ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Протодиакон Петр Скорер: Со временем искренние последователи митрополита Антония в Великобритании и во всей Европе соберутся вместе

09 октября 2007

– Отец Петр, прошло полтора года с тех пор, как владыка Василий Осборн заявил о своем переходе из Московского патриархата в Константинопольский. У всех в памяти печальные события, последовавшие за этим. Могли бы вы подвести итоги этого периода?

– Первое время было действительно трудным. Это была большая травма для всех бывших членов Сурожской епархии. Приходы и духовенство разделились примерно пополам: половина пошла за владыкой Василием под юрисдикцию Вселенского Патриарха, половина осталась под Москвой. Как известно, и синод Московского патриархата и лично архиепископ Корсунский Иннокентий заняли поначалу очень жесткую позицию – владыке Василию и его единомышленникам из числа клириков грозили лишением сана, однако недавно – и это тоже хорошо известно – епископу Василию была фактически дана отпускная грамота, и теперь мы можем сослужить с духовенством РПЦ.

Жизнь Амфипольского викариатства – так теперь называется часть Сурожской епархии, перешедшая вместе с владыкой Василием в Константинопольскую юрисдикцию, – продолжается в том же духе, который был при митрополите Антонии. В этом году собралась первая большая ежегодная конференция, на которой присутствовало около 120-130 человек. Одной из тем дискуссий было: как нам жить в тех новых обстоятельствах, в которых оказалось наше викариатство, как преодолеть последствия травмы разделения. Многие из выступлений опубликованы на сайте нашем http://www.exarchate-uk.org/, который очень активно освещает ситуацию вокруг Амфипольского викариатства. Также проводился наш ежегодный детский лагерь.

– Хотелось бы знать конкретные цифры. Сколько приходов и евхаристических общин было в епархии к Пасхе 2006 года? Сколько из них на сегодня пожелали остаться в МП, и сколько перешло под омофор Константинопольского Патриарха? Были ли основаны за истекший период новые общины?

– К моменту разделения в Сурожской епархии было около 30 приходов и евхаристических общин, в том числе очень маленьких – человек по 10. Эти приходы разделились приблизительно пополам. Если считать, что до большого наплыва недавно приехавших "новых русских" в епархии было около 3000 зарегистрированных прихожан (регистрация необходима в соответствии с нашим уставом), то теперь в Амфипольском викариатстве около 1500 верующих.

– Можно ли говорить, что с учетом недавно приехавших в Британию мигрантов из России и других стан СНГ численность тех, кто остался под юрисдикцией Московского патриархата, больше?

– Да, их действительно больше – особенно в лондонском приходе. Но далеко не все из них зарегистрированы как прихожане. Что касается лондонского собора, то он всегда полон людей.

– Если уж мы коснулись статистики, не могли бы вы сказать несколько слов об общей численности православных в Великобритании? Какую долю среди них занимают верующие Сурожской епархии и Русского экзархата Константинопольской юрисдикции?

– У меня нет точной статистики на это счет, но могу сказать, что самую большую долю православных составляют греки-киприоты, приехавшие в Англию в 50-60-е годы прошлого столетия. У них около ста приходов, общая численность, думаю, достигает полумиллиона. Это крупная община, но, я бы сказал, очень "этническая".

Что касается Сурожской епархии, то, как я уже говорил, до разделения 2006 года зарегистрированных членов в ней было 3-4 тысячи. Но в последние годы стало появляться очень много "нерегулярных" прихожан, или "захожан", так что назвать конкретные цифры очень трудно. Есть в Англии и приходы Русской Зарубежной Церкви – у них очень красивый собор в Лондоне, кстати, тоже Успенский, но по всей стране прихожан РПЦЗ – всего несколько сот человек.

– Можно ли сегодня сказать, что имущественные споры вокруг храмов и прочей церковной недвижимости в Великобритании полностью разрешены? Окончательно ли определена принадлежность собора Успения Божией Матери и Всех Святых в Лондоне?

– Надо отметить, что имущество бывшей Сурожской епархии и имущество лондонского прихода – это два разных момента. В соответствии с британскими законами, они регулируются различными актами. Что касается имущества епархии, то его практически не было – был банковский счет, на котором лежали небольшие деньги... В начале лета 2007 года для решения этого вопроса была созвана епархиальная ассамблея, принять участие в которой были приглашены те, кто состоял в епархии до ее разделения. Но на ассамблею пришли только последователи владыки Василия – другие не признали ее законность. В итоге ассамблея проголосовала единогласно за то, чтобы имущество бывшей Сурожской епархии перешло к Амфипольскому викариатству.

Через месяц после этого аналогичное собрание прошло в лондонском приходе, который, по всем документам, является собственником собора Успения и Всех Святых, а также трех домов для духовенства. На этом собрании также присутствовали только те люди, которые были членами приходского совета до разделения, и они единогласно высказались за переход собора к епископу Василию.

По английским законам надо ждать определенное время, чтобы противная сторона могла оспорить это решение. Сначала речь шла о 28 днях, но потом наши оппоненты через своих адвокатов потребовали 6 месяцев, чтобы подготовить апелляцию или подать в суд.

Мы поступали так, как нам советовали юристы, полностью соблюдая британские законы. Однако сейчас трудно сказать, что удастся сделать в этой ситуации адвокатам, представляющим интересы Московской юрисдикции. С нашей точки зрения, наши права на лондонский собор бесспорны, но хороший адвокат всегда может найти какие-то спорные моменты...

– Какой храм является сегодня кафедральным для той части Сурожской епархии, которая отошла к Константинополю?

– У нас нет кафедрального собора, потому что кафедра нашего правящего архиерея – архиепископа Команского Гавриила – находится в Париже, на Рю Дарю. Глава нашего викариатства епископ Василий служит в Оксфорде, но при этом он регулярно объезжает все приходы. Поскольку мы теперь относимся к экзархату церквей русской традиции с центром в Париже, в этом году наши представители – около 150 человек – участвовали в генеральной ассамблее этого экзархата.

– Принимают ли священнослужители Сурожской епархии в юрисдикции Московского патриархата и вашего викариатства участие в совместных богослужениях? Сослужил ли сам епископ Василий – после снятия с него прещений – с клириками и архиереями РПЦ?

– Могу привести один известный мне пример: поскольку владыка Василий является сопредседателем православно-англиканского содружества свв. Сергия и Албания, он недавно сослужил в Оксфорде с протоиереем Стефаном Платтом, который остался в московской юрисдикции.

– Что вы можете сказать о положении в нынешней Сурожской епархии – в частности, о деятельности недавно назначенного епископа Богородского Елисея?

– Я специально не слежу ни за Сурожской епархией в целом ни за владыкой Елисеем в частности. Слышал, что он активно посещает свои приходы. Но хочу отметить одну деталь: со времени кончины митрополита Антония, то есть уже более четырех лет, эта епархия остается без правящего архиерея, что явным образом противоречит уставу РПЦ, который предписывает замещать кафедру не позднее чем через 40 дней после того, как она овдовеет.

– Применяется ли в Амфипольском викариатстве устав Сурожской епархии, который был разработан и принят епархиальной ассамблеей еще при владыке Антонии?

– Наше викариатство полностью живет по этому уставу. Однако – в связи с изменением нашего статуса (переход в другую юрисдикцию, утрата статуса самостоятельной епархии) – в него были внесены небольшие изменения. Вселенский Патриарх утвердил этот устав.

– Каковы на сегодняшний день официальные отношения между Московским и Константинопольским патриархатами в Великобритании? Можно ли говорить, что конфликт, разгоревшийся в 2006 году, исчерпан?

– Судя по той информации, которая поступает из Московской патриархии, а также исходя из того, что говорят на заседаниях епархиального совета в Экзархате церквей русской традиции в Западной Европе, могу сказать, что встречи между представителями обеих поместных Церквей проходят довольно регулярно, вопросы перехода духовенства из одной юрисдикции в другую разрешаются – в общем, диалог есть. Та острая ситуация, которая существовала во время нелегального, с точки зрения Москвы, пребывания владыки Василия в юрисдикции Вселенского патриархата, преодолена.

– Можно ли сегодня всерьез говорить о перспективах создания Поместной православной Церкви в Западной Европе?

– Пока что мы еще очень далеки от этого. Но можно сказать, что с прибавлением викариатства в Великобритании и Ирландии позиции Экзархата церквей русской традиции в Западной Европе стали крепче. Я бы сказал, приход последователей митрополита Антония в экзархат обогатил эту юрисдикцию. Может быть, со временем именно эта юрисдикция станет семенем Западноевропейской поместной Церкви.

– Один из аргументов тех, кто выступал и выступает за максимальное отдаление от Московской патриархии, – это тезис о ее чрезмерной политизированности, зависимости от национальной идеи. Однако противная сторона выдвигает похожие обвинения и в адрес Константинополя. Дает ли переход из одной юрисдикции в другую ту свободу от "внешних", которую так ценили создатели устава Сурожской епархии?

– Я ничего не могу сказать об "эзотерической" политике Вселенского патриархата – я просто не знаю о ней. Конечно, они получают деньги от греческой диаспоры в Америке и пользуются поддержкой Запада. Но при этом я могу сказать, что с их стороны нет абсолютно никакого вмешательства во внутренние дела нашего экзархата – Вселенский патриархат дает нам полную свободу. Кроме того, Патриарх Варфоломей оказывает большую поддержку лично епископу Василию.

– Сегодня налицо печальная тенденция, которую я бы назвал "растаскиванием" наследия митрополита Антония представителями противоборствующих течений в православной общине – причем не только в Британии, но и шире. Каждая из сторон пытается найти в словах, посланиях, частных беседах покойного владыки обоснование своей позиции. Возможно ли противостоять этим тенденциям и если да, то каковы эти пути?

– Отчасти этапом преодоления существующего разделения можно назвать Первую конференцию, посвященную осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского [состоялась в Москве 28-30 сентября текущего года]. Ведь в ней приняли участие представители разных юрисдикций, которым дорога память о владыке Антонии. Очень важно, что она прошла в России. Единственно, было жалко, что на эту конференцию не приехал никто из Сурожской епархии.

Думаю, что со временем искренние последователи митрополита Антония в Великобритании и шире – во всей Европе – соберутся вместе. Если разделение и будет продолжаться, то оно пойдет не по линии Москва – Вселенский патриархат. Разделенными окажутся те, кто искренно следует традиции митрополита Антония, и те, кто не заинтересован в ее продолжении.

Протодиакон Петр Скорер родился в Англии 15 октября 1942 года. По материнской линии – внук знаменитого русского религиозного философа Семена Людвиговича Франка. Отец – англичанин – погиб на фронте в 1943 году. В семье получил православное русское воспитание, был крещен в детстве известным пастырем архимандритом Львом (Жилле). Окончил Оксфордский университет по специальности "французский и русский языки", затем учился в Свято-Владимирской православной семинарии в США, которую окончил в 1967 году. В сан диакона был рукоположен в 1973 году митрополитом Антонием Сурожским. Доцент кафедры русского языка в университете города Эксетер, графство Девоншир. Имеет троих детей, четверых внуков.

Источник: Благовест-инфо

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама