Президенту РФ
В.В. Путину
Председателю ГД ФС РФ
Б.В. Грызлову
Секретарю Общественной палаты РФ
Е.П. Велихову
Министру образования и науки РФ
А.А. Фурсенко
Открытое письмо граждан России в поддержку введения в государственных общеобразовательных школах "Основ православной культуры"
Мы, граждане России, родители школьников ― учащихся государственных общеобразовательных школ, и тех, кому еще только предстоит начать учебу, просим вас поддержать введение предмета "Основы православной культуры" во всех государственных учебных заведениях нашей страны.
На уровне министерства образования РФ принято решение о преподавании в российских школах курса "История мировых религий". Этот шаг выглядит довольно сомнительным, потому что не существует ни учебников, ни внятной концепции преподавания этого предмета. В то же время в ряде российских регионов уже более десяти лет преподаются "Основы православной культуры". Есть положительный опыт, учебники, методики и, самое главное ― виден большой интерес учащихся к этому предмету. Однако приходится сталкиваться и с тем, что во многих областях действует фактический запрет на преподавание ОПК в школах, даже на факультативной основе.
Все это стало следствием ожесточенной борьбы, которую развернули в прессе противники преподавания "Основ". В основном это люди, исповедующие либеральные взгляды, уверенные в том, что все лучшее к нам приходит с Запада. По их мнению, они защищают светский характер образования в России, на самом же деле ― ведут борьбу за восстановление привычного для них государственного атеизма, который в ХХ веке в России стал причиной гонений и страданий для миллионов людей.
Второй упрек "борцов с ОПК" связан с тем, что преподавание "Основ православной культуры" нарушает принцип равенства всех религий и верований.
Наша толерантность и уважение к другим религиям и национальным культурам не должны доходить до абсурда, когда людей пытаются заставить любить чужое, отказавшись от своего! А именно это сейчас и происходит. Стандартная ситуация: на бОльшей части территории России, в обычном классе средней школы на 20 учеников из православных семей ― максимум 2-3 представителя других религий (из семей мусульман, иудеев). Прибавим к этому для верности картины 2-3 убежденных атеистов (хотя в реальности с убежденными атеистами приходится встречаться все реже и реже). Директора и учителя школ признаются, что боятся вводить ОПК, просто пригласить священника в школу на классный час просто потому, что боятся недовольства этого "неправославного меньшинства"! Именно из-за боязни громких протестов людей иной веры (а вовсе не из отвлеченной толерантности) мы лишаем наших молодых людей возможности получить те знания, которые являются основой культурной, национальной, религиозной самоидентификации русского народа. Что же получается? Мы отказываемся от прошлого и лишаем наш народ будущего в угоду тем, кто свою идентичность готов отстаивать любыми средствами.
Курс "Основы православной культуры" содержит сведения, которые могут существенно углубить (что само по себе немаловажно) знания школьников по истории и культуре родной страны. Некоторые знания об основах православного вероучения при этом совершенно необходимы, потому что культура России ― по определению православная! Поспорить с этим не сможет ни один представитель иной религии, если только он ― здравомыслящий человек. Откроем любой учебник по истории России, параграфы, посвященные отечественной культуре. Что мы увидим? Письменность ― получила свое развитие и массовое распространение с принятием христианства. Литература и история ― берут начало в летописях, которые велись в православных монастырях, живопись ― в работах русских иконописцев. Самые совершенные памятники архитектуры ― образцы храмового зодчества. Библейские образы пронизывают все русское (да и все европейское) искусство на протяжении более, чем тысячелетия. Неужели мы лишим своих детей такого сокровища ― знания, понимания родной культуры, любви к ней ― предложив им взамен лишь набор "толерантных" знаний о чуждых нам учениях (курс "История мировых религий")?
Предмет "Основы православной культуры" обращен не к прошлому, но к будущему. Православие обладает огромным воспитательным и интеллектуальным потенциалом. Пора уже перестать повторять атеистические мифы о несовместимости веры и научных знаний, унижать званием "мракобесов" верующих людей, среди которых, кстати, множество ученых, деятелей культуры, представителей власти. По-настоящему ограниченным человеком вырастет не тот ребенок, который прочитает Евангелие, а тот, кого с детства не интересует ничего, кроме развлечений.
Со страниц печатных изданий нас пытаются запугать якобы происходящей клерикализацией, пробирающейся в российскую школу вместе с предметом ОПК. Но эта "угроза" ― тоже мифическая. Разве в тех регионах, где "Основы" стали обязательным предметом, зарегистрированы межрелигиозные столкновения? Слава Богу, ничего подобного не наблюдается. Разве где-то учеников насильно заставляют посещать храм, молиться, участвовать в таинствах? Разве где-то в современной России развернуты репрессии против неверующих? Нет, ничего этого не происходит.
На самом деле бояться надо совсем другого.
Российская школа после двух десятилетий активного реформирования отказалась от традиционных для нее воспитательских функций. Практически утрачена связь семьи и школы. Сам институт семьи близок к развалу, не в последнюю очередь потому, что сегодняшние тридцатилетние не получили необходимых уроков нравственности ни в школе, ни в семье. Во многих учебных заведениях занятия по "половому просвещению" школьников проводятся без ведома родителей, "уроки гигиены и здоровья" на деле оказываются рекламными акциями производителей контрацептивов, которым выгодно сделать из наших детей потребителей своей продукции как можно быстрее.
Результат этих реформ виден, как говорится, невооруженным глазом: большинство школьников не читают книг (они просто не в состоянии воспринять классический текст), не интересуются ничем в окружающем мире, проводя бОльшую часть времени за компьютерными играми и у телевизора. Не нужно проводить никаких научных исследований для того, чтобы оценить, какой катастрофой для нашей страны стала массированная телереклама и доступность пива для подростков, молодых людей. Совсем недавно прошел День знаний. Этот праздник, как и прочие, старшие школьники отметили так, как привыкли. Неужели никто не видит, что по улицам наших городов и сел ходят пьяные дети с пивом в руках?! И это не маргиналы, не "трудные подростки" ― это обычные дети из обычных семей, которым никто никогда не говорил о том, что можно проводить свою жизнь по-иному, что каждый человек носит в себе образ Божий и настанет такой момент, когда все мы дадим ответ за каждое неблаговидное дело и злое слово.
Мы не питаем надежд, что введение "Основ православной культуры" в одночасье изменит ситуацию. Она настолько тяжелая, что для ее исправления требуются разные средства и усилия всего общества. Но мы должны использовать любую возможность помочь нашим детям, дать им хоть крупицу того добра, которое никогда не бывает лишним.
Пора признать, что не существует абстрактной, "светской" нравственности. Без религиозной мотивации нельзя убедить современного человека быть милосердным, научить его самопожертвованию, любви к ближнему, сделать для него значимыми понятия Родина, долг, честь, семья... Воспитание этих качеств в человеке должно происходить с самого раннего возраста, а семья и школа должны быть союзниками, соработниками в этом деле, чтобы ребенок, попадая из дома в школу, не оказывался в чуждом ему мире с противоположными приоритетами.
Просим Вас поддержать введение предмета "Основы православной культуры" во всех государственных общеобразовательных учебных заведениях. Считаем это необходимым шагом, направленным исключительно во благо современного российского общества.
По материалам источников: Правславие и современность