ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Выступление митрополита Кирилла на открытии конференции "Церковная жизнь"

01 ноября 2007

Ваше Святейшество,

Преосвященные Владыки,

всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Тема настоящей конференции является актуальной как для самих членов Церкви, так и для внешних людей. Должен сказать, что в современном мире церковная жизнь по-прежнему для многих остается загадкой. Несмотря даже на такие мероприятия, как это, нередко под нею подразумевают узкую область человеческого бытия, связанную только с духовными нуждами человека и не относящуюся к заботам реального мира. Исходя из этого взгляда, за церковной жизнью резервируется только частная сфера. Кроме того, находятся такие люди, которые в духе, напоминающем дух агрессивного атеизма, призывают не выпускать религию за пределы частной сферы и даже разработать целенаправленную государственную политику по ее недопущению в общественную жизнь.

Однако восприятие верующими своей жизни является совершенно иным. С точки зрения верующего человека, церковная жизнь объемлет все сферы человеческой активности, включая частную и общественную, потому что Церковь – это универсальный способ бытия человека в мире. Главная особенность этого бытия заключается в том, что оно открывает путь соединения небесного и земного, Бога и человека. И здесь не может быть никаких границ, которые разделяли бы Бога и человека.

Церковная жизнь строится вокруг общения человека с Богом. Каждый раз, произнося слова молитвы Святому Духу: "Иже везде сый и вся исполняяй", мы тем самым исповедуем, что наш мир может существовать, только если в нем присутствует благодать Божия. Поэтому главная цель церковной жизни состоит в том, чтобы дать Богу действовать в жизни самого человека и всего видимого мира.

Бог наделил человека полной свободой в отношениях с Собой. Поэтому то, с какой интенсивностью благодать действует в мире, зависит от свободы человека. К сожалению, люди очень часто используют свою свободу вопреки своему благу и строят многочисленные препятствия для тесного единения Творца со своим творением. Таким препятствием является грех, под которым в самом общем смысле подразумевается непослушание Богу. Прямой результат человеческих грехов наблюдается в бедственном положении всего мира. "Тварь стенает и мучится, ожидая откровения сынов Божиих" – пишет святой апостол Павел. И если в данном случае позволительно вообще говорить о естественности, то естественным следствием греха становятся процессы тления и, в конечном итоге, смерти, потому что только Бог имеет источник жизни. А потому задачей человеческой жизни является восстановление связи с Богом и утверждение жизни вместо смерти.

Все это объясняет, почему, в отличие от разных неправительственных организаций, которые сосредотачивают свою деятельность в определенной узкой сфере, Церковь интересуется всеми аспектами человеческой жизни. и никто не может положить предел церковной жизни. В этом заключается церковная специфика по сравнению с другими институтами гражданского общества. Хорошей иллюстрацией этому являются Основы социальной концепции Русской Церкви. В этом документе выражено церковное отношение к самому широкому кругу вопросов человеческого бытия. Это происходит потому, что, по изначальному замыслу Божию о Церкви, она призвана являть миру образец того, как должна быть устроена человеческая жизнь. Законы, на которых строится церковная жизнь, становятся ориентирами для всякой человеческой деятельности.

Например, понятие служения, характерное для определения сути отношения христианина к церковным делам, используется и для христианского подхода к любой светской деятельности, не противоречащей христианским заповедям. Деловой человек, политик, чиновник, военный призываются служить, при этом в это слово вкладывается ответственное и жертвенное отношение к порученному делу.

В свете всего вышесказанного мы можем утверждать, что одной из главных характеристик православного сознания является экклесиоцентричность. Это многогранное понятие. Оно заключает в себе суть христианского благовестия миру. Ибо Церковь есть Богочеловеческий организм, а значит, его невозможно понять без познания Бога и открытия глубин человеческой природы.

В то же время экклесиоцентричность православного отношения к миру напоминает нам о высокой ответственности христиан перед Богом и миром, потому что "кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк. 12. 48). И мы, христиане, прежде чем нести Свет Христов в мир, должны устроить собственную жизнь согласно заповедям Спасителя. Святой апостол Павел предупреждает нас, что из-за нерадения на этом пути сами верующие становятся причиной хуления имени Божия среди людей и вместо проповеди Христова благовестия служат соблазном и причиной противления Церкви: "Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников" (Рим. 2. 24).

Центр церковной жизни – это богослужение. Через него человек вступает в прямое общение с Господом. Поэтому важной задачей Церкви – как мирян, так и иерархов – является создание необходимых условий для такого общения. Речь идет не только о возведении храмов, хотя и это является важным делом, но также о развитии многообразных форм церковной жизни за пределами собраний евхаристической общины. Всякая деятельность во имя Божие уже является неким видом богослужения. Если врач, учитель, политик или представитель другой профессии совершает свое дело с молитвой, то он живет церковной жизнью. Каждый раз, когда какой-либо человек сверяет свои мысли, чувства, поступки с евангельской Истиной, то он живет церковной жизнью.

Именно поэтому церковную жизнь нельзя отделить от общественной жизни. Но вместе с тем соединение церковного и общественного должно быть правильным. На протяжении человеческой истории появлялось немало извращенных моделей такого соединения. Святейший Патриарх только что говорил об одном таком искажении, произошедшем в русской истории, когда церковное управление стало частью государственного аппарата. Существует и другая крайность, известная под названием "клерикализм" и означающая подчинение государственных институтов церковной иерархии. Меня удивляет, что именно в этом искажении сегодня некоторые люди обвиняют Русскую Церковь, говоря о якобы имеющей место клерикализации общественной сферы.

Клерикализация – это термин, который имеет очень четкое определение. В тех языках, из которых произошло его заимствование, он означает участие духовного сословия – клириков – в управлении государством и политическими процессами. Русская Православная Церковь отвергает такой способ присутствия в обществе. Об этом не раз говорили Святейший Патриарх Алексий, Архиерейские Соборы, это содержится в Социальной концепции. Русская Православная Церковь не является и не должна быть органом мирской власти. Наша миссия – не власть, а служение. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви ясно заявлено, что "Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству". (III. 3). В другом месте этого же документа говорится о "невозможности участия Священноначалия и священнослужителей, а следовательно, и Церковной Полноты, в деятельности политических организаций" (V. 2).

Однако никто не может лишить Церковь, состоящую из иерархов, клира и десятков миллионов мирян, права выносить любые суждения о жизни общества и влиять на эту жизнь. Это все равно, что лишить ее права жить и дышать. Наши оппоненты должны знать, что в публичной проповеди Истины Христовой и евангельского нравственного идеала заключается призвание Церкви. Церковь не может вести проповедь в потаенном углу.

В восточно-христианской традиции есть принцип правильного взаимодействия государства и Церкви, Церкви и общества. Он называется симфонией, то есть координацией между двумя аспектами человеческого бытия. Этот принцип нужно развивать и в сегодняшней России. В отличие от клерикализма, в симфонии отвергается какое-либо навязывание своих убеждений другим. В то же время этот принцип предполагает, что никакая сфера жизни общества намеренно и искусственно не должна быть закрыта для взаимодействия с Церковью.

Если человек желает получить образование, воспитание, информацию, стремится удовлетворить свои культурные и мировоззренческие запросы в соответствии с нормами и принципами христианства или любой другой традиционной для нашего общества религии, то законодательство и государственная власть должны обеспечить его соответствующими возможностями и ресурсами. Более того, это должно быть не декларацией, но реальной программой мер по реализации данного права граждан.

К счастью, сегодня подобный образ мыслей признается и светской властью. Но, к сожалению, мало что делается для его воплощения в жизнь. Противодействие на уровне чиновников разного уровня преподаванию "Основ православной культуры" не может не вызывать у нас озабоченность. Оно рассматривается подавляющим большинством верующих как стремление вновь выстроить стену между ними и государством. Хотел бы подчеркнуть, что конфликты вокруг этого предмета идут не в народе, а среди небольшого числа политиков и чиновников.

Убежден: дети и родители, ответственные за их воспитание, должны иметь право на свободный выбор этого предмета. Многие родители сегодня понимают, что только через знакомство с духовной и культурной традицией нашего народа возможно созидание в юных душах прочного фундамента, способного послужить опорой в противодействии вражде, эгоизму, стяжательству, безответственности и прочим явлениям, обрекающим на несчастье и разрушение как личность, так и общество в целом.

Каждому отдельно взятому верующему человеку невозможно обустроить свою духовную жизнь. Ему необходима поддержка и содействие единоверцев. Только в том случае, когда Церковь действует как единый организм, состоящий из клира и мирян, она в состоянии создать условия для полноценной церковной жизни каждого своего члена. Вспоминая сегодня 90-летие восстановления Патриаршества в Русской Церкви, было бы правильно признать, что патриаршая форма церковного управления позволяет успешно консолидировать усилия многих людей поверх социальных, национальных и государственных границ и разделительных линий, направлять их на достижение общих целей. В этом духе осуществляли свое служение все приснопамятные Первосвятители нашей Церкви, так поступает и Святейший Патриарх Алексий II, который ведет нашу Церковь в это непростое время.

Надеюсь, что в рамках настоящей конференции состоится взаимообогащающий обмен мнениями о современном состоянии церковной жизни с учетом накопленного веками духовного опыта. Со своей стороны также хотел бы пожелать успехов в работе конференции.

По материалам источников: Служба коммуникации ОВЦС МП

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама