Рига (или Латвия) православная отсюда, из России, кажется чем-то едва ли не противоестественным. В какой-то момент стало очевидно, что быть православным в Прибалтике – непрерывный подвиг. А постоянные сообщения о притеснении русских и невозможных для православных условиях жизни в "чужой" стране создают впечатление, что некогда одно из самых любимых паломниками мест – Пустынька под Ригой, равно как и все остальные приходы, теперь находится в полном запустении.
Если отвлечься от официальной статистики, которую так любят выдавать представители религиозных структур, то картина, в целом, весьма неприглядна. Так, в "католической" Франции серьезно практикующих католиков около одного процента, храмы Англиканской Церкви пустуют даже по выходным. В России по разным оценкам от 5% до 8% православных, порядка 3% мусульман.
Латвия, поделенная между Протестантской, Баптистской, Католической и Православной Церквями на некие условные процентные составляющие, на самом деле как была, так и остается языческой.
Большая часть государственных и народных праздников здесь, как 100, 200 и 500 лет назад, прочно привязаны к языческим "событиям" и богам и имеют глубокие языческие корни. Причем отмечаются такие дни всей страной, без всякой оглядки на национальность или конфессиональную принадлежность.
С другой стороны, культивирование народных традиций нисколько не мешает некоторой части населения ходить в храмы в частности, в православные. Например, чтобы приложиться к мощам Александра Невского, которые в эти выходные были перевезены в Ригу из Москвы.
Александр Невский
С 20 сентября по 20 октября 2007 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при поддержке Центра национальной славы России из Санкт-Петербургской Александро-Невской Лавры проходит "принесение мощей Святого благоверного князя Александра Невского". Мощи уже побывали в Москве и Калининграде, а в настоящее время находятся в Риге. После 3 октября их повезут в Псков, Великий Новгород, Ярославль, Владимир, Нижний Новгород и Екатеринбург.
Большинство этих пунктов выбраны потому, что они связаны с именем Александра Невского. Так, на ярославской земле Александр Невский родился, а на нижегородской завершил свой земной путь, приняв перед кончиной монашеский постриг в схиму с именем Алексий. В Великом княжестве Александр Невский княжил с 1252 года. И, конечно, невозможно было обойти Новгород и Псков, которые Александр Ярославович освобождал от тевтонских и ливонских захватчиков, будучи князем Новгородским. Не исключено, что и Латвия была выбрана как своего рода напоминание о событиях 1236-1251 годов.
Эту версию косвенно подтвердил митрополит Рижский и всея Латвии Александр, сказавший при виде мощей, что
"ничего подобного в Латвии не происходило 800 лет! Это действительно необычное событие".
Делегация из Москвы доставила святыню в кафедральный собор Риги, где мощи уже ждали около тысячи прихожан: очередь из желающих поклониться останкам благоверного князя клубилась вокруг громадного собора. Латышей, впрочем, заметно не было, а прохожих совсем не интересовало, что происходит. Но полиция – явно не русская – весьма терпеливо и миролюбиво направляла привычно кликушествующих старушек в сторону очереди.
Словом, праздник удался.
Православие
Новая власть, новая страна и новая политика вынудили Православную Церковь в Прибалтике ориентироваться на заданную действительность. В 1992 году Православной Церкви Латвии была дарована автономия в составе Русской Православной Церкви, что дало ей возможность действовать более-менее самостоятельно. Но фактически православная вера в Латвии ничем не отличается от любой другой: те же 150 бабушек и несколько человек молодежи в сельских приходах, посещающих храм по воскресеньям, на Пасху и Рождество. Народу побольше, интеллигенция и партесное пение в кафедральном соборе, плюс несколько приходов, активно занимающихся миссионерской деятельностью, в которые обращается молодежь.
Непременные неопределенного возраста "старушки", с удовольствием раздающие замечания "не своим". Местные обычаи, наслаивающиеся на православие и создающие в каждом регионе свой неповторимый колорит. Возрождающиеся крестные ходы к святым местам на 50 километров. Словом, для человека, побывавшего в нескольких Православных Церквях, Латвийская Церковь выглядит вполне благополучно.
Правда, в Латвии есть одно совершенно уникальное место.
Пустынька под Ригой
Чуть вдали от дороги, за сосновым лесом прячется райское место на земле. Это так называемый филиал Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря – Спасо-Преображенская пустынь, более известная как Пустынька под Ригой. Место это было создано для того, что сестры имели возможность молиться в уединении, вдали от большого города, переполненного мирскими соблазнами.
Даже из православных сюда практически мало кто добирался только те, кто хотел хоть на какое-то время приобщиться к уникальному иноческому миру. Сегодня пустынька выглядит так неколебимо, будто и не переживала с момента своего основания никаких трудностей. А ведь
во время Первой мировой войны всем монахиням пришлось срочно покинуть это место, потому что в Пустыньке обосновалась немецкая армия.
Память о тех днях классическое немецкое военное кладбище слева от Преображенского храма и безымянная могила с простым крестом справа. Могила устроена ровно на том месте, где были сожжены святыни и утварь, которые монахини не имели возможности забрать с собой.
Вторая мировая война также не обошла стороной это место.
Когда в 1991 году в Латвии настали трудные времена и начались разговоры о том, что всем православным надо уезжать, во втором храме Пустыни начали одна за другой мироточить около десяти икон, в том числе храмовый образ Иоанна Лествичника – покровителя Пустыни, икон Божией Матери "Толгской" и "Иверской".
Событие это оказалось столь удивительным для страны, что в монастырь даже приезжало местное телевидение. Причем подача информации была настолько благожелательной, что многие православные успокоились, поняв, что им был послан знак: здесь останется благодать, и здесь можно нести свой жизненный крест.
Зато, словно в утешение матушкам, в Пустыни всегда служили просто удивительные старцы, к которым приезжали верующие со всего мира. Сегодня остались только могилы ученика Валаамских старцев схиархимандрита Космы и архимандрита Тавриона, но и возле них можно найти утешение. Если искренне попросить.
Самое удивительное, что с годами число паломников нисколько не уменьшается.
Туризм православный
С закрытием российско-латвийской границы создалось полное ощущение, что в Латвию совершенно прекратилось православное паломничество. А ведь во времена советской власти именно Эстония и Латвия были местами самого активного православного туризма. Объяснялось это довольно просто: в те годы Пюхтицкий монастырь под Таллинном и Пустынька под Ригой были единственными женскими монастырями, куда мог приехать помолиться и потрудиться любой православный. Парадоксально, но
в то время, как тысячи паломников со всей страны съезжались в эти монастыри, ни в Эстонии, ни в Латвии они не совсем не пользовались популярностью.
То ли мироточение икон, то ли, как говорится, Бог помог, но неожиданно латвийские православные монастыри и храмы стали привлекать большое количество паломников со всего мира. Конечно, основная их масса из стран Балтии и Скандинавии. Впрочем, приезжают группы из Германии, Америки и даже Австралии. Едут не только православные, но и представители других христианских конфессий. Путешественников стало так много, что Православная Церковь Латвии открыла свой паломнический отдел, готовый разработать программу и маршруты по любому запросу.
Единственное условие – чтобы человек, который намеревается приехать через паломнический отдел, хотел посвятить свое время молитве и общению с Богом. Впрочем, было бы странно ожидать другого. А в Латвийской Православной Церкви пока очень надеются на возобновление паломничества из России. Надеются и молятся об этом перед своими чудотворными образами.
Источник: Страна. ру