ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Преподавание предмета "Основы православия" в светских школах: опыт образования в Бельгии

Священник Сергий Модель :: 30 октября 2007

Сегодня в России вопрос о преподавании oснов православной религии в общеобразовательных школах широко обсуждается на самых разных уровнях. Постоянно разворачиваются дискуссии между сторонниками и противниками введения в сетку школьных программ курса "Основы православной культуры". Предлагаются и несколько иные формы преподавания этогo пpeдмeтa. Независимо от существования самых разных точек зрения на этот счет, нам думается, что читателю будет небезынтересно изучить опыт других стран в данном вопросе. В Западной Европе, к примеру, существуют самые разные системы образования в светских школах: от практически обязательного изучения религии главенствующей конфессии в светских школах (как было до недавнего времени в Испании), до полного отрицания права преподавания религии в светской школе (как, например, во Франции) [1]. Совсем иным образом построена система обязательного школьного образования в Бельгии, где в данном вопросе соблюден "нейтралитет". Но соблюден он не через отказ от преподавания какой бы то ни было религии в светской школе, а через "сосуществование" в школьной программе уроков различных религиозных культов или философских течений (включая атеизм), официально признанных бельгийским государством. Право выбора изучения основ той или иной религии оставлено за родителями ученика. И если даже время от времени раздаются голоса с призывом пересмотреть существующую систему и заменить данные предметы одним общим курсом "истории религий" или же "философии", такие перемены вряд ли будут возможны в ближайшем будущем. Исходя из того, что православие в Бельгии имеет с 1985 года статус официально признанной религии[2], мы предлагаем в своей статье рассмотреть конкретный случай – едва ли не уникальный в Европе[3] – преподавания "Основ православия" в светских средних школах[4].

Законность и право религиозного преподавания в школах

Согласно бельгийским законам, законность включения в программу курсов, называемых "философскими" (общее название в Бельгии для всех курсов религий и нерелигиозной морали), в систему всеобщего школьного образования базируется на статьях 18-й и 26-й Всеобщей декларации прав человека и статьях 29-й и 30-й Mеждyнаpoдной конвенции прав ребенка. Из местных правовых актов власти опираются на статью 24 Бельгийской конституции, на Закон от 29 мая 1959 года, называемый "Школьным пактом", а также на законодательные акты субъектов федерации, так как Бельгия является по своему устройству федеративным государством.

Помимо этих фундаментальных законов, право на религиозное образование в школах четко разъясняется в официальном пособии Министерства образования страны, названном "Предметы морали и религий. Образовательное поле"[5]:

В современном обществе, где прогрессирующее исчезновение нравственных опор порождает кризис ценностей, и где молодежь задается вопросом о смысле существования, школа обязана помочь юношеству в его становлении. В этом случае курсы религии или морали могут, в качестве связующего образовательного действия, позволить противостоять безразличию, фанатизму, нетерпимости, насилию, и [...] помочь ученикам стать людьми ответственными, членами демократического и солидарного общества, открытого к плюрализму и диалогу с другими культурами.

Для выполнения этой цели уроки религии должны:

... базироваться на образовательной педагогике, в соответствии с культурным наследием и местным контекстом. Предлагая каждому точку опоры для личного возрастания, религиозная педагогика преследует цель помочь юношеству не впасть в конформизм и научиться приспосабливаться, а подготовиться к самостоятельной жизни.

Данное религиозное образование открыто для всех культов, официально признанных бельгийским законодательством, и лежит в пределах, с одной стороны, внешнeго контроля государства, не отдающего при этом предпочтения ни одной из конфессий, а с другой стороны – полной свободы Церквей в своей деятельности[6].

Система культов и религиозного образования в Бельгии

В Бельгии государством официально признаны 6 религиозных культов: католицизм, протестантизм[7], англиканство, православие, иудаизм и ислам. Также официально признанным является, так называемый, "лaиcитe", то есть нерелигиозное философское течение или, попросту говоря, атеизм[8]. Критериями для официального признания культа являются следующие положения:

– существование в стране на протяжении довольно долгого периода времени (несколько десятилетий, как минимум);

– значительная численность последователей (не менее нескольких десятков тысяч верующих, исходя из общей численности страны в 10 миллионов человек);

– социальная полезность обществу (то есть, не являться деструктивной сектой[9] и не противопоставлять свою деятельность общепризнанным нормам морали);

– и, наконец, наличие хорошо организованной структуры с единым представительным органом (главы культа или же координационного совета). Последнее вовсе не подразумевает наличие единого доктринального или иерархического авторитета внутри культа, а необходимо лишь для представительства в диалоге с государственными властями[10].

На основе этих критериев и в результате серьезной проверки религия и нерелигиозное течение могут быть признаны государством, после соответствующего предложения Министерства юстиции, в компетенции которого находятся данные вопросы. Впрочем, в соответствии со статьей 21-й Конституции Бельгии, ни данное министерство, ни какой-либо другой государственный орган не имеют права вмешиваться во внутреннюю деятельность религиозных культов. Единственно возможным контролем является внешний контроль за исполнением административных и финансовых обязательств религиозных общин, так как священнослужители[11] получают зарплату и пенсию от государства на основании статьи 181 Конституции. Данное министерство осуществляет также надзор за соблюдением гарантиий государства: предоставления религиозным культам доступа к средствам массовой информации (ТВ и радио), права совершения капеланского служения в больницах и тюрьмах и финансирования преподавания "религиозных уроков" в школах. Религии и течения, не признанные государством (как, к примеру, буддизм или дохалкидонскиe церкви), не имеют таких привилегий, но их свободное существование гарантировано статьей 19-й Конституции Бельгии и статьей 9-й Европейской конвенции прав человека[12].

Как мы уже отметили выше, статья 24-я Конституции и Федеральный закон страны от 29.05.1959 гoда ("Школьный пакт") предписывают школам предоставлять ученикам выбор между одной из признанных религий (или же "светской моралью") для обязательного изучения в рамках школьной программы по 2 часа в неделю на протяжении всего периода обучения в школе – с 6 до 18 лет. В силу данного норматива в сетку обязательной школьной программы включены уроки по изучению основ католицизма, протестантизма, англиканства, православия, иудаизма, ислама и "светской морали". Выбор представляется родителям, которые должны записать своего ребенка на урок той или иной религии в начале учебного года. Эта свобода выбора не ограничена ни конфессиональной принадлежностью родителей или ученика (то есть ученик вовсе не обязан исповедовать выбранную для изучения религию[13]), ни численностью пожелавших изучать данный предмет учеников (даже если один единственный ученик во всей школе изъявит желание изучать какую-либо религию такое право будет ему предоставлено). Безусловно, процентное соотношение между количеством учеников, изучающих ту или иную религию, сильно разнится: от более чем 50 % изучающих основы католицизма до 1 %, изучающих православие, что отражает в среднем общую статистику религиозных убеждений населения страны[14]. Составление программ уроков и педагогическая инспекция вверены представительным органам самих религий.

Как и по всем остальным обязательным предметам, ученики сдают по урокам религии экзамен, и по итогам обучения ставится отметка в аттестат. Единственное отличие от остальных предметов заключается в том, что ученик не может быть оставлен на второй год, имея неудовлетворительную оценку только по oсновaм религии.

Преподавание "Основ православия"

Православная Церковь, будучи официально признанной государством в 1985 году[15], и будучи структурно организованной (с юридической точки зрения) с 1988 года, начала преподавание дисциплины "Основы православия" в Бельгии в 1989 году. Первоначально преподавание велось только во фламандских общеобразовательных школах, но с 1997 года уроки появились и во франкоязычной части страны, а с 1999 года – и в самом маленьком германо-говорящем округе. Преподавание ведется на местных национальных языках и осуществляется, в большинстве своем, учителями-мирянами, имеющими высшее богословское образование, позволяющее занимaтьcя подобнoй преподавательскoй деятельностью. Преподаватель должен быть дипломированным специалиcтoм в oблacти православного богословия (диплом соответствующего богословского заведения Греции, России, Румынии или парижского Свято-Сергиевского православного богословского института)[16]. Лица, не имеющие соответствующего диплома, могут его получить, пройдя курс трехлетнего обучения в Институте святого Иоанна Богослова, специального созданного для этой цели несколько лет тому назад в Бельгии. Ответственность за уровень преподавания уроков "Основы православия" возлагается на специальных инспекторов, назначаемых Министерством образования по предложению представителя Православной Церкви перед бельгийскими властями – митрополита Пантелеимона (Константинопольский Патриархат). Специальная педагогическая комиссия, под руководством митрополита Константинопольского Патриархата, определяет основные направления программы уроков "Основы православия", согласовывая их с основными требованиями общего школьного образования страны и с нормами толерантности по отношению к другим религиям.

Программа уроков базируется на основных темах изучения православной веры: " Библия ", " Церковь ", " Cвятые Отцы ", " Tаинства и богослужение ". Как отмечается в уже упомянутом пособии Министерства образования, на протяжении всего курса обучения ученик призван к глубокому и внимательному изучению православной Традиции, а также к формированию своей жизненной позиции. В статье, посвященной проблемам преподавания "Основ православия"[17], один из инспекторов православного образования уточняет:

Отмеченное своим неюридическим духом, Православие научает этике, которая не всегда уподобляется общепринятой морали. Христианское понимание любви и ее выражение, совместно с социальным действием, есть для нас фундаментальные элементы предмета. [...]. Как об этом говорит о. Александр Шмеман, "христианская любовь это 'невозможная возможность' увидеть Христа в каждой, какой бы то ни было личности. " [...] Вот почему на уроке православной религии очень важно иметь место свободе, обмену мнениями и дискуссиям, при полном уважении к личности ученика.

В этой перспективе программы уроков пo изучению oснов православия в начальной школе (с 6 до 12 лет) сконцентрированы на изучении свойств Бога, творении и Церкви. Ученики знакомятся с отрывками из Ветхого Завета и Евангелия, историей первых христианских общин, житиями святых, православным календарем, богослужением и пр. В программе уроков, также, – изучение смысла и назначения священных предметов, и, прежде всего, икон, способных многое объяснить ребенку без слов. Параллельно с этими знаниями, ученики знакомятся с основами христианской морали, нормами поведения в семье и обществе, равно как и научаются должному отношению к окружающему миру.

На протяжении второй стадии обучения (с 12 до 18 лет) ученик постепенно вводится в более существенные вопросы. Он углубляет свои знания основных православных вероучительных истин, изучает церковную историю, библеистику, избранные творения святых Отцов, знакомится с религиозной философией и религиозным искусством. В процессе обучения школьники приглашаются к обсуждению вопросов морали, этики и современности, что позволит им, по мысли авторов программ, сравнить религиозную точку зрения на эти вопросы с нормами современной культуры, в духе здоровой критики и возможности рассуждения[18].

По итогам своего обучения ученик должен:

... быть способным сознательно излагать православную веру в богословской перспективе, а также быть способным ее чeтоко формулировать. Он должен обладать знаниями, достаточными для того, чтобы объяснять в ясной и доступной форме основы православной Традиции и быть способным эту Традицию свободно конкретизировать в личной жизни[19].

Таким образом:

... уроки православия ставят своей целью помочь ученику научиться думать, в непрестанно обновляемом свете Откровения.

В книге[20] о детях в Православной Церкви, которая во многом вдохновила православных педагогов на Западе, православная монахиня из Англии, ученица известного старца Софрония (Сахарова), напоминает, что цель религиозного образования cocтoит в тoм, чтобы

... нe раздавить желание ребенка, ни его "укротить и объездить", как молодого коня, дабы подавить его индивидуальность, навязав свою собственную [...], но воспитать личность великодушную и внимательную к другим. Если мы лишим ребенка его воли и естественной свободы, мы его сами сделаем беззащитным, даже прежде чем он столкнется как христианин с вызовами мира.

Прежде всего, продолжает автор,

– необходимо показать ребенку, как нyжнo учиться. Известная пословица говорит: "Дай твоему сыну рыбу, и он будет сыт один день. Научи его ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь".

Безусловно, подобный подход должен быть применим и ко всем другим школьным дисциплинам, а не только к преподаванию религии. Но именно в отношении к последнему он необходим более всего, ибо уроки религии затрагивают одновременно становление и ума, и психики, и духовности ребенка. Говоря о детях, уже воспитанных в православной среде, автор книги считает крайне важным научить детей благодарности

... быть православными, не считая себя при этом лучше других, ни тем более испытывая презрения к другим, ибо "кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк. 12: 48).

Религиозное образование в светских школах: вызов для всех

Преподавание oснов религии в светской школе сегодня являет собой настоящий вызов как для родителей и преподавателей, так, и в равной мере, для властей и общества. Конечно же, невозможно перенести целиком опыт одной страны в другую, в виду разности политического устройства, исторических и культурных традиций. По этой причине мы не стали вдаваться в конкретные детали методик и схем преподавания уроков религии в Бельгии. Но в то же время, нам кажется, что можно вынести некоторый полeзный опыт из бельгийского пoдxoда:

– как в стране, которая располагается в самом сердце Западной Европы, к тому же являющейся столицей Европейского союза и средоточием многочисленных международных организаций, уроки религии официально преподаются в светских школах ;

– как все официально признанные государством культурообразующие религии, независимо от того, исповедуются они большинством или меньшинством, поставлены в равные условия существования, в том числе в сфере образования ;

– как выбор изучения той или иной религии оставляется за родителями ;

– преподавание вверено специально подготовленным светским педагогам ;

– подготовка преподавателей, составление программ уроков и формирование педагогических методик осуществляется совместно Министерством образования и Церквами.

– религиозное образование, наконец, стимулируя здоровую критику многих аспектов современной жизни, уважает основные принципы общества, в котором существует.

Независимо от того какая модель преподавания уроков религии будет в итоге избрана в современной России, нам кажется, что эта наличие данной дисциплины в школьной программе должно показать, что феномен религии существует не вне общества, а, прежде всего именно в связи с ним. Православным христианам надлежит помнить, что если Церковь "не от мира сего" (Ин. 18: 36), то Она ни в коем случае и не должна быть в гетто, а призвана свидетельствовать о Евангелии в обществе все более и более секуляризованном, ибо Она есть "соль земли" (Мф. 5: 13).

Перевод с французского – Д. А. Агеев

Примечания

[1] Для сравнения современного религиозного образования в Европе рекомендуем книгу J. P. Willaime, S. Mathieu. Des maitres et des dieux. Ecoles et religions en Europe. Paris, 2005.

[2] Смотри об этом подробно: С. Модель. свящ. Православная Церковь в Бельгии и Люксембурге. В: Церковь и время. N 3 (36). 2006, С. 163-174.

[3] Мы не рассматриваем в своей работе опыт стран Европейского союза с преобладающим большинством православного населения, такие как Греция, Болгария и Румыния.

[4] Отметим, что, наряду с государственным образованием, в Бельгии существуют общеобразовательные католические школы. Аттестаты, полученные по окончании католических школ (в которых изучается исключительно лишь предмет "Основы католицизма") абсолютно равнозначны аттестатам государственных школ. Более того, уровень образования в католических школах, как правило, выше, чем в школах государственных. О системе школьного образования в Бельгии см.: D. Grootaers. Histoire de l'enseignement en Belgique. Bruxelles, 1998.

[5] Ministere de la Communaute francais de Belgique. Administration generale de l'Enseignement. "Les cours de morale et de religion. Des lieux d'education". Bruxelles, 2005.

[6] О бельгийском законодательстве о религиях см.: L. Christians, P. De Pooter. Code belge droit et religions. Bruxelles, 2005 и J. F. Husson. Le financement des cultes et de la laicite. Comparaison internationale et perspectives. Namur, 2005.

[7] Более половины протестантских общин в Бельгии (лютеране, кальвинисты, евангелисты и др.) объединены в Объединенную протестантскую церковь Бельгии с общим Синодом. Именно в таком качестве протестанты признаны государством. Другие же деноминации (преимущественно харизматическо-пятидесятнического толка) государством не признаны.

[8] Смотри об этом подробно: C. Sagesser, V. de Coorebyter. Cultes et laicite en Belgique. In: Dossiers du CRISP. . 51. Bruxelles, 2000.

[9] Для надзора за деятельностью сект в Бельгии в 1988 году был создан Центр информации о деятельности сектантских деструктивных организаций. Данный центр является абсолютно независимым, его члены назначаются Парламентом страны.

[10] Православная Церковь в Бельгии в своих контактах с государственной властью представлена архиереем Константинопольского Патриархата.

[11] См.: M. Beumier. Le statut social des ministres des cultes et des delegues laiques. In: Courrier hebdomadaire du CRISP. . 1918. Bruxelles, 2006.

[12] Финансовый контроль над деятельностью культов, официально не признанных государством, осуществляется как за общественными ассоциациями.

[13] По этой причине, зачастую, помим православных школьников, на уроках "Основы православия" можно встретить и учеников, не исповедующих православие, но симпатизирующих ему, либо просто записавшихся на этот курс из любопытства.

[14] Мы приводим статистику по данным статьи J. F. Husson. Le financement public des cultes, de la laicite et des cours philosophiques. In: Courrier hebdomadaire du CRISP. . 1703-1704. Bruxelles, 2000.

[15] Закон о признании Православной Церкви от 17 апреля 1985 года. Опубликован в официальном вестнике государственных актов Moniteur belge от 11 мая 1985 года.

[16] Таким образом, для того, чтобы стать преподавателем уроков религии, недостаточно просто любить детей или даже иметь опыт преподавания в приходской школе. Преподаватель должен обладать дипломом, признаваемым государством. Иностранцы, желающие стать преподавателями, помимо признания диплома, должны сдать языковой экзамен.

[17] C. D'Aloisio. L'enseignement religieux: objectifs et defis. L'experience orthodoxe en Belgique. In: SOP. N 312, novembre 2006. P. 30-34.

[18] Там же. С. 33.

[19] Там же.

[20] Sister Magdalen. Children in the Church Today. An Orthodox perspective. New York, 1991.

Впервые опубликованo в журнале " Церковь и Время ", M., N 2 / 2007, C. 17-27.

Источник: Русская линия

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама