ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

О кафирах и мунафиках

Сергей Худиев :: 11 сентября 2007

Первое, о чем стоит вспомнить в связи с годовщиной 11 сентября, это то, что, хотя мы не Запад в своих собственных глазах, и мы не Запад в глазах самого Запада, есть люди, которые безоговорчно считают нас Западом. Это исламские террористы. Для них Россия находится в одном ряду с США, Израилем и Западной Европой – нравится нам это или нет; террористов мало волнуют междуусобные склоки неверных. Атака на Всемирный Торговый Центр, взрывы в московском и в лондонском метро – часть их общей борьбы против мира "кафиров" (т.е. неверных) и "мунафиков"(букв. "лицемеров", так экстремисты называют тех мусульман, которые отказывается их поддерживать).

Иногда говорят, что США сами на себя навлекли такую беду высокомерным своим империализмом; это напоминает разговоры в западной прессе о том, что Россия сама на себя налекла Беслан. Да, мы можем высказать много упреков к внешней политике США; однако причина терроризма – не в ней. Я бы даже сказал, что видеть в ней причину терроризма неверно и опасно, так это ведет нас к предположению, что, если вести себя как надо, "не навлекать" ненависть террористов остынет и они прекратят свои действия. Предположение это ошибочно, Примерно так же можно высказывать много негодования по поводу предвоенной политики Франции, Польши или СССР – но было бы неверно думать, что нападение Гитлера было вызвано политикой этих стран, хотя Гитлер пытался создать такое впечатление. Гитлеровская агрессия была вызвана внутренней логикой самого гитлеризма. Как говорил он сам, "Я не для того создал вермахт, чтобы он не наносил ударов. Во мне всегда была внутренняя готовность к войне." Наивно думать, что, выкажи поляки, французы или русские больше кротости, Вермахт был бы перепрофилирован на сбор картошки.

Ненависть исламистов к Западу – причем Западу, включая Россию – обусловлена не поведением Запада, хорошим или плохим, а внутренней логикой самих исламистов. Действия Запада могут помогать поддержанию этой ненависти – но не они ее породили. Исламизм есть реакция на тот болезненный раздражитель, которым для мира Ислама является Запад сам по себе.

Дело в том, что Ислам воспринимается его последователями не только как путь вечного спасения, но и как путь устроения справедливого, гуманного и изобильного общества здесь, на земле, в соотвествии с Шариатом, законом, который мусульмане полагают богооткровенным. Оглядываясь в прошлое, мусульмане видят блестящую исламскую цивилизацию, в средние века даже превосходившую Европу по уровню развития. Тем более болезненно они воспринимают нынешнее положение дел. Люди Запада отнюдь не рвутся в исламский мир, чтобы насладиться его благами; наоборот, множество уроженцев исламских стран, всеми правдами и неправдами стремятся осесть на Западе.

Это "голосование ногами", хотя не только оно, является крайне болезненным для мусульман знаком неудачи исламского проекта общественного устроения. Само существование цивилизации, явно обошедшей исламский мир, могущественой, процветающей, комфортной, и при этом совершенно чуждой Исламу, ставит под вопрос то, как многие мусульмане понимают свою веру и свою идентичность. Независимо то того, как ведет себя сам Запад, он будет оставаться источником мучительного раздражения; он всегда будет заставлять жителей исламских стран задаваться вопросом: "почему мы, обладая совершеннейшим божественным законом, слабее, беднее, и вообще живем хуже, чем люди этому закону вполне чуждые?"

Отвечать на этот вопрос можно по-разному, и, конечно, не все мусульмане ударяются в экстремизм. Исламские общества могут, по примеру Турции, выбрать путь модернизации, хотя это и означает очень глубокие и болезненные перемены, предполагающие как изменение роли Ислама в обществе, так и понимания самого Ислама.

Однако многим мусульманам это представляется отступничеством; они ищут спасения в возрождении "чистого" Ислама; в этом они следуют традиции, уже давно существующей в их цивилизации. Независимо от Запада, в Исламе всегда существовало напряжение между исламским идеалом справедливого общества и реальным положением дел; это напряжение порождало мощные реформаторские движения, направленные на возвращение к истокам, к "неиспорченному" Исламу. Ваххабизм, кстати, первоначально возник как одно из таких движений. В этом случае люди дают обратный турецкому ответ на вызов Запада – они не собираются озападниваться. Напротив, именно разложение исламского общества, вызванное западными влияниями, и рассматривается как причина упадка.

Ненависть к Западу, таким образом, вызывается уже тем, что самим фактом своего преуспеяния он ставит исламский проект общественного устроения под вопрос. Это вызывает осторое желание покончить с доминированием Запада, продемонстрировать его слабость, вынудить его отступить.

Для нас, православных христиан, подобного соблазна не существует – чужое мирское преуспеяние никак не ставит нашу веру под вопрос. Но мы можем обратить внимание на другое – эти люди готовы умереть за свою веру; они находятся в ужасном заблуждении, и можно только содрогаться, думая о том, что ожидает "шахида" вместо обещанных ему гурий, но в их душах есть рвение, желание посвятить себя Богу. Это рвение направляется по ложному, бесовскому руслу – но если бы мы больше свидетельствовали бы об истине, Евангелие могло бы достигнуть и до их ушей, и, даст Бог, вместо безумцев, сеющих смерть, мы бы увидели святых, распостраняющих сияние вечной жизни.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама