Много лет московский писатель, историк, путешественник Вадим Бурлак занимается тайнами нашего города. Перу Бурлака, в частности, принадлежат книги "Москва таинственная" и "Москва подземная". Мы попросили писателя рассказать об одном из самых малоизученных явлений истории о городских юродивых, той важной и странной роли, которую они когда-то играли. А может, и не перестают играть. Кто знает?
Как-то давно один мудрый человек обратил мое внимание на то, что храмы вообще-то создают не только архитекторы, строители, художники, земные владыки, но еще и не всегда объяснимые наукой знаки, знамения и люди, которые, говоря современным языком, являются их носителями. Это в полной мере относится к истории Храма Покрова Пресвятой Богородицы собора Василия Блаженного.
"Излиянием сего пития..."
Существует предание, по которому Иван Грозный, прежде чем указать мастерам Барме и Постнику, где возводить храм, обратился к известному в городе юродивому Василию. Тот в сопровождении одного из царских слуг отправился к краю Красной площади (тогда она называлась "Пожаром") здесь начинался глубокий ров, находились кладбище и церковь во имя Святой Живоначальной Троицы.
Вот тут-то, на подступах ко рву, юродивый улегся спать прямо на землю. Об этом доложили Ивану Грозному. Царь посчитал это знаком свыше и повелел храм возводить именно на этом месте.
Собор Василия Блаженного (по имени того самого Василия) устоял во всех передрягах отечественной истории. А ведь в сталинские времена его так же хотели сравнять с землей, как Храм Христа Спасителя.
Известно что-нибудь еще об этом самом Василии Блаженном?
Блаженным его нарекут впоследствии. А родился Василий, будущий знаменитый юродивый, в 1468 году в подмосковном селе Елохово. В 10-12 лет родители отдали его в ученики сапожнику из Китай-города. В сапожной мастерской впервые и проявился у мальчика дар предвидения: он посоветовал хозяину не шить сапоги некоему заказчику тот-де помрет через несколько дней и заказа не выкупит. Так и случилось. И по Китай-городу пошел гулять слух о подростке-ясновидце.
Вскоре странный юноша ушел из сапожной мастерской, порвал все связи с родителями и стал юродивым. Ночевал он, где придется, в мороз и жару ходил в холщовой рубахе, босиком, носил на теле тяжеленные железные цепи. Порой на несколько дней забредал в подземелье как раз под тем местом, где и будет возведен Покровский собор.
Он там жил?
Скорее, только молился, а ночевал в Китайгородской башне у Варварских ворот. Впрочем, народное предание сообщает, что постоянно молился Василий и в подземелье, и в башне. Известный москвовед Иван Забелин в своей книге так упоминает о провидческом даре Василия: "В 1521 г., июля 28, случилась старая история внезапно, никому не ведомо, безвестно появился у Оки Крымский царь Магмет-Гирей со многим воинством из всех низовых Татарских орд, с Черкесами и Литвою. Его полки стали опустошать Коломенские места и в разъездах достигали даже подмосковного села Острова и выжгли монастырь Николы из Угреши... В народе остались сказания о многих видениях по этому случаю. Блаженный Христа ради юродивый Нагоходец Василий за несколько дней перед нашествием Магмет-Гирея в одну из ночей пришел к западным (передним) вратам Успенского собора и долго стоял в унынии, тайно творя молитву..."
Весть о вражеском набеге Василий получил из "тьмы подземельной" и, выбравшись на свет божий, отправился к Успенскому собору предостеречь народ о беде.
Правда ли то, что Василий был одним из немногих на Руси, кто не боялся Ивана Грозного и в лицо говорил царю даже самые нелицеприятные вещи?
Это, судя по всему, так. Известен такой случай. Однажды царь пригласил юродивого к своему столу, разговаривал с ним и угощал его вином, самолично поднося блаженному чашу. Но тот каждый раз демонстративно выплескивал хмельной напиток в окно. Разумеется, это рассердило Ивана Васильевича: не принять угощение из рук самого царя это же величайшее оскорбление! В ответ на возмущение юродивый кротко вымолвил: "Излиянием сего пития я погасил большой огонь в Новгороде...".
Не прошло и двух дней, как стало известно: в тот момент, когда Иван Грозный пытался угостить своего собеседника вином, вспыхнул пожар в Великом Новгороде, который, впрочем, достаточно быстро потух.
А мог бы Василий, благодаря своему дару предвидения, предостеречь царя от сыноубийства?
Трудно сказать. Инстинкт самосохранения в нем все же был силен, и столь большой риск позволить он себе не мог. Но косвенно ему удалось дать понять царю и его сыновьям: не все в порядке в русском "королевстве". Незадолго до смерти Блаженного он встречался с Иваном Грозным и его сыновьями Иоанном и Федором (те просили юродивого помолиться за них). Ничто в тот момент не предвещало ссору и убийство царем престолонаследника, старшего сына Иоанна. Но Василий Блаженный, впрямую не сказав ничего, сообщил: следующим царем станет младший сын Грозного-Федор.
А скончался самый знаменитый московский юродивый в августе 1557 года, в возрасте 88 лет. Спустя 31 год он был причислен к лику святых. А вскоре к девяти церквям Покровского собора добавилась десятая Василия Блаженного.
Как церковь провалилась в преисподнюю
Помните юродивого из трагедии Пушкина "Борис Годунов"? У него был прототип, и звали его Иваном, а прозвище он имел в Москве Большой Колпак. Николай Карамзин так писал о нем: "С распущенными волосами ходя по улицам нагой в жестокие морозы, он предсказывал бедствия и торжественно злословил Бориса, а Борис молчал и не смел сделать ему ни малейшего зла, опасаясь ли народа или веря святости сего человека. Такие юродивые, или блаженные, нередко являлись в столице, носили на себе цепи или вериги, могли всякого, даже знатного человека укорять в беззаконную жизнию и брать все им угодное в лавках без платы купцы благодарили их за то, как за великую милость".
У Большого Колпака и царя Бориса были загадочные, странные для современников отношения. Юродивый в глаза критиковал царя, мог даже прикрикнуть на него: "Эй, умная голова, разбирай Божьи дела!".
Городские слухи связывали гибель одной из московских церквей как раз с Борисом Годуновым и с Большим Колпаком. Предыстория такова. Во второй половине XVI столетия кто-то из бояр решил построить в Кунцеве церковь. И возвел ее на "недобром" месте там, где некогда было древнее языческое городище. Как ни отговаривали его родня и священнослужители, настоял на своем.
На освящение храма из Москвы пригласили много знатных особ. Прибыл и только начинавший тогда свою службу в первопрестольной боярин Борис Годунов. Оказался возле церкви и юродивый Большой Колпак. Вначале он озабоченно ходил вокруг храма, охал, вздыхал, а потом вдруг подобрался к Годунову и зашептал ему о том, что, мол, церковь не на свое место попала, вберет эта церковь в себя все грехи людские и провалится под землю, а потом и тебе, Борис, конец придет.
Прошли годы. Летописи отмечают: 13 апреля 1605 года Борис Годунов проснулся в хорошем настроении. Но вскоре пришла весть: провалилась церковь в кунцевских землях. Услышав эту весть, царь велел позвать Большого Колпака, но вдруг почувствовал тошноту, головную боль, шум в ушах, резь в желудке. Потом у него из носа и ушей хлынула кровь царь Борис скончался. Предсказание юродивого сбылось.
Последний герой?
Из литературы нам известны имена московских юродивых относительно недавнего пошлого. Это, например, живший во второй половине XIX века Иван Корейша, выведенный Достоевским в "Бесах" под именем Семен Яковлевич. И, конечно же, Григорий Распутин, о котором много спорят: был ли он губителем царской фамилии и России или же предостерегал нас от бед. А кого можно считать последним московским юродивым?
Вообще-то я бы поостерегся употреблять слово "последний": мало ли что существует, чего мы просто не знаем. Шуты и юродивые были во все времена. Почему наше время исключение? А из общеизвестных, наверное, это был некий Прошка. Родился он в конце позапрошлого века. Почти тридцать лет бродил по подземельям Москвы, где практически ослеп, и вышел к людям в начале Первой мировой войны. Те, кто видел его, вспоминали: подходит Прошка к стене монастыря, церкви или часовни, плачет навзрыд и приговаривает: "Скоро напьется антихрист крови, погубит вас и то, что на земле, и то, что под землей... рухнут храмы, замкнутся подземелья обезумеет народ. И возликуют плясуны на гробах..."
Что потом случилось в нашей истории известно. Рушились церкви, погибали в застенках люди, лилась кровь. Несложно догадаться, какая участь постигла провидца в сталинские годы. Как, наверное, и многих других странных людей, способных предугадывать будущее. Они оказались на пути тех, кто "плясал на гробах". В 30-е годы в Москве (да и в стране в целом) исчезли юродивые на долгие ли годы, на всегда ли трудно сказать...
Какова, на ваш взгляд, природа способностей этих людей?
Думаю, что дело не в мистике или сверхчеловеческих способностях. Это были люди недюжинного ума (хоть и необразованные) и недюжинной же интуиции. Они понимали людскую психологию, знали секреты целительства. Дабы обезопасить себя от гнева сильных мира сего, надевали маски шутов. Что взять с шута? А история знает: всю правду правителю осмелится сказать только шут.
Источник: Вечерняя Москва