ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Предложения Московской Патриархии по вопросу законодательного обеспечения преподавания основ духовно-нравственной культуры в государственных общеобразовательных учреждениях

10 октября 2007

Юрисконсульт МП К. А. Чернега сообщила, что Московская Патриархия направила на имя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлова, Председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных и религиозных объединений С. А. Попова, Министра образования и науки А. А. Фурсенко письменные обращения по вопросу законодательного обеспечения преподавания основ духовно-нравственной (в том числе православной, исламской) культуры в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях.

Содержание этих обращений сводится к следующему.

Согласно п. X Рекомендации 1556 (2002) Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 24.04.2002 правительства государств-членов Совета Европы призваны "включить информацию о религиозных культурах в школьные программы".

В настоящее время изучение основ духовно-нравственной (в том числе православной, исламской) культуры в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях Российской Федерации осуществляется на основании писем Минобразования России от 22 октября 2002 и от 13 февраля 2003 г. в рамках национально – регионального компонента и компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта.

К числу субъектов Российской Федерации, включивших этот предмет в региональный компонент, относятся, в частности, Белгородская, Брянская, Владимирская, Смоленская и другие области. В Белгородской области "Православную культуру" изучают 141887 школьников.

Вместе с тем, положительный опыт регионов по включению в базисные учебные планы предметов, направленных на изучение основ духовно-нравственной (в том числе православной, исламской) культуры, совершенно проигнорирован законопроектом № 412299-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)", принятым 11сентрября 2007 в первом чтении.

Предусмотренные данным законопроектом поправки в Закон Российской Федерации "Об образовании" изменяют структуру государственного образовательного стандарта и исключают из него национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения.

В случае принятия законопроекта преподавание основ духовно-нравственной культуры в субъектах Российской Федерации станет невозможным.

Свою позицию по данному вопросу неоднократно высказывала Общественная палата Российской Федерации. Предложения Общественной палаты, учитывающие мировоззренческое и культурное многообразие российского общества, оставлены без внимания разработчиками законопроекта.

Законопроект № 412299-4 рассчитан на реализацию новых – федеральных государственных образовательных стандартов, которые в настоящее время разрабатываются специально сформированной при Российской академии образования рабочей группой.

Учитывая это обстоятельство Московская Патриархия еще в конце 2006 г. направила в Минобрнауки России и в Российскую академию образования предложения о включении в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования новой образовательной области "Духовно-нравственная культу­ра" с минимальной учебной нагрузкой 2 учебных часа в неделю по всем го­дам обучения (1-11 классы).

В составе образовательной области "Духовно-нравственная культу­ра" предложено предусмотреть учебные предметы по истории и культуре основных религий, в том числе учебный предмет "Православная культура"; для учащихся иного вероисповедания, соответственно, учебные предметы "Культура ислама", "Культура буддизма" и т.д.

Для учащихся, которые не изучают курсы религиозной куль­туры, предложено обеспечить преподавание в это же учебное время аналогичных философско-этических, философско-культурологических учебных курсов (этика, мораль, история этики, философская культура и этика и т. п.), формирующих нравственную культуру человека на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов.

Однако, вышеизложенные предложения Московской Патриархии не рассмотрены; рекомендованные ею представители не включены в состав рабочей группы по разработке федеральных государственных образовательных стандартов.

Более того, содержание данных стандартов в целом до сих пор не определено.

В этой связи прошу Вас дать поручение Комитету ГД по образованию и науке отложить рассмотрение во втором чтении законопроекта № 412299-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)" до окончательной разработки содержания федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения с включением в них новой образовательной области "Духовно-нравственная культу­ра".

Вместе с тем, Московская Патриархия предложила внести в законопроект следующие поправки.

1. Изложить пп. 1) п. 3 ст. 7 законопроекта в следующей редакции:

" Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к:

1) структуре и содержанию основных образовательных программ, соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется субъектами Российской Федерации, а также участниками образовательного процесса;"

Обоснование: Согласно п. 5 ст. 14 законопроекта определение содержания образования в конкретном образовательном учреждении отдано всецело на усмотрение соответствующего образовательного учреждения.

В целях обеспечения декларированного пп. 1) п. 2 ст. 7 законопроекта единообразия образовательного пространства Российской Федерации федеральный государственный образовательный стандарт должен включать требования к содержанию основных образовательных программ.

В п. 6 ст. 9 законопроекта предусмотрен обязательный учет региональных (национальных) особенностей при реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Поэтому в субъектам Российской Федерации должно быть предоставлено право наряду с участниками образовательного процесса формировать вариативную часть федерального государственного образовательного стандарта.

3. Дополнить ст. 7 законопроекта пунктами 8 и 9 следующего содержания:

"8. Основные положения федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом.

