ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

О влиянии христианской цивилизации на историческое развитие Японии

Виталий Совастеев :: 23 октября 2007

Взаимоотношение христианства и местных религиозных систем относится к сфере межцивилизационных взаимодействий. Выяснение истории и механизма этого взаимодействия имеет большое значение для понимания перспектив взаимной адаптации мировых религий, что, в свою очередь, важно с точки зрения решения многих проблем, стоящих перед человечеством в современную эпоху.

Вопрос о синтезе Востока и Запада в сфере духовной жизни давно уже стоит перед отечественной культурологией и исторической наукой. Предпринимались небезуспешные попытки его решения. К сожалению, это не касается Японии. Вопрос о влиянии христианства на общественное развитие Японии относится к числу слабо изученных в отечественной исторической науке, результаты этого изучения носят фрагментарный характер. Нет полной картины, которая позволяла бы в динамике представить взаимодействие христианства и японской традиционной культуры. В данной работе предпринимается попытка восполнить этот пробел.

Как известно, Япония – представитель дальневосточной конфуцианской цивилизации. Многие исследователи относят ее к самостоятельной дочерней цивилизации, отпочковавшейся от дальневосточной конфуцианской. Японская цивилизация, как дочерняя цивилизация, имеет отличия от классической китайской формы. Ее культура относится к открытому типу культуры, точнее, следовало бы ее назвать полуоткрытым типом. Для нее характерно умение впитывать и усваивать внешние воздействия, сохраняя свои незыблемые основы. На протяжении всей истории своего существования для японской религиозной жизни характерно сохранение синтоизма в качестве фундамента религиозной жизни. Открытость японской культуры некоторые исследователи объясняют влиянием синтоизма, для которого характерен своего рода прагматизм в подходе к инородным духовным ценностям. В этом же направлении действовал и конфуцианский рационализм, утвердившийся в Японии в эпоху Токугава в результате превращения неоконфуцианства (чжусианства) в официальную идеологию.

Эти особенности во многом объясняют взаимоотношения христианства и японского общества.

Первое соприкосновение японского общества с христианством относится к XVI в. В это время Япония переживала драматический период в своем развитии, связанный с упадком сегунской династии Асикага, разбеганием отдельных территорий от ослабевшего центра, усилением раздробленности страны и в то же время отмеченный попытками отдельных феодалов положить конец этой раздробленности и добиться объединения страны под властью центрального правительства.

Во взаимоотношениях христианства и местного поликонфессионального общества можно выделить четыре периода. Первый период приходится на XVI – начало XVII вв. Его можно обозначить как период интенсивной экспансии христианства в Японию, в результате которого японское общество оказалось поставленным в большую зависимость от христианских миссионеров, действовавших напористо и целенаправленно.

Второй период приходится на середину XVII – середину XIX вв. Он во многом совпадает с эпохой господства сегуната Токугава. Для него характерно введение системы "закрытого государства", осуществление политики изоляции страны от внешнего мира. Эта политика была направлена своим острием против христианской цивилизации, влияние которой было сведено до минимума.

Наступление третьего периода связано с насильственным прекращением изоляции Японии от внешнего мира в середине XIX в. Военно-техническое превосходство западной цивилизации над Японией имело свое логическое продолжение в своего рода христианском ренессансе в стране, который, однако, не достиг того размаха и силы влияния, как это имело место в XVI в. В целом этот период продолжается до окончания второй мировой войны.

Четвертый период наступает после поражения Японии во второй мировой войне. Этот период принес с собой вторую волну европеизации в Японии, которая по своим масштабам и глубине намного превосходит волну европеизации, нахлынувшую во второй половине XIX в.

Рассмотрим более подробно наиболее существенные перемены в японском обществе, которые повлекло за собой появление христианства.

XVI в. вошел в историю как "эра христианства" в Японии (английский исследователь Дж. Боксер так и назвал свое капитальное исследование, посвященное первому опыту межцивилизационного взаимодействия между христианством и традиционным японским обществом, – "Век христианства в Японии"). В XVI в. христианство проникает в Японию в особенно агрессивной форме. Авангардом распространения христианства в Японии были иезуиты, стремившиеся подчинить себе японское общество. Им удалось глубоко укорениться в южных провинциях страны. Юг Японии стал своего рода государством в государстве. Большую роль в распространении христианства в Японии в XVI в. сыграл испанский миссионер Франциск Ксавье, причисленный к лику святых католической церковью. К началу 80-х гг. XVI в. в Японии насчитывалось уже 200 церквей и 150 тыс. местных католиков.

Проникновение христианства в Японию лишний раз напомнило об угрозе независимости японского государства и вызвало реакцию отторжения. Изоляция Японии от внешнего мира – это своего рода реакция на агрессивную экспансию христианства, грозившую утратой культурной самобытности.

Нужно отметить, что несмотря на жесточайший контроль токугавской администрации, в период полной изоляции страны от внешнего мира не удалось полностью устранить его влияние в японском обществе. В этот период времени в наибольшей степени проявилась его способность оказывать позитивное влияние на японское общество.

В третий период, после открытия страны наступило время легализации миссионерской деятельности и выработки неких определенных норм поведения христианства и местных религиозных систем в процессе их взаимодействия. Наступил период некой стабилизации во взаимоотношениях между христианством и местными религиозными системами. Усилению позиций христианства после "реставрации Мэйдзи" (Мэйдзи исин) способствовало то, что оно в это время, в отличие от буддизма, в меньшей степени подвергалось гонениям со стороны государства. Следует отметить, что во второй половине XIX в. наряду с западными направлениями христианского вероучения в Японии получило возможность для своего распространения и православие. Православие отличалось особой ролью в религиозной жизни японского общества, для него не была характерна агрессивность, его преимуществом было подвижничество в осуществлении миссионерской деятельности.

В эпоху буржуазного развития с распространением христианства было связано восприятие в Японии многих элементов западной цивилизации. Например, социалистическая мысль проникает в Японию первоначально в виде христианского социализма.

Как уже отмечалось, в послевоенный период японское общество переживало период второй волны европеизации. В этом процессе определенную роль сыграло и христианство. Послевоенная японская конституция 1947 г. признала свободу религии. В ст. 20 записано: "Свобода религии гарантированна для всех". Христианство получило право на существование наряду с другими традиционными религиями. По данным на 31 декабря 1995 г. в Японии насчитывалось 1449989 лиц, исповедующих христианство. Это составляет 0,7% от всего населения.

В послевоенной Японии отчетливо заметна роль христианства как одного из источников формирования интеллектуальной элиты. С 1913 г. существует университет Дзёти (он же университет София), в котором учится более 9 тыс. студентов. Этот университет дает образование тем, кто исповедует католичество. Выпускники этого университета нередко занимают крупные государственные посты. Католиком был премьер-министр Японии конца 70-х годов ХХ в. Охира Масаёси.

Основное предназначение христианства в последние полтора столетия заключалось в том, что оно помогало японцам воспринимать западную цивилизацию не только с точки зрения ее технического развития, но и как систему духовных ценностей. Что же касается православия, которое уступает в Японии католичеству по степени своего влияния, то оно служило своего рода мостом для восприятия российских духовных ценностей.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама