А как подходит к канонизации Православная церковь?
За 18 лет работы комиссии канонизованы уже около 1500 святых. Эти канонизации потребовали от нас очень серьезных и, не побоюсь этого слова, новаторских решений. Церковь жива традицией, но далеко не всегда церковная традиция может непрерывно и спокойно развиваться. Вспомним, что является основанием для канонизации в Православной церкви. Во-первых, чудотворения, связанные с жизнью того или иного христианина, и чудотворения, происходящие после его смерти в связи с его поминовением. Во-вторых, почитание подвижника церковным народом и, наконец, его праведная жизнь. Казалось бы, все ясно. Но вот с какой проблемой мы столкнулись практически сразу же. Народное почитание очень многих подвижников благочестия у нас отсутствует. Если бы вы мне задали вопрос: "Кто из святых, канонизованных вашей комиссией, полностью соответствует основным критериям?" то я назвал бы буквально несколько имен.
Мы довольно рано поняли, что нам придется, не опираясь в большинстве случаев на почитание церковным народом, не имея свидетельств чудотворений, открывать для Церкви тех подвижников, которых народ забыл, не мог не забыть в предшествующий период. При этом мы понимали, что должны будем проявлять очень большую осторожность и тщательность в работе, чтобы не допустить прославления тех, кто этого не достоин. В свое время в интервью одной из московских газет я употребил такую фразу: "Лучше недоканонизовать, чем переканонизовать". В конечном итоге у Бога все прославлены, а церковная канонизация происходит прежде всего для нас, живущих на земле. Поэтому проводить канонизацию должно только в том случае, когда не остается никакого сомнения.
Источник: Невское время