ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

В Ригу прибыл Александр Невский

Мария Свешникова :: 02 октября 2007

Рига (или Латвия) православная отсюда, из России, кажется чем-то едва ли не противоестественным. В какой-то момент стало очевидно, что быть православным в Прибалтике – непрерывный подвиг. А постоянные сообщения о притеснении русских и невозможных для православных условиях жизни в "чужой" стране создают впечатление, что некогда одно из самых любимых паломниками мест – Пустынька под Ригой, – равно как и все остальные приходы, теперь находится в полном запустении.

Если отвлечься от официальной статистики, которую так любят выдавать представители религиозных структур, то картина, в целом, весьма неприглядна. Так, в "католической" Франции серьезно практикующих католиков – около одного процента, храмы Англиканской Церкви пустуют даже по выходным. В России по разным оценкам от 5% до 8% православных, порядка 3% мусульман.

Латвия, поделенная между Протестантской, Баптистской, Католической и Православной Церквями на некие условные процентные составляющие, на самом деле как была, так и остается языческой.

Большая часть государственных и народных праздников здесь, как 100, 200 и 500 лет назад, прочно привязаны к языческим "событиям" и богам и имеют глубокие языческие корни. Причем отмечаются такие дни всей страной, без всякой оглядки на национальность или конфессиональную принадлежность.

С другой стороны, культивирование народных традиций нисколько не мешает некоторой части населения ходить в храмы – в частности, в православные. Например, чтобы приложиться к мощам Александра Невского, которые в эти выходные были перевезены в Ригу из Москвы.

Александр Невский

С 20 сентября по 20 октября 2007 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при поддержке Центра национальной славы России из Санкт-Петербургской Александро-Невской Лавры проходит "принесение мощей Святого благоверного князя Александра Невского". Мощи уже побывали в Москве и Калининграде, а в настоящее время находятся в Риге. После 3 октября их повезут в Псков, Великий Новгород, Ярославль, Владимир, Нижний Новгород и Екатеринбург.

Большинство этих пунктов выбраны потому, что они связаны с именем Александра Невского. Так, на ярославской земле Александр Невский родился, а на нижегородской – завершил свой земной путь, приняв перед кончиной монашеский постриг в схиму с именем Алексий. В Великом княжестве Александр Невский княжил с 1252 года. И, конечно, невозможно было обойти Новгород и Псков, которые Александр Ярославович освобождал от тевтонских и ливонских захватчиков, будучи князем Новгородским. Не исключено, что и Латвия была выбрана как своего рода напоминание о событиях 1236-1251 годов.

Эту версию косвенно подтвердил митрополит Рижский и всея Латвии Александр, сказавший при виде мощей, что

"ничего подобного в Латвии не происходило 800 лет! Это действительно необычное событие".

Делегация из Москвы доставила святыню в кафедральный собор Риги, где мощи уже ждали около тысячи прихожан: очередь из желающих поклониться останкам благоверного князя клубилась вокруг громадного собора. Латышей, впрочем, заметно не было, а прохожих совсем не интересовало, что происходит. Но полиция – явно не русская – весьма терпеливо и миролюбиво направляла привычно кликушествующих старушек в сторону очереди.

Словом, праздник удался.

Православие

Новая власть, новая страна и новая политика вынудили Православную Церковь в Прибалтике ориентироваться на заданную действительность. В 1992 году Православной Церкви Латвии была дарована автономия в составе Русской Православной Церкви, что дало ей возможность действовать более-менее самостоятельно. Но фактически православная вера в Латвии ничем не отличается от любой другой: те же 150 бабушек и несколько человек молодежи в сельских приходах, посещающих храм по воскресеньям, на Пасху и Рождество. Народу побольше, интеллигенция и партесное пение в кафедральном соборе, плюс несколько приходов, активно занимающихся миссионерской деятельностью, в которые обращается молодежь.

Непременные неопределенного возраста "старушки", с удовольствием раздающие замечания "не своим". Местные обычаи, наслаивающиеся на православие и создающие в каждом регионе свой неповторимый колорит. Возрождающиеся крестные ходы к святым местам на 50 километров. Словом, для человека, побывавшего в нескольких Православных Церквях, Латвийская Церковь выглядит вполне благополучно.

Правда, в Латвии есть одно совершенно уникальное место.

Пустынька под Ригой

Чуть вдали от дороги, за сосновым лесом прячется райское место на земле. Это так называемый филиал Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря – Спасо-Преображенская пустынь, более известная как Пустынька под Ригой. Место это было создано для того, что сестры имели возможность молиться в уединении, вдали от большого города, переполненного мирскими соблазнами.

Даже из православных сюда практически мало кто добирался – только те, кто хотел хоть на какое-то время приобщиться к уникальному иноческому миру. Сегодня пустынька выглядит так неколебимо, будто и не переживала с момента своего основания никаких трудностей. А ведь

во время Первой мировой войны всем монахиням пришлось срочно покинуть это место, потому что в Пустыньке обосновалась немецкая армия.

Память о тех днях – классическое немецкое военное кладбище слева от Преображенского храма и безымянная могила с простым крестом справа. Могила устроена ровно на том месте, где были сожжены святыни и утварь, которые монахини не имели возможности забрать с собой.

Вторая мировая война также не обошла стороной это место.

Когда в 1991 году в Латвии настали трудные времена и начались разговоры о том, что всем православным надо уезжать, во втором храме Пустыни начали одна за другой мироточить около десяти икон, в том числе храмовый образ Иоанна Лествичника – покровителя Пустыни, икон Божией Матери "Толгской" и "Иверской".

Событие это оказалось столь удивительным для страны, что в монастырь даже приезжало местное телевидение. Причем подача информации была настолько благожелательной, что многие православные успокоились, поняв, что им был послан знак: здесь останется благодать, и здесь можно нести свой жизненный крест.

Зато, словно в утешение матушкам, в Пустыни всегда служили просто удивительные старцы, к которым приезжали верующие со всего мира. Сегодня остались только могилы ученика Валаамских старцев схиархимандрита Космы и архимандрита Тавриона, но и возле них можно найти утешение. Если искренне попросить.

Самое удивительное, что с годами число паломников нисколько не уменьшается.

Туризм православный

С закрытием российско-латвийской границы создалось полное ощущение, что в Латвию совершенно прекратилось православное паломничество. А ведь во времена советской власти именно Эстония и Латвия были местами самого активного православного туризма. Объяснялось это довольно просто: в те годы Пюхтицкий монастырь под Таллинном и Пустынька под Ригой были единственными женскими монастырями, куда мог приехать помолиться и потрудиться любой православный. Парадоксально, но

в то время, как тысячи паломников со всей страны съезжались в эти монастыри, ни в Эстонии, ни в Латвии они не совсем не пользовались популярностью.

То ли мироточение икон, то ли, как говорится, Бог помог, но неожиданно латвийские православные монастыри и храмы стали привлекать большое количество паломников со всего мира. Конечно, основная их масса – из стран Балтии и Скандинавии. Впрочем, приезжают группы из Германии, Америки и даже Австралии. Едут не только православные, но и представители других христианских конфессий. Путешественников стало так много, что Православная Церковь Латвии открыла свой паломнический отдел, готовый разработать программу и маршруты по любому запросу.

Единственное условие – чтобы человек, который намеревается приехать через паломнический отдел, хотел посвятить свое время молитве и общению с Богом. Впрочем, было бы странно ожидать другого. А в Латвийской Православной Церкви пока очень надеются на возобновление паломничества из России. Надеются и молятся об этом перед своими чудотворными образами.

Источник: Страна. ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама