Что может быть заманчивее для ребенка, чем обещание рассказать сказку? Тем более, если эту сказку сочинил папа. Наш сегодняшний гость писатель, художник и педагог Алексей Карпов сочиняет сказки для своих четырех детей уже 15 лет. Множество книг, картины, развивающие игры, педагогические пособия и уникальная система семейного обучения стали плодом такого "сказочного" воспитания. На страницах нашего журнала Алексей будет сам делиться с читателями своим богатым и непростым опытом (см. стр. 46), а здесь мы хотим просто познакомить вас с этим удивительным человеком.
Светлана Звягинцева
корреспондент
Алексей, как начинался ваш путь в педагогику?
Сам я, разумеется, учился не дома, а в обычной советской школе. Затем поступил в Политехнический институт и успешно окончил радиофизический факультет. К тому времени я уже был женат. С рождением детей сфера моих исследований переместилась в область, более значимую и важную для меня в мир детства. Меня захватила идея помочь собственным детям успешно развиваться. Взрослый и детский миры существуют рядом, но как трудно нам понять друг друга! И сколько возможностей взаимной помощи и взаимного обогащения теряется от этого непонимания! Поэтому, читая книги, изучая накопленный педагогический опыт, посещая лекции известных специалистов, таких, как Никитин и другие, я решил посвятить свою деятельность созданию своего рода "мостиков" между двумя мирами. Тем более, что ситуация в моей семье сложилась так, что из-за серьезной болезни жены я должен был воспитывать троих младших детей один, став им и папой, и мамой.
Идея "проникновения" в детский мир пришла спонтанно или это был долгий путь?
Трудно выделить какой-то определенный момент. Еще когда родился первый ребенок дочка передо мной стали возникать каждодневные задачи по ее воспитанию. Я постепенно втягивался в процесс. Все больше и больше. А когда родился третий ребенок я уже вынужден был засесть дома и заняться воспитанием вплотную. Тогда я решил, что займусь неким исследованием, стану специалистом в области педагогики, чтобы потом передать свои наблюдения и опыт другим.
То есть помимо жизненных обстоятельств, вынудивших вас вплотную заняться воспитанием, была и сверхзадача?
Когда мне было семь лет, я это очень хорошо помню, мне в голову пришла такая мысль: "Надо запомнить, каким я был в детстве, как все воспринимал, чтобы, когда вырасту, я мог понимать детей". Тогда мне казалось, что взрослые меня не понимают. Конечно, потом я забыл об этом и вспомнил, уже когда у меня самого появились дети. Я решил сознательно развивать в себе способность к детскому восприятию и просто много общался с детьми. Как это происходило? Я играл в их игры, читал их книжки, например, они очень любили книжку "Козленок, который умеет считать до десяти". Я читал ее детям сотню раз и в какой-то момент почувствовал, что мне самому становится интересно. Мы все делали вместе: они кидали камешки в лужу и я вместе с ними, они рисовали и я тоже. Причем, особенно не задумываясь над тем, зачем я это делаю, а пытаясь понять, почему детей привлекает тот или иной процесс. Ведь в Евангелии сказано: "Будьте как дети". Я воспринял это буквально. И, знаете, это очень освежает взгляд на жизнь!
У вас четверо детей. Четыре разных подхода? Или все же один?
Принцип, конечно, один. Все началось с того, что, когда моей дочке был годик и она смотрела в окно на машинки, я попытался взглянуть на них ее глазами какие-то странные штучки, разноцветные, у них что-то вертится. Ну а характеры у всех детей разные, разные нюансы и оттенки, каждый личность.
Такое "вживание в образ" принесло свои плоды?
На определенном этапе мне захотелось поделиться своими открытиями. Но разрабатывать какие-то алгоритмы мне не по душе. И я решил воплотить все, что мне удалось понять, в конкретных предметах игрушках, развивающих играх, книгах. В принципе, и учиться рисовать я стал только затем, чтобы оформить свои развивающие игры. Даже составил для себя программу обучения. Но избрал не классический путь, а стал учиться у детей. Сначала просто старался сопрягать движения души с движениями карандаша по бумаге. Потом перешел к образам. К примеру, прочли мы с детьми сказку, а потом они просят меня нарисовать к ней картинку. И я рисовал. Как умел. Для них это было очень психологически значимо. Потому что рисунки из книжки они просматривали и забывали про них, а мои рисунки им нравились, потому что я стремился попадать в резонанс с детским восприятием.
Картинки и картины появились одновременно?
Нет, картины стали возникать относительно поздно в 2000 году. Для меня было важно научиться рисовать, как ребенок, но привнести в это взрослое искусство. Все началось с работы над книжкой-раскраской "Солнечные сказки", изданной в 1999 году. Вместе с детьми, день за днем, мы делали ее в течение десяти лет. Я читал детям первоначальный вариант, они что-то предлагали изменить или, наоборот, одобряли, в общем, выступали в роли читателей и критиков одновременно. Иллюстрации я тоже делал сам и давал им раскрашивать. Что-то они раскрашивали охотно, что-то нет, и по тому, как относились дети к тем или иным рисункам, я решал оставлять их в книге или переделывать. Именно на этот опыт я и опирался, приступив к созданию картин. Мои работы даже выставлялись несколько раз. И хотя изначально я занялся живописью для реализации педагогических задач, сейчас работа в качестве художника для меня самостоятельно значима, ценна и очень интересна.
А как возникла идея семейного обучения детей?
Все началось с того, что мы с женой были крайне не удовлетворены результатами обучения старшей дочери в первом классе. При почти полном отсутствии каких-то новых навыков и знаний к концу учебного года девочка получила нервное переутомление и набралась дурных привычек. Поэтому мы стали учить ее дома сами, оформив семейное обучение.
Поскольку это оказалось гораздо легче, эффективнее и веселее, мы и остальных детей стали учить дома. Первоначально этим занимались я, моя жена и мама, но в 1999 году мама умерла, а жена, вследствие тяжелой болезни, переехала в другой город вместе со старшей дочерью.
Поэтому последние семь лет я организую этот процесс один. Мои старшие сыновья успешно поступили в вузы, дома теперь учится младшая дочь. (Подробнее об этом читайте на стр. 46, в постоянной авторской рубрике Алексея Карпова. Прим. ред.).
На протяжении последних 17 лет вы фактически жили в затворе только общением с детьми, только своей семьей. Где вы черпали силы? Не хотелось все бросить, жить активной социальной жизнью?
Конечно, было тяжело. Особенно психологически. Скажем так, часто я занимался всем этим на пределе сил. Но я всегда сознавал, что нужен детям. И о том, чтобы бросить их, не было и речи. К тому же я человек верующий. Все эти годы я молился, чтобы Бог дал мне сил и разумения. Когда понимаешь, что существует Промысл и все неслучайно, делать что бы то ни было легче.
Да и, с другой стороны, я воспринимаю свой дом как лабораторию, в которой я занимаюсь исследованием. А моя социальная активность проявляется через мое творчество как педагога, художника, писателя.
Я по складу кабинетный исследователь и мне очень интересно общаться с детьми и общения этого вполне хватает.
Вы говорите "затвор", а я бы сказал по другому приключение.
Если подвести, пусть промежуточный, но все же итог вашей работы, ваших наблюдений за эти годы чего удалось достичь?
В 1990 году я поставил перед собой исследовательские задачи, а год-два назад почувствовал, что фаза исследования завершена. Я постепенно обобщаю накопленный опыт и теперь вижу свою миссию в том, чтобы делиться им с окружающими, прежде всего с родителями и педагогами. Стараюсь выходить на газеты, радио, вот в вашем журнале буду вести рубрику. Сотрудничаю с кафедрой педагогики и психологии семьи
РГПУ им. Герцена время от времени провожу там семинары и мастер-классы. В двух издательствах "Речь" и "Сатисъ" выходят мои книги.
Есть ли обратная связь? Вы чувствуете, что опыт востребован, или вы одиноки в своих начинаниях?
Когда я беседую с родителями, я чувствую, что мой опыт востребован чрезвычайно остро. В первую очередь всех интересует семейное обучение. И это естественно. Педагогическая реформа буксует, а всем хочется дать детям хорошее образование. Но мне, если честно, интересно говорить и о более глубоких вещах. Все, что я делаю, вылилось в целую концепцию.
Но я не ищу последователей. Потому что каждый ребенок индивидуален, каждый педагог тоже, ну и, естественно, родители далеко не одинаковые. Поэтому я избрал для себя принцип рассказывать, как делал я. А родители или педагоги пусть делают необходимые поправки, развивают мой опыт, исходя из конкретных условий.Все мои игры, пособия построены так, что они могут приносить пользу в отрыве друг от друга. Получается модульная система.
Ваши дети выросли. А "выросли" ли с ними вместе ваши работы, сказки, например? Вообще, нуждаются ли в сказках подростки?
Мой опыт говорит, что ребята в 16-18 лет ничем особенным не отличаются от всех остальных людей. Просто есть специфика интересов, речи и форм общения. Ну, и сказка должна этому соответствовать. Когда мои дети выросли, стали студентами, я начал писать "сказки для взрослых детей", если можно так выразиться. Получается что-то типа "фэнтези" или фантастики.
Если за сюжетом прозревается нечто более глубокое, чем можно выразить словами, то это будет интересно даже в этом скептическом и угловатом возрасте. Для подростков я написал уже 12 книг. И все это различные "хождения". "Хождение по Руси и около", "Хождение в дальние края", "Хождение под землей", "Хождение по Европе". "Хождение вокруг дома" и так далее. Первые четыре книги есть у меня на сайте ( http://www.papakarp.ru/ ), так же, как и "Солнечные сказки", "Волшебный лягушонок, или Как рисовать вместе с детьми", статьи, развивающие игры, графика.
Как вы думаете, каждый ли родитель при желании сможет стать сказочником для своего ребенка, научиться вместе с ним рисовать, да и просто познавать мир?
Конечно! Ведь главный учитель в этом процессе ребенок есть у каждого родителя! Главное, чтобы обоим было интересно. Попробуйте, и вы увидите, как будет рад ваш ребенок, когда вы на его глазах из простого человека превратитесь в волшебного Сказочника!
Вживаясь в темы, дарованные этим миром, пропитываясь настроениями, формами речи, оттенками смыслов, мы учимся тоньше и правильнее ощущать все, с чем соприкасаемся, что внутри нас. Мы лучше чувствуем, что свет это не только то, что вокруг, не только то, что от Солнца.
Мы учимся прозревать свет внутри самих себя, внутри тех, кто рядом, и во всем существующем.
А еще мне очень хочется верить, что когда-нибудь взрослые и дети научатся гораздо лучше понимать друг друга!
Источник: Вода живая