ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Можем ли мы помочь ближнему найти веру

Ответы на вопросы

Алексей Осипов :: 25 октября 2007

– Что делать, если близкие не пришли к вере, а душа болит за них? Ждать по принципу свободы выбора или подсказывать и подталкивать?

– В такой общей форме ответить довольно трудно, поскольку очень многое зависит от характера отношений с близким человеком, от его духовного состояния. С одним человеком можно разговаривать, он живо всем интересуется, спорит. Другой человек даже и слышать не хочет. О ком идет речь? В этом сложность ответа на такие вопросы. Но есть некоторые общие соображения. Вот, посмотрите на потрясающую идею Церкви как целостного организма. Нам открыто, что мы все не горох в мешке, где каждой горошине нет никакого дела до другой горошины. Оказывается, все мы – клетки в живом организме, связанные между собою: болит зуб – человек страдает. Приходит студент ко мне на лекцию, весь корчится от боли. Спрашиваю:

– Что такое?

– Зуб болит.

– А тебе-то какое дело? Ну и пусть он болит, а ты-то здесь при чем?

Студент почему-то недоволен. Любая клеточка наша соединена со всеми другими, и мы все соединены. Одних мы любим, других ненавидим, не понимая того, что мы в одном теле, и чем хуже мы что-то сделаем другому человеку не только делами, но и мыслями, тем больше мы повредим себе и всему организму. Если исходить из этой идеи, что все мы – один организм, отсюда вытекают два варианта действия в ответе на ваш вопрос. Первый вариант: если человек еще способен слушать, то нужно дать ему какие-то книги, интересные статьи, проводить беседы, познакомить с каким-то человеком, то есть постараться дать этому человеку то, что он способен воспринять в силу своего интеллектуального и морального состояния. Это способ самый естественный и очевидный. Но может быть ситуация гораздо сложнее. Недавно обратилась ко мне за советом одна мать, сын ее был религиозным человеком, но вот вернулся из армии другим, о вере даже слушать ничего не хочет. Работает, хорошо получает, пьет и гуляет. Что делать? Опять обращаюсь к идее Церкви. Все мы связаны, особенно мать с сыном, это клеточки очень близкие друг с другом, и состояние одной клетки сильно влияет на состояние другой. Посмотрите, как воспаляются близкие клеточки вокруг занозы. Что отсюда следует? Если уж близкий человек, за которого у меня душа болит, ничего не слушает, то единственный способ, которым я могу эффективно подействовать на него, заключается в том, чтобы я свою клеточку сделал максимальным здоровой и чистой, а значит, максимально способной к оздоровлению вокруг себя и других клеток. Великая мысль высказана у преподобного Серафима Саровского: "Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи". А то мы начинаем искать, кто бы нам что-нибудь сделал, а за себя никогда не беремся: "Что-то нужно делать с молодежью, но не с нами, что-то нужно делать с сыном, но не со мной. Это сын у меня плохой, а я-то хороший, лучший в мире". Эффективное средство – дать перед самим собой обещание хотя бы немного, но изо всей силы пожить по-христиански. Если бы эти люди – мать, отец, братья, сестры – сказали бы: "Давайте вот эту неделю проживем по-христиански, никого не осуждая, не обижая, не завидуя, не притворяясь, терпя недостатки друг друга, наложив на себя пост, в субботу исповедаемся, в воскресенье причастимся". Если бы близкие действительно оказались способными к такой любви (а любовь – это когда от себя что-то отнимаешь), если бы эти клеточки оживотворились, одухотворились, то это непременно бы подействовало на того, кто далек от веры. Мы – Церковь, от нас зависит состояние близких и дальних людей, вот где подвиг и духовное очищение. Вот где действительно обращение человека.

– Если из-за моей греховности брат сознательно отвергает Христа, как вести себя, как помочь брату, если слова не имеют силы?

– Нужно помогать не брату, а себе. Если вы сможете чем-то себе помочь, тем самым вы поможете и брату. Другого пути нет.

– Как быть человеку, когда он уже в секте или наркоман?

– Конечно, в этом состоянии ему трудно себя видеть. Но это состояние есть конечный результат долгого процесса. Он не случайно туда попал. Вы знаете, что испытывают эти бедные люди, в каких жутких условиях они находятся! Например, в Гвиане в 1978 году заставили покончить жизнь самоубийством 923 членов секты "Храм народа". Весь наш земной опыт не случайность, это опыт, который душа переживает, приобретая самое важное: не вкусив горького, не оценим сладкого. Мы не знаем, какими путями спасается человек. Разбойник на кресте рядом с Христом спасся в последние мгновенья своей жизни. Можем ли мы хоть об одном человеке сказать, что с ним происходит или произойдет? Вот меня часто спрашивают о католичестве и протестантизме. Я говорю: это ересь и заблуждение!

– Так значит, папа Римский погибнет?

– Ни об одном человеке не могу сказать, кто погибнет, а кто спасется.

– А вот этот трижды православный, значит, спасется?

– Не знаю. Я могу говорить о религиях, о мировоззрениях, но как только спросите о человеке – замолчал, пудовый замок на рту. Знаю только одно – Бог есть Любовь, и все Его промыслительные действия сводятся к тому, чтобы человек через познание зла этого мира стал способным к принятию Бога. Бог же показал, Кто Он есть, смирился до Креста, Он – абсолютное смирение и абсолютная любовь. Поэтому написано в Апокалипсисе: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Отк. 3, 20). Вот в чем дело: мы Бога можем принять или не принять, это от нас зависит. Господь предвидел, что грехопадение человека нужно для того, чтобы мы могли увидеть, кто мы есть без Бога,и захотели стать чадами Божииими. Увидеть то зло, то страдание, которое мы претерпеваем, когда нам не нужен Бог. Эти перипетии нашей жизни, то, что мы видим и переживаем, являются драгоценнейшим опытом, благодаря которому мы сможем принять Бога: "Да, Господи, Ты – мое благо, Ты – моя жизнь, Ты – мое бытие". И у каждого свой путь к этому.

– Как можно молиться за моего родственника-баптиста?

– Молиться от всей души.

– Мой брат увлекся буддизмом, я молюсь о нем. Есть ли такое слово, каким можно вразумить таких бедных людей?

– На такой вопрос ответить невозможно. Здесь нужно знать, насколько он далеко туда зашел. Если он находится на стадии искреннего убеждения, основанного на определенных аргументах, с ним, конечно, можно говорить. И разговор может быть не бесплодным. Но, к сожалению, восточные религии обладают сильным наркотическим духом. А наркомана трудно привести в нормальное состояние. Нужно почитать в положительном смысле критическую литературу о буддизме.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама