ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Преподобномученицы Алапаевские – в Харькове

Станислав Минаков :: 23 октября 2007

В субботу, 13 октября, накануне праздника Покрова Богородицы, в Харькове в Свято-Покровском монастыре состоялась торжественная встреча ковчега с частицами мощей святых преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары. Ковчег доставлен из Марфо-Мариинского (Гефсиманского) монастыря, расположенного в Иерусалиме. Святыня неделю пробудет в Свято-Озерянском храме Покровского монастыря, где верующие смогут поклониться ей.

Как только появилась в прессе первая информация, что святыни прибудут в Харьков, многим православным харьковчанам вспомнились не столь давние события – когда в честь 140-летия со дня рождения Великой Княгини Елисаветы (2004) Церковь осуществила мощный духовный акт: шествие ковчега со св. мощами преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары по многим городам России. Это был своеобразный Крестный ход покаяния русского народа за преступление, содеянное в 1918 г., в годины великой послереволюционной смуты и помрачений.

Тогда, в начале 2005 г., запомнилось яркое и прочувствованное обращение епископа Архангельского и Холмогорского Тихона, который, в частности, сказал: "...Русской Голгофой названа Северная земля. Церковным антиминсом величают Соловки, ибо кровью мучеников, "яко багряницею и висом", здесь была украшена Церковь Христова. В 1913 г. Ее Императорское Высочество Великая княгиня Елисавета посетила Архангельск и Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. А ныне, через 92 года, уже прославленные святые мученицы Елисавета и Варвара, совершив свой долгий путь от Иерусалима к нашей Северной Голгофе, принесли нам Благую весть.

И склоняя главу пред святыней, мы величаем и весь сонм святых новомучеников Российских в лютую годину богоборчества отстоявших и сохранивших православную веру. Они – наш золотой фонд и драгоценное духовное наследие, заповеданное нам благочестивыми предками. Сегодня у нас есть возможность прикоснуться к источнику благодати и у святых мощей угодников Божиих уврачевать немощи наших сердец. Тот, кто стяжал в своей жизни благодать Святого Духа, чье тело было одухотворено, – изольет свою милость и на нас, только бы не оскудевала наша молитва.

Церковь Христова с первых веков почитает мощи святых угодников. "В теле мученика я почитаю раны, принятые за имя Христово, – говорит святитель IV века Амвросий Медиоланский, – почитаю тело, которое учит меня любить Господа и не бояться смерти за Него". Святые преподобномученицы Елисавета и Варвара явили своим подвигом всему миру триумф веры, верности и милосердия. Их нетленные останки источают ту духовную мощь, которой Господь наделяет любящих Его. "Нет более благородной женщины, которая оставила отпечаток своего облика на кровавых страницах русской истории", – писал о преподобномученице Елисавете в своих воспоминаниях Великий князь Александр Михайлович. На святых останках мучеников, как на твердом фундаменте должна возрождаться Россия. И мы, почитая святых, воздаем славу и хвалу прославившему их Единому Создателю...

Только в единстве любви и веры мы можем явить миру лик Православия. "По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою", – говорит Господь. Святые преподобномученицы Великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара разделили участь нашего народа, до последнего вздоха оставаясь верными Отечеству, Церкви и Христу. Преклоним же в молитвенном стоянии свои сердца пред их святою памятью, дабы быть нам достойными их великого жертвенного подвига.

Будем молиться у святых мощей, чтобы огонь любви возгорелся в наших сердцах, чтобы вера объединила нас в единый народ Божий. Святые преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара, молите Бога о нас, о нашем примирении и спасении!"

Эти поразительные слова о "любви между собою" особенно актуальны сегодня, в дни распрей, для Украины. И образ преподобномучениц, оставшихся "верными Отечеству, Церкви и Христу" говорит нам о том, что в духовной жизни нет компромиссов, ибо, как сказано в писании, либо ты со Христом, либо с Велиаром (то есть Диаволом), либо ты собираешь, либо расточаешь. От себя добавим: либо ты с канонической Церковью, либо с раскольниками. В последнем случае ты можешь ехать хоть на Святую гору Афон, старцы все равно тебя не примут, как это было совсем недавно с одним небезызвестным персонажем украинского политикума.

Малый ковчег, пронесенный чуть более двух лет назад по России, сделан из досок гробов, в которых останки святых Елисаветы и Варвары перевозились из большевистской России через Китай и Египет на Святую Землю. "Этот ковчег сам по себе является святыней", – рассказал тогда епископ Бостонский Михаил. В нем хранятся не только частицы мощей святых преподобномучениц, но и земля из Дармштадта, где родилась великая княгиня Елисавета, земля из Гефсимании (Иерусалим), где святые преподобномученицы Елисавета и Варвара покоились с 1921 г., и земля из Алапаевска, где они приняли свой мученический венец. Ковчег украшен медальоном, который был подарен Елисавете Феодоровне императором по случаю принятия ею Православия.

Некоторые харьковчане вспомнили, как в декабре 2004 г. св. мощи преподобномучениц посетили их соседей, белгородцев. Тогда из рук епископа Бостонского Михаила ковчег с десной рукой святой Елисаветы и частицей мощей преподобномученицы Варвары принял архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. Около трех тысяч человек (в том числе курян и харьковчан) встретили святыню на железнодорожном вокзале Белгорода. Вместе со своими земляками св. мощи Великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее верной спутницы и соузницы инокини Варвары встречал губернатор Белгородской области Е. И. Савченко.

Заметим, что Великая княгиня посетила Белгород в 1911 г. вместе с другими членами царской семьи и сестрами Марфо-Мариинской обители: присутствовала на торжествах по случаю канонизации святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Примечательно, что ее второе посещение Белгорода совпало с празднованием 250-летия со дня кончины святителя Иоасафа.

В Харькове же сей раз все было несколько иначе: не было видно ни нынешнего губернатора, ни прочих официальных лиц. Ковчежцы со святыми мощами преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и ее верной спутницы и соузницы инокини Варвары встречали, несмотря на дождливую погоду, сотни "простых людей", которые пришли в Покровский монастырь в канун престольного праздника.

Отец Александр, возглавляющий Паломнический отдел Харьковской епархии, рассказал в интервью, что духовно общение насельников харьковского Свято-Покровского монастыря и Марфо-Мариинской обители в Иерусалиме длится не первый год, и вот, по благословению матушки игумении Марфо-Мариинской обители ковчег с частицами св. мощей преподобномучениц впервые доставлен в Харьков. И даже благословлено оставить их в дар – Свято-Покровскому монастырю Харькова.

На вопросы прихожанки, "от чего исцеляют эти св. мощи", "от чего просить помощи", о. Александр, улыбаясь, ответил: "От всего". И пояснил, что нет и не может быть предписаний – мол, тот святой исцеляет от такого-то недуга, а этот – от иного. Святые мощи, пояснил батюшка, обладают общей чудодейственной силой, и важно твое чувство веры, с которым ты приходишь приложиться к ним, спрашивая помощи – в телесном или духовном недуге, в каких-то нестроениях.

Великая княгиня Елисавета Федоровна

Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 г. в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Была жизнерадостна и общительна. Отличалась тонким чувством юмора. Будучи еще совсем юной, часто примиряла поссорившихся детей и улаживала все их обиды и ссоры. Очень любила природу, восхищалась красотой каждой былинки и травинки. Каждую субботу вместе с сестрами ходила в больницу, разнося полевые цветы по палатам.

Юная Елисавета была одарена от природы редчайшей красотой. Высокая, стройная, русоволосая, со светло-голубыми глазами, она, будучи еще в юном возрасте, обращала на себя внимание многих царственных женихов. Но не только изяществом и необычайной красотой лица, но и умом. А, главным образом, – красотой души. Необычайным смирением, кротостью нрава и ангельским терпением.

В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III. Счиаталсь первой красавицей монарших дворов Европы.

13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, крестилась в Православие. В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде старалась сделать что-либо для их облегчения.

После начала в 1904 г. русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.

5 февраля 1905 г. от взрыва бомбы революционера-террориста Каляева погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.

На третий день по гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании преступника.

Елисавета Феодоровна купила на ул. Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма – Марфо-Мариинский и Покровский, а также больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность, а 10 апреля 1910 г. святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители.

В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: "Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность".

Она ничего не предпринимала без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни или других монастырей.

С начала Первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви. Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье. В ее письмах того времени есть следующие слова: "Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы... должны устремить свои мысли к Небесному Царствию... и сказать с покорностью: "Да будет воля Твоя".

Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 г., в Светлый вторник. Большевики разрешили пребывать с княгиней сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой.

Их привезли в сибирский город Алапаевск, куда были доставлены также Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.

5 (18) июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. Случайный свидетель, крестьянин, стал очевидцем жуткой казни: с площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: "Господи, прости им, не знают, что делают!" Затем палачи забросали шахту гранатами.

Как потом оказалось, Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Тот же крестьянин слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь – это пели мученики.

Несколько месяцев спустя армия адмирала А. В. Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у Великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения. Тело Елисаветы Федоровны осталось нетленным.

В 1920 г., при отступлении Белой армии, гробы с мощами преподобномучениц были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.

В 1992 г. Русская Православная Церковь причислила Великую Княгиню Елисавету и инокиню Варвару к лику святых. Память преподобномучениц совершается 5 (18) июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.

Варвара

Крестовая сестра Марфо-Мариинской обители милосердия, Варвара Яковлева, одной из первых пошла по стопам Великой княгини и стала служить ближним и основанной Елисаветой Феодоровной обители. Она была келейницей настоятельницы и одной из самых близких сестер. Но этим не гордилась, оставаясь ласковой и доступной для всех. Близкие Елисаветы Феодоровны хорошо знали ее и называли Варей. Откуда, из какой среды пришла в обитель сестра Варвара – неизвестно.

В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она и другая сестра – Екатерина Янышева – просили вернуть их в Алапаевск. В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей матушки-настоятельницы. Как более старшую по возрасту, в Алапаевск вернули ее.

Так за своей матушкой-настоятельницей Варвара добровольно пошла на страдание и смерть, исполнив завет Господа: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 5.13).

Все алапаевские узники знали, что их ожидает в недалеком будущем. Они сознательно готовились к смерти и молили Господа укрепить их в исповедническом подвиге. Преподобномученица инокиня Варвара совершила свой подвиг в возрасте 35 лет.

День почитания ее памяти: 5/18 июля.

На снимках: ковчежец со св. мощами несут в Свято-Озерянский храм Покровского монастыря; св. мощи преподобномучениц в Свято-Покровском монастыре Харькова.

Великая княгиня Елисавета; М.В. Нестеров. Этюд к картине "Невеста Христова".

Источник: Русская линия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама