Церковная журналистика сегодня занимает вполне определенную нишу в системе средств массовой информации Ставропольского края. По проведенным подсчетам – около 3,5% зарегистрированных и распространяемых на территории Ставрополья изданий (без учета федеральных СМИ и СМИ других регионов).
Становление этого типа журналистики в нашем крае следует относить не к 1990-му году, когда был принят первый закон, позволяющий Русской Православной Церкви проводить самостоятельную информационную политику, а к середине XIX столетия. Точнее к 1853 году, когда архиепископом Херсонским Иннокентием (Борисовым) была разработана концепция церковных ведомостей (она была представлена на утверждение Священного Синода в 1859 году преемником Иннокентия Херсонского архиепископом Димитрием (Муретовым), а после утверждения программа была разослана всем епархиальным архиереям).
Правда, первый номер первого православного издания на Ставрополье – журнала "Кавказские епархиальные ведомости" вышел лишь 20 лет спустя, и у столь долгой предыстроии были свои причины.
Не останавливаясь на ее деталях, позволю себе отметить два важных момента, которые остаются актуальными и сегодня: первое – церковная журналистика Ставрополья родилась и работает в настоящее время в условиях поликультурного и поликонфессионального региона. Это обстоятельство в той или иной мере присутствует сегодня везде в России, но в нашем крае – единственном субъекте РФ, граничащем с 8 другими территориями, большинство из которых – кавказские республики (пять из них, как вы знаете, входят в состав Епархии), в крае, по географическому положению играющему роль форпоста российской государственности и Православия на Кавказе, это накладывает на СМИ особую ответственность. Церковная журналистика в этих условиях призвана выступать в роли консолидирующего и объединяющего начала и помимо собственных функций несет миссию миротворчества, способствования межкультурному диалогу и социальной стабильности региона.
Второй момент, тоже проявившийся в середине 19 века и на который указывал Преосвященный Иеремия, вступив в управление Кавказской Епархией, заключался в наличии оппозиционных течений внутри христианского населения Кавказа. Преосвященный сетовал, что достойного религиозно-нравственного и интеллектуального противодействия, им со стороны местного духовенства оказано быть не могло.
Два этих момента во многом обусловили задачи "Кавказских епархиальных ведомостей". И, повторюсь, по сей день эти задачи сохраняют свою актуальность для церковной прессы. Более того, мы видим совершенно определенные параллели рождения церковной журналистики в XIX веке и ее возобновления в конце ХХ столетия. Современное ведущее епархиальное издание "Ставропольский Благовест" тоже появилось, как своеобразный ответ на повсеместное распространение среди прихожан периодики западных учений. Это стало непосредственным поводом издания тогда еще даже не газеты, а приходского листка в селе Тугулук Грачевского района. За 10 лет газета прошла достойный путь и сегодня по своим функциям и типологическим характеристикам мы можем обозначить его как тип, который в теории журналистики обозначается, как универсальное издание (естественно, в данном случае выстраивающее свою политику на основе освещения деятельности Церкви и несения в массы Слова Божия).
Газете, или, вернее будет сказать – ежемесячнику, свойственны также такие черты, как разножанровость, широкий тематический круг, усиление, во всяком случае, в сравнении с первыми годами работы, функций информирования и содействия эффективной социальной политике в обществе. Таким образом, проявляется направленность издания на самый широкий круг читателей, на массовую аудиторию.
Сегодня в издании есть потребность в расширении объема, причем произойти это должно, по мнению редакции, за счет материалов, которые в светской журналистике относят к категории качественная журналистика. То есть, количество информирования на региональном уровне, совершенно необходимое Русской Православной Церкви на начальном этапе проведения собственной информационной политики, постепенно выдвигает повышенные запросы к качеству, открывая перед региональной церковной журналистикой новые перспективы.
Но вернемся к количественным показателям журналистики Православия, как сегмента информационного пространства Ставрополья.
В 1991 году мы могли говорить о существовании в крае буквально одного-двух, максимум трех "пробных" церковных изданий. Я имею ввиду "Православный вестник", первый вариант ныне возобновленного "Православного Слова", семинарский журнал "Мир вам"... В силу обстоятельств они просуществовали недолго, но сыграли свою роль "первых ласточек", положив начало новым церковным СМИ.
Сегодня среди СМИ, официально зарегистрированных и выходящих тиражом до 999 экземпляров на территории края, доля церковной журналистики занимает, как уже отмечалось, почти 3,5 процента (для расчета были использованы данные о ставропольских СМИ комитета по печати, связи и информатизации, а также сведения о СМИ, которыми располагает пресс-служба Губернатора края) или примерно одно церковное СМИ на 26 светских.
Для сравнения: в 2004 году анализ каталога 4 478 российских СМИ на сайте экстремальной журналистики показал соотношение светских и церковных (православных) СМИ 1 к 302. Понятно, что эта цифра не может претендовать на абсолютную объективность – Интернет, как мы знаем, вещь весьма относительная, – тем не менее, здесь можно говорить об определенной тенденции.
Для того, чтобы картина была полной, скажу о том, как распределись другие сегменты региональной системы средств массовой информации: почти 28% приходится на долю общественно-политических изданий, на втором месте – рекламно-развлекательные СМИ (24,5%). На деловую прессу пришлось порядка 10%. Корпоративные СМИ составляют более 7 %. Около 4% приходится на так называемую аграрную прессу. Незначительный процент приходится на долю художественно-публицистических, спортивных, экологических и других изданий.
Достаточно высок процент молодежной прессы – свыше 20% (к таковой я отнесла издания учебных заведений). Это отражает стремление молодежи заявить о себе, реализовать себя посредством журналистики. Такая потребность есть, и как ответ на нее, буквально в начале этого года в Епархии начала свое издание газета "Православное Слово", которое позиционирует себя, как студенческая православная газета. У нее амбициозные (в хорошем смысле этого слова) задачи – привлечь к серьезному разговору, к размышлениям о Боге и взаимоотношениях с ним людей нового поколения. При том, что газета выпускается в издательском центре Епархии и создается преимущественно силами студентов семинарии, она открыта для всех без исключения светских вузов города Ставрополя. Об этом говорит и ее система распространения, и авторский круг, в котором все чаще появляются имена студентов-несеминаристов. В газете используются жанры, которые получают вытеснение в современной региональной новостной журналистике. Я имею ввиду жанры, а также выразительные средства художественной публицистики. Есть попытки серьезной аналитики. Хотя газета, не существуя пока даже одного года, находится в стадии своего становления. Это касается и дизайна, и рубрикации, и профессионального уровня молодых авторов.
Таким образом, мы видим расширение системы церковной периодики в крае, которое включает в себя издания разных уровней, типов и направлений. По вертикали это – уже названые издания общеепархиального масштаба. За ними следуют издания благочиний и приходов.
По горизонтали мы можем говорить сегодня о развитии телевизионной церковной журналистики (здесь следует отметить телевизионный "Благовест" уже хорошо известный зрителям края, а также территорий Краснодарского края и Карачаево-Черкессии совместный проект Епархии и телекомпании АТВ, а также молодежную православную передачу "Преображение" кабельный канал СКЭТ). Отдельную группу составляют Интернет-издания: помимо официального портала Епархии, это сайты благочиния КМВ, Михайловского благочиния, и даже некоторых отдельных приходов, таких, как Крестовоздвиженская церковь г. Лермонтова и других.
При явной количественной динамике религиозную печать трудно назвать массовой, и это понятно: действенность церковных СМИ проявляется никак не в количественных показателях, а в качественных. Основные проблемы в функционировании церковной периодики сегодня связаны именно с качеством, а не ограниченным количеством этого типа СМИ.
Как отмечалось на одном из аналогичных фестивалей "Вера и слово", мы по-прежнему радуемся и удивляемся тому, что издание церковной периодики возможно в принципе. Между тем, пришла пора не только радоваться количеству, но и очень серьезно обеспокоиться проблемой качества. Больше того конкурентоспособности церковных СМИ по отношению к светским (см. Доклад игумена Нектария (Морозова), руководителя информационно-издательского отдела Саратовской епархии на круглом столе "Задачи церковной журналистики" в рамках фестиваля православных СМИ "Вера и слово", http://www.ortho-media.ru/index.php?p=3&n=163).
У церковной журналистики есть свои преимущества. Это касается соблюдения этических принципов и высокой социальной ответственности перед аудиторией, отсутствием чего частенько грешат светские издания и передачи. Это и тот изначально позитивный заряд, который несет в себе церковная журналистика, дефицит которого также ощущается сегодня в обществе. Наконец, это работа с темой, которая является для каждого глубоко интимной и в то же время затрагивающей все существо человека, пусть даже неверующего. Впрочем, атеистов у нас, как показал последний опрос ВЦИОМ, не более 6% (http://www.pravoslavie.ru/news/071011144019). Это значит, что почва для проникновения Слова Божия подготовлена. Задачей же церковных СМИ остается помочь осознать каждому, кто обращается к их тематике, что Бог при своем величии, вбирающем в себя все вокруг, способен поместиться в сердце каждого. С этим, думаю, и следует работать дальше.
Источник: Сайт Ставропольской епархии