Марат Александрович, это не первый случай, когда за границу не выпускают картины группы "Синие носы". Причины все те же недостойное представление государства в произведениях искусства?
Я бы сказал, что причина в том, что и тогда, и сегодня некие невежды решили, что они могут указывать художнику, правильно он творит или неправильно. Если, с точки зрения чиновника, правильно то зеленый свет. Если, не дай бог, мнения не совпали в шкаф, под замок, в корзину... Но одно дело таможенник запрещающий. У него работа такая.
А другое дело Министерство культуры, которое вдруг решило выступить в роли таможенника. Властные жесты такого рода не новость. Лет пятьдесят назад они воспринимались как трагедия. Но история имеет обыкновение повторяться в виде фарса. Нынешний казус явно с комедийным оттенком.
Ничего себе комедия!
Что сей сон означает? Министр впервые узнал про соц-арт? Но, простите, это искусство давно уже не новость, а фактически классика XX века. XX век вообще оставляет простор для забот чиновников. Почему бы не поставить вопрос о "Черном квадрате" Малевича? Чего уж там мелочиться и размениваться на нынешних пересмешников...
Вся эта история восхитительна еще тем, что демонстрирует наше особенное отношение к "загранице". Это деление на искусство "внутреннего потребления" и искусство "витринное" , представляющее не художника, его поиски, даже не направление в искусстве, а лицо государства, родом из прошлого. Произведения искусства не рекламный постер и тем более не декорации потемкинской деревни, которые надо явить пред ясны очи вельможной западной публики. Они, вообще говоря, для другого создаются.
Тем не менее понятие "музейная дипломатия" существует? Она была вполне успешной, например, в Нью-Йорке, где в Музее Гуггенхейма показывали выставку "Россия!".
Еще раньше была выставка "Амазонки авангарда" также в Фонде Гуггенхейма. Я называю только выставки, которые открывал Путин. Между прочим, на них были представлены работы, явно несимпатичные отдельным высоким чиновникам. Не исключаю, что некоторые из них не нравятся и Владимиру Путину. Но он ведет себя как мудрый государственный чиновник, выступил сумной правильной речью. Он понимает, что если данное искусство представляет значительное явление в мировой культуре, то абсолютно неважно, как он лично к этому относится. Важно, что оно признано в мире и может выступать в качестве нашей визитной карточки.
То есть искусство все же может представлять государство?
Разумеется. Мы не в XVIII столетии живем, чтобы считать, что государство могут представлять только парадные портреты или трогательные пейзажи. В современном мире актуальное искусство демонстрирует открытость общества критическому осмыслению реальности, готовность к диалогу... Фактически это искусство такое же дитя демократического общества, как классицизм дитя абсолютной монархии.
Но может же министерство считать, что страну должно представлять традиционное искусство?
Ради бога. Но, что бы ни говорили, согласитесь, странно почти полгода спустя после мирно завершившейся выставки вдруг бросаться против нее в бой под лозунгом защиты традиционного искусства. Поневоле приходят соображения, посторонние по отношению к искусству. Что, собственно, изменилось за это время? Только одно предвыборная кампания на дворе. И г-н Соколов идет первым номером в московском списке партии "Справедливая Россия". Надо же проявить себя во время избирательной кампании каким-то громким, запоминающимся жестом.
Допустим, жест был политическим. Но противопоставление современного искусства традиции это не отменяет...
В обличении соц-арта вспомнили даже об оппозиции церкви современному искусству. Действительно, существует глубинный конфликт, который длится не одну сотню лет и не только в России. Когда-то церковь была главным заказчиком искусства. Со времен Возрождения она потеряла эту монополию. Но тем не менее активно лоббирует свою позицию на политическом уровне. Был когда-то конфликт церкви и царской семьи с Николаем Ге. Кто сегодня об этом помнит? Если вы посмотрите сайты православных религиозных организаций, все они так или иначе используют репродукции его полотен. Запреты и в XIX веке не были эффективны, а сегодня, в век цифровых технологий, и подавно иллюзорны...
Так уж иллюзорны?
Конечно. Ну пролежали "Маски шоу" на таможне месяц. Все равно выставка в Лондоне открылась вовремя: мы их передали в электронном виде и напечатали уже в Англии. Просто чуть больше усилий потребовалось.
Но соц-артовские объекты по почте не перешлешь...
Если художник жив, то он может сделать новую версию. В современном мире никакие запреты уже не срабатывают. Разве что в качестве пиара... После эпохального заявления г-на Соколова я телефон Александра Шабурова наизусть выучил французские журналисты жаждали ответного комментария автора столь скандальных работ.
Источник: Итоги