ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Дети в Японской Православной Церкви

Галина Бесстремянная :: 23 октября 2007

Православные христиане Японии живут в стране, где почти все: и запомненные со слов матери детские сказки и колыбельные песни, и увиденные в детском саду яркие рисунки, и выученные в начальной школе первые рассказы и стихи, и поражающие юность примеры бесстрашия виднейших исторических деятелей – так или иначе связано с буддийским или синтоистским пониманием морали и добродетели. Поэтому так важны для юных прихожан встречи православных верующих и занятия воскресных школ, где они получают возможность больше узнать о Православии и стать соучастниками живой жизни Православной Церкви.

В XIX веке юная Православная Церковь Японии ставила перед собой задачу не только просвещать светом Истины взрослых, но и воспитывать в Православии детей. "По приезде в Японию миссионеры должны ревностно заняться изучением языка страны, – читаем в проекте инструкции для Российской духовной миссии в Японии. – Им надлежит не только устная проповедь, но и положение основы православно-христианской литературы в стране, начиная от перевода Священного Писания и богослужебных книг до составления детских по закону Божию учебников"[1].

Сам святитель Николай прибыл в Японию молодым 24-летним юношей.

"Рассказывают, что в первые годы изучения японского языка отец Николай (в то время священник в Хакодатэ) часто ходил в школу вместе с японскими детьми, сидел с ними за одной партой и прилежно учился. Однажды смущенный учитель вынужден был повесить объявление: "Бородатому иностранцу не входить!". Эта история свидетельствует о несгибаемой самурайской воле [святителя Николая], но... здесь видно нечто большее, а именно смирение, которым может обладать только самурай, пришедший во имя благовестия и ставший маленьким ребенком на службе Богу"[2].

По-отечески заботившийся о каждом прихожанине Японской Церкви, владыка Николай совершил несколько поездок по стране, побывав во многих православных церквях. Миссионера особенно радовало общение с юными прихожанами: "Похвальные учреждения в Нагоя. Есть воскресная школа для детей. С первого часа по воскресеньям детей 14-15 собираются до четырех часов, два языческих ребенка приходят и тоже учатся; учат наизусть молитвы, читают Священное Писание, слушают объяснения православного исповедания; заведено с третьего месяца нынешнего года и аккуратно ведется. Есть еще сейненкай [молодежное общество]... собравшиеся объясняют взаимно Евангелие и ведут другие благочестивые беседы... После обедни было испытание детей в знании молитв, даже пятилетние знают "Отче наш" наизусть, семилетние, кроме того, читали наизусть "Достойно", а девятилетние – 50-й псалом. Дано за сие испытание по образку и похвален катихизатор"[3].

Вот воспоминания святителя Николая об экзамене в вечерней школе прихода Сиракава: "Учащихся до 30, но ныне было только десять мальчиков и одиннадцать девочек. Самые малые читали наизусть молитвы; побольше читали по книге "Книжка об обязанностях христианина", самые большие (лет 13-15) – Новый Завет, а иные Ветхий. В награду детям выписано из миссии по духовной книжке разного содержания, сообразно с возрастом, учащим тоже даны были книги в награду... Вечерняя школа здесь существует уже семь лет, с самого поселения здесь отца Павла [Савабэ], и принесла немало пользы Церкви; между прочим, ею образован Сибуки, бывший безграмотный, а ныне учащий; очень поддерживается ею также церковный хор"[4].

Будущий преемник архиепископа Николая владыка Сергий (Тихомиров) тоже радовался семенам православной веры, посеянным в юных сердцах. "Давно уже стемнело. Мириады звезд рассыпаны по безоблачному небу. Шумит ветер, – пишет преосвященный Сергий о своем возвращении в Токио после посещения церкви Сука. – Среди рисовых полей быстро движутся фонари: то общество православных молодых людей провожает своего "сикео" [епископа]. Один бежит с фонарем впереди; курума [рикша] везет тележку; трое из молодежи весело подпихивают мою нелегкую на мягкой проселочной дороге тележку. Путь совершился, благодаря любви молодых христиан, и скоро, и светло, и тепло! Пробежать четыре версты, провожая своего "сикео", – как угодно, но в наше время, когда молодежь кое-где столь либеральничает, для японской молодежи это факт замечательный! Верится в преданность их Церкви Божией! Верится в твердое стояние их на основах христианских. И с надеждой поэтому смотришь вперед!"[5].

Возможно, именно поэтому Господь являл в Японской Церкви чудеса в первую очередь именно на детях. Однажды в Токио приехал врач Лука Мияи, имевший пятерых детей, и рассказал владыке Николаю о чудесном исцелении своей младшей дочери: "Приготовивши уроки к следующему дню и помолившись, девочка легла спать; было уже часов десять, когда он и жена приготовились тоже лечь; но перед этим всегда они совершали вечернюю молитву. И вот во время молитвы слышит он глубокий стон дочери, спавшей тут же; он бросился к ней и нашел ее уже без движения и без дыхания, совершенно так же померла его мать; он припомнил это, испугался, но не растерялся, а стал применять свои врачебные познания – производить искусственное дыхание и так далее, и через час девочка ожила к великой радости его и матери. Он назавтра попросил о. Павла Морита отслужить благодарственный молебен и ныне не перестает благодарить Бога за чудесную помощь: "Если бы, – говорит, – мы с женой не совершали молитвы, то уже глубоко спали бы в это время и девочка до утра была бы холодным трупом"; видит провидение Божие и в том, что как раз в этот вечер он должен был дежурить в госпитале, но товарищ попросил его поменяться дежурствами..."[6].

Воскресные школы и молодежные общества продолжали существовать в Японии и на протяжении всего XX века. В Сэндай участники молодежного общества помогали восстановить разрушенный во время второй мировой войны храм, а в Саппоро выполнили скульптуру на сюжет "Моление о чаше в Гефсиманском саду" на традиционном фестивале ледовых скульптур.

В 1999 году на острове Хоккайдо на ферме Климента Кодама был организован православный лагерь Восточно-Японской Сэндайской епархии. В лагере приняли участие 40 человек из церквей Хоккайдо и северо-востока Хонсю (район Тохоку). Ставший ежегодным, со временем лагерь перерос во всеяпонский.

В организованном приходом Томакомаи (благочиние Саппоро) девятом по счету лагере 2007 года участвовали 93 жителя разных городов уже всех трех православных епархий Японии: Киотоской, Токийской и Сэндайской. А фермер Климент Кодама, руководивший первым православным лагерем, вскоре стал пастырем церковным. Сейчас отец Климент служит священником кафедрального собора в Сэндай.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Архив внешней политики Российской империи. Ф. Японский стол. Оп. 493. Дело N 1056. Листы 7-22.

[2] Seraphim (Sigrist), bishop. Letter of Salutation // Divine Ascent. A Journal of Orthodox Faith. 2000. No. 6. P. 14.

[3] См.: Дневники святителя Николая Японского. Запись от 27 октября 1889 года.

[4] Там же. Запись от 12 ноября 1892 года.

[5] Сергий (Тихомиров), епископ. Среди японских христиан (Поездка в церковь Сука) // Прибавления к газете "Церковные ведомости". 1909. N 3. С. 151.

[6] См.: Дневники святителя Николая Японского. Запись от 22 июня 1895 года.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама