То, что происходит в современном мире, и в частности в арабском мире, несомненно, не имеет ничего общего с деяниями господними. Все это – дела человеческие. С одной стороны арабские страны, на протяжении всей современной истории стремящиеся к достижению между собой единства и коллективной независимости. С другой – Соединенные штаты со своей откровенно враждебной по отношению к арабскому национализму политикой. Соединенные штаты, все интересы которых в арабском мире в целом и на Ближнем Востоке в частности, ограничиваются стремлением иметь свободный доступ к арабской нефти и защищать своего стратегического партнера – Израиль.
Американские военные стратеги никогда не скрывали своего плана радикального изменения арабского мира. Причем этот план США намерены выполнять неуклонно и опираясь на силу оружия, прекрасно осознавая при этом, что нет никого, кто бы противостоял им. Более того, в основе плана Вашингтона лежит идея не допустить сколько-нибудь значимого единства среди арабских стран и разрушить уже имеющиеся ростки сотрудничества между ними раз и навсегда. Еще с самого начала прошлого века арабские страны более-менее осознанно пытаются добиться своей коллективной независимости, опираясь на идеи панарабизма или арабского национализма. Однако все их усилия натыкаются на стратегические планы, вынашиваемые за пределами арабского мира. Сегодня ни одно арабское государство не в силах распоряжаться своими ресурсами по своему усмотрению. Ни одно арабское государство не может занимать позицию, отражающую свои собственные интересы, если даже есть малейший намек на то, что эти интересы представляют угрозу для американской политики в регионе. Необходимо отметить, что ни огромная экономическая мощь, имеющаяся у арабских стран в потенциале, ни волеизлияния многочисленных народов этих стран так и не привели арабский мир к желаемому единству. Правительства этих стран всегда вели себя так, как будто боялись нанести ущерб своим двусторонним отношениям с США. И именно этот фактор превалировал над всем остальным. Одни государства искали военной защиты от США, другие полагались на экономическую помощь Америки.
Еще один негативный момент сказывался и продолжает сказываться на отношениях между самими арабскими странами. Это отсутствие доверия друг к другу. Вспомните, какие дискуссии разворачивались на различных региональных форумах, будь то Лига арабских стран или Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, в преддверии войны в Ираке. Ведь дальше слов дело так и не пошло. Абсолютно все арабские правительства интересовали в первую очередь последствия надвигавшейся катастрофы для них самих. Основным лейтмотивом в выступлениях арабских лидеров была тревога за безопасность и благоденствие своих собственных народов. Кстати о благоденствии собственных народов. Уж о чем, о чем, а о нем большинство региональных режимов печется меньше всего. Уже общеизвестным фактом стал репрессивный характер целого ряда ближневосточных режимов, при которых отсутствуют элементарные демократические нормы и принципы. Отсутствие демократии в этих странах можно объяснить отчасти и всевозможными альянсами (политическими, экономическими и военными) между этими странами и Западом в целом, и Соединенными штатами в частности. Можно вполне определенно утверждать, что демократия как таковая в этих странах не выгодна Вашингтону, поскольку превратит их из послушного орудия в его руках в неуправляемых и независимых игроков на внешнеполитической арене региона. Такой логический посыл вполне обоснован, если учитывать эволюцию ближневосточной политики США за последние 50 лет. Чтобы противостоять тому миру, который хочет видеть и утверждает на Ближнем Востоке Вашингтон арабским лидерам мало объединить свои усилия. Для начала им необходимо решить еще одну задачу, которая может оказаться еще более трудной, если не невозможной. Наиболее действенным сдерживающим фактором на пути американской политики на Ближнем Востоке могли бы стать не межгосударственные альянсы, а союзы арабских правителей со своими собственными народами.
Режимам необходимо сделать свои общества открытыми, поступиться своими принципами и демонтировать репрессивные механизмы, которые применяются в отношении собственных народов. Лишь только в этом случае может произойти качественный скачок на пути создания единой организованной оппозиции политике американской администрации. События новейшей истории, однако, указывают на то, что если такое и возможно, то в весьма отдаленном будущем. А пока, арабскому миру, как, впрочем, и всему остальному, следует научиться жить в новом мировом порядке и неустанно трудиться над тем, чтобы изменить его на лучший. Начинать же изменять мир нужно с наведения порядка в своем собственном доме.
"ЦентрАн", 28 мая 2003 г.
[оригинал статьи]