9. Основные положения федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают:

1) величины максимального объема учебной нагрузки обучающихся по учебным неделям, годам и ступеням обучения для общеобразовательных учреждений разных ступеней и видов образования, не допускающие ущерба для здоровья детей с учетом их возрастных возможностей;

2) перечень учебных дисциплин, составляющих обязательную часть основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по учебным годам, обязательные минимумы содержания образования и величины минимального объема учебной нагрузки обучающихся по учебным неделям и годам по указанным дисциплинам, причем общий объем учебной нагрузки обучающихся по обязательной части основной образовательной программы должен составлять не менее 70% максимального объема учебной нагрузки обучающихся по учебным неделям, годам и ступеням обучения в общеобразовательных учреждениях соответствующей ступени и вида образования;

3) величины минимального объема учебной нагрузки обучающихся по учебным неделям и годам обучения, составляющие вариативную часть основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, которая формируется участниками образовательного процесса, а именно государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации – в размере не менее 10%, органами самоуправления образовательных учреждений с учетом образовательных запросов семей несовершеннолетних обучающихся и самих обучающихся – в размере не менее 15% величин максимального объема учебной нагрузки обучающихся по учебным неделям и годам обучения.

4) требования к результатам освоения основных образовательных программ, включая требования к выпускникам по освоению ими обязательных минимумов содержания образования по учебным дисциплинам, составляющим обязательную часть основной образовательной программы учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования."

Обоснование: Согласно п. 6.1) ст. 9 законопроекта государственные требования к структуре федерального государственного образовательного стандарта устанавливаются Минобнауки России.

Необходимо сохранить действующую редакцию п. 4 ст. 7 Закона РФ "Об образовании", согласно которой основные положения государственного образовательного стандарта должны устанавливаться федеральным законом, а не органом исполнительной власти.

2. Дополнить новую редакцию п. 5 ст. 14 законопроекта абзацем 4 следующего содержания:

" В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, устанавливают к минимуму содержания основных образовательных программ государственные требования, учитывающие региональные (национальные) особенности реализации федерального государственного образовательного стандарта "

Обоснование: Согласно п. 5 ст. 14 законопроекта определение содержания образования в конкретном образовательном учреждении отдано всецело на усмотрение соответствующего образовательного учреждения.

Вместе с тем, п. 6 ст. 9 законопроекта предусматривает обязательный учет региональных (национальных) особенностей при реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Поэтому субъектам Российской Федерации должно быть предоставлено право устанавливать к минимуму содержания основных образовательных программ государственные требования, учитывающие региональные (национальные) особенности реализации федерального государственного образовательного стандарта.

4. Изложить п. 15 ст. 29 законопроекта в следующей редакции:

"К ведению субъектов российской Федерации относится:

15) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях, разработка примерных основных образовательных программ"

Обоснование: Согласно предусмотренной законопроектом новой редакции абз. 3 п. 5 ст. 14 Закона РФ "Об образовании" примерные основные образовательные программы, с учетом их уровня и направленности, могут включать базисный (примерный) учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Законопроект сохраняет действующую редакцию п. 15 ст. 29 Закона РФ "Об образовании" , согласно которой в ведении субъектов Российской Федерации находится разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин.

Вместе с тем, из смысла предлагаемой законопроектом п. 6 ст. 9, п. 5 ст. 14 Закона РФ "Об образовании" следует, что уполномоченные органы субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать не только отдельные составляющие примерной основной образовательной программы (то есть базисные учебные планы и примерные программы курсов, дисциплин), но также и примерные основные образовательные программы в целом.

5. Изложить новую редакцию абз. 2 п. 5 ст. 14 законопроекта в следующей редакции:

"Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности."

Обоснование: Предложенная законопроектом новая редакция абз. 2 п. 5 ст. 14 Закона РФ "Об образовании" возлагает обязанность по разработке примерных основных образовательных программ на " уполномоченные органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования ".

В силу п. 1 ст. 37 Закона РФ "Об образовании" государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В новой редакции абз. 2 п. 5 ст. 14 Закона РФ "Об образовании" необходимо четко (недвусмысленно) указать, что обязанность по разработке примерных основных образовательных программ возложена не только на соответствующие федеральные государственные органы, но также и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

6. Дополнить п. 8 ст. 9 законопроекта абзацем 3 следующего содержания:

"К минимуму содержания дополнительной образовательной программы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации , осуществляющими государственное управление в сфере образования, могут устанавливаться государственные требования в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации".

Обоснование: В настоящее время многие граждановедческие, краеведческие курсы, также как и курсы по изучению истории и культуры религий изучаются на факультативах в рамках дополнительных образовательных программ.

Следует предоставить субъектам Российской Федерации право определять минимум содержания дополнительной основной образовательной программы.

По материалам источников: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама