Портал-Credo.Ru: Адольф Соломонович, Вы выступили с инициативой создания Федерации ортодоксального иудаизма в России. Как Вы думаете, кто в нее войдет?
Адольф Шаевич: Мы сегодня созрели для возврата именно к ортодоксальному иудаизму. Потому что за многие годы отлучения о религии мы совершенно потеряли ориентацию, полностью. Трудно или даже невозможно было сразу возродить ортодоксальный иудаизм. Я сам живой свидетель всех этих событий, когда человек сегодня состоя в комсомоле, в партии, убежденный атеист, по воспитанию атеист, вдруг завтра отпускает бороду, не признает ни папу, ни маму – он весь в религии. Это ни к чему хорошему не приводило.
- Это у представителей каких течений иудаизма случалось, какие течения иудаизма подталкивают к такому радикальному изменению образа жизни?
– Я не думаю, что какое-то определенное течение течение подталкивает… И у нас это бывает…
- В том числе, у реформистов, которые входят в КЕРООР?
– В реформистском направлении этого нет, конечно, совершенно нет. Это возникает от неверного, искаженного представления об ортодоксальном иудаизме, что когда ты стал верующим, для тебя кончается вся остальная жизнь, замкнулся и все, все остальные люди уже нечистые, а ты и тебе подобные – это люди, а остальные уже за чертой. Невозможно так легко возродить настоящий ортодоксальный иудаизм, когда столько лет его умерщвляли.
– Много известно случаев, когда на почве религии происходят конфликты в семье. Почему это происходит не только у "тоталитарных сектантов", но и у ортодоксальных иудеев?
– Для нас очень важный компонент образовательный. В основе веры должны быть глубокие знания. А знания приобретаются постепенно, не в один день, и ни за один год, и даже не за несколько лет. Могу на собственном опыте сказать, как для меня это было трудно: перелом, сомнения, колебания. Со мной это было в начале 1970-х гг., когда я пришел в синагогу.
– Слышал, что Вы даже бросили пить после прихода в синагогу?
– Не совсем, скажем, так. Я просто убежал от этой развеселой жизни, и так получилось, что когда Бог меня привел в синагогу, выпивать я не бросил, но жизнь свою я в корне изменил, конечно.
– В чем заключаются основные различия между направлениями иудаизма? Между реформистским и ортодоксальным – это примерно понятно, а консервативный иудаизм – это что такое?
– Консервативный иудаизм более близок к реформистскому. Хотя в консервативные иудеи более строго, чем реформисты, соблюдают и субботу, и кашрут (свод законов о разрешенной и запрещенной Торой пище – М. Т.). В России исторически не было никакого направления иудаизма, кроме ортодоксального. Все наши синагоги были ортодоксальные, у нас не было реформистских синагог никогда, даже российские евреи просто не знали, что есть такое направление.
– Можно ли хасидизм считать ортодоксальным иудаизмом?
– Да, конечно.
– Хотели бы Вы видеть представителей хасидизма в Федерации ортодоксального иудаизма в России?
– Да, конечно же, у нас с хасидами больше общего, чем у ортодоксального и реформистского иудаизма, намного больше. Но если мы сотрудничаем и с реформистским иудаизмом, то, естественно, мы открыты и готовы сотрудничать с хасидами.
Беседовал Михаил Тульский, "Портал-Credo.Ru"
"Портал–Credo.ru", 30 мая 2003 г.
[оригинал интервью]