Весть о передаче Русской православной церкви всех памятников, расположенных на Соловецких островах, вызвала немало откликов. Православная общественность безоговорочно поддержала эту инициативу федерального правительства, в то же время значительная часть музейного сообщества встретила ее в штыки. Суть разногласий между Церковью и музейщиками порталу "Интерфакс-Религия" прокомментировал исполняющий обязанности наместника Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря архимандрит Мефодий.
В СМИ ходит немало домыслов по поводу передачи всех памятников на Соловках Русской православной церкви. Хотелось бы из первых уст узнать, что здесь правда, а что нет.
Для того, чтобы понять, где правда, а где ложь, необходимо вспомнить историю вопроса. 2 августа нынешнего года в своем выступлении на заседании правительства РФ управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент затронул тему возврата Русской православной церкви Соловецкого монастыря. Дословно владыка сказал: "Правительство России положительно решило вопрос о передаче Русской православной церкви всех объектов религиозного значения, расположенных на территории Соловецких островов".
Разумеется, такие слова должны иметь под собой очень прочное основание. И такое основание есть. Отвечая на письмо Святейшего Патриарха Алексия II, заместитель председателя правительства Александр Жуков пишет: "правовая и организационные стороны вопроса передачи Соловецкому Спасо-Преображенскому ставропигиальному мужскому монастырю находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения урегулированы. Соловецкий Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь имеет возможность в установленном порядке формировать необходимый пакет документов для направления в Росимущество с целью принятия последним решения о передаче в безвозмездное пользование монастыря объектов религиозного назначения, расположенных на территории Соловецкого архипелага". Кроме того, существует еще одно письмо, направленное в Московскую патриархию министром культуры Александром Соколовым, в нем он говорит, что "с учетом правовой и организационной урегулированности вопроса передачи находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения Минкультуры России полагало бы возможным рассмотрение обращения соответствующей религиозной организации относительно передачи расположенного на Соловках имущества религиозного назначения в собственность или пользование".
Конечно, Церковь воспользуется предоставленным правительством предложением и предоставит все документы для передачи, а точнее сказать, возврата ей соловецких памятников. Как скоро появится окончательное решение о таком возврате, судить не берусь. Это кропотливая и сложная работа. Тем более странно читать в газетах о том, что Соловецкий музей-заповедник будет закрыт, а все жители будут переселены на материк.
Что ожидает Соловецкий музей-заповедник, если все культовые объекты будут переданы Церкви?
Хочу особо отметить, что Церковь не ставит вопрос о ликвидации музея. Скажу больше: при монастыре будет существовать полноценный музей. Просто изменится соотношение: будет музей при монастыре, а не монастырь при музее, как раньше.
Сейчас у нас в монастыре практически сложился свой музей, где много материалов и по дореволюционной истории обители, и по истории лагеря, и по современной истории возрожденного монастыря. Я считаю, мы достаточно профессионально следим за коллекцией, поскольку наместник монастыря архимандрит Иосиф, который сейчас лечится от тяжкой болезни, во время своего пребывания в Московской духовной академии семь лет работал в Церковно-археологическом кабинете и прекрасно знаком с музейным делом. Кстати, он постоянно повторяет, что нельзя строить свое благополучие на несчастье другого. Мы никогда не пойдем на то, чтобы что-то уничтожать, так что страшилки, которыми руководители Соловецкого музея-заповедника пугают жителей острова, пусть останутся на их совести.
А что это за "страшилки"?
Первая и самая главная о том, что скоро всех жителей выселят на материк и что якобы для них уже строятся дома в Архангельске. Ответственно заявляю, что монастырь никого никуда выселять не будет. Мы действительно выкупаем жилье у тех, кто добровольно решил уехать с Соловков, и предоставляем эту жилплощадь под размещение трудников и паломников, но целенаправленно жилье у людей изыматься не будет. Сейчас на территории центрального комплекса монастыря так называемого кремля (это название появилось в советское время) нет никакого жилья. Все соловчане живут вокруг кремля. Многие из них воцерковились, стали нашими прихожанами. Более того, надо вспомнить, что в восьмидесятые годы о возобновлении монастыря ходатайствовали не монахи, а жители Соловков сотрудники музея-заповедника, работники муниципалитета, преподаватели школы. Сейчас подымать вопрос об их выселении, помня, что они в свое время ставили подписи под прошением о возрождении обители, было бы просто бесчеловечно и не по-христиански.
Вторая страшилка, уже успевшая взбудоражить очень многих людей, о том, что монастырь закроют для туристов. Но и она не соответствует действительности.
Об этом хотелось бы узнать поподробнее. Будут ли пускать на Соловки туристов, или острова станут своеобразным "Российским Афоном" со строго ограниченным доступом?
Соловки никогда не станут закрытыми для людей. Все разговоры о том, что монахи перестанут пускать на остров туристов, абсолютно недостоверны. Об этом даже никто и не думал. Говорят еще, что якобы будут принимать паломников, а туристов не будут. Это тоже полная глупость. Как прикажете отличить туриста от паломника? Безусловно, если человек придет к нам, размахивая бутылкой и нецензурно ругаясь, мы не пустим его на территорию монастыря, но ведь его не пустят и в любое другое приличное место!
Ну а тем, кто приезжает поклониться месту, где пострадали их родственники в двадцатые-тридцатые годы, разве можно сказать: "Уезжайте отсюда, вы не паломники"? Это было бы кощунство. Нет, мы никогда не сделаем так, и не следует возводить на монастырь напраслину.
Нас постоянно обвиняют в том, что остров Анзер уже закрыт для туристов, но это совсем не так. Анзер закрыт только для туристов-одиночек, а для организованного посещения мы создали все необходимые условия.
Мы помним, какой произвол царил на острове в конце прошлого века. Из-за безответственности "диких" туристов случались пожары, выгорали гектары леса. И если на Большом Соловецком острове есть свое подразделение МЧС, то на Анзере его нет, и пятеро братьев да небольшая команда охраны просто не справятся с сильным пожаром.
К тому же организованное посещение острова гораздо безопаснее. Туристам-одиночкам надо помнить, что на Анзере, кроме монахов, никто никогда не жил и не живет, и в случае чрезвычайной ситуации им придется рассчитывать только на самих себя.
Как Вы считаете, почему у процесса передачи cоловецких памятников Церкви есть противники?
Думаю, это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, руководство музея-заповедника не хочет потерять контроль над деньгами, которые выделяются на реставрацию, а во-вторых, у музейщиков существуют личные амбиции, которые, вопреки исторической справедливости, не позволяют признать права Церкви на управление памятником.
Источник: Интерфакс-Религия