался центральный купол, освобождали внутреннее пространство от опор. Этот прием был разработан еще до революции петербургским архитектором В.А. Косяковым и использован им при строительстве нескольких российских церквей. Б.М. Тустановский серьезно усовершенствовал конструкцию, в результате чего своды могли выдержать воздействие значительной сейсмической нагрузки.

Объемно-пространственная композиция храма сформирована квадратным в плане западным притвором, полуциркульной апсидой и четвериком основного объема, увенчанного полусферическим куполом, опирающимся на световой барабан. Колокольня над западным притвором вырастала из удлиненного четверика, на который опирался восьмигранник, завершавшийся полусферическим куполом. Благовещенская церковь была взорвана во время так называемой "культурной" революции в Китае.

Приверженность русскому, неорусскому и византийскому стилям определила основное направление развития православной храмовой архитектуры в Китае. Поскольку в России после большевистского переворота в 1917 году церковное строительство было прервано, то на примере русских православных храмов, построенных в городах Китая, можно проследить, как были продолжены традиции русского зодчества. Несмотря на то, что подавляющее большинство из немногочисленных сохранившихся храмов изменили функциональное назначение или находятся в полуразрушенном состоянии, они остаются выдающимися памятниками русского зодчества и сегодня представляют собой большую историко-культурную ценность, символизируя непреходящую мощь русской цивилизации.

Источник: Архитектура и строительство России

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама