В Россию вернулся осужденный за убийство Виталий Калоев. В средствах массовой информации персона Калоева на наших глазах приобретает едва ли не ореол героизма. Чем объясняется такой феномен и о чем он свидетельствует?
Ленты информагентств пестрят сообщениями о возвращении в Россию человека, судьба которого за последние годы оказалась в центре внимания всех российских СМИ. Виталий Калоев, потерявший в авиакатастрофе над Боденским озером свою семью жену, сына и дочь превратился в одну из наиболее часто упоминаемых в сообщениях информагентств фигур. При этом тон сообщений постепенно менялся. По мере того как вопрос о досрочном освобождении В. Калоева приобретал все более ясные очертания, накал страстей в СМИ усиливался.
Наконец, мы стали свидетелями того, как в московском аэропорту В. Калоева встречали с транспарантами: "Вы настоящий человек!". В чем "настоящесть" личности Калоева и почему человек, совершивший убийство по понятным, в общем, мотивам, но все же убийство становится центральной фигурой новостных лент?
Дефицит героических личностей вот что остро ощущает современное общество. А без личности героя созидание какой бы то ни было идеологии невозможно. Как известно, каждая эпоха рождает своих героев. Древний Рим, эллинистическая культура, Средневековье, эпоха Просвещения, наконец, коммунистическая пропаганда всем этим культурам были присущи свои герои, символизирующие особенности национального мышления и олицетворяющие некие морально-нравственные идеалы, характерные для той или иной формы общественно-политического устройства. Всегда были люди, о которых можно было сказать "настоящий человек" в конце концов, хрестоматийный образец советской литературы повесть Б. Полевого даже называлась именно так.
Трудно сказать, на какую идеологию ориентируются нынешние СМИ, когда создают вокруг личности В. Калоева некий ореол героизма. Похоже, в данном случае срабатывает "рыночный" механизм, когда кричащий заголовок это уже половина успеха в деле привлечения аудитории.
При этом трагическая судьба семьи осужденного становится лишь инструментом в формировании общественного мнения.
"Убийство <...> рассматривалось как тяжкое преступление пред Богом уже на заре священной истории, сказано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. "Не убий", гласит закон Моисеев (Исх. 20. 13)". В том же документе говорится: "Главным источником преступления является помраченное состояние человеческой души: "Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления" (Мф. 15. 19).
Поэтому все произошедшее с Виталием Калоевым верующему человеку трудно воспринимать как-то иначе, кроме как страшную личную трагедию человека, который не справился с обрушившимся на него горем и совершил грех убийства. Он отомстил за гибель своих родных человеку, пусть даже ответственному за свершившуюся катастрофу, но далеко не единственному, и убил диспетчера "Скайгайда" Петера Нильсена. А убийство в христианской традиции относится к смертным грехам грехам, которые наносят тяжелейший вред душе согрешившего. Даже в ходе справедливой, освободительной войны человек, убивая, вредит своей душе поэтому Церковь традиционно уделяла большое внимание духовному окормлению воинства. Тем более тяжелым является убийство умышленное здесь в оценках сходятся Божественное право и нормы уголовного законодательства.
Но налицо феномен героизации преступника. Героизации просто за то, что поступок, который он совершил, по-житейски понятен каждому, но далеко не каждому по плечу. Многие из наших современников переживали потерю близких по чьей-то преступной вине, но далеко не всякий решался на жестокую месть. Заметим: слава Богу, что не решался. С этой точки зрения Виталий Калоев выделяется из общей массы. И что, только ради этого отличия он становится в глазах общества "настоящим человеком"?
В очередной раз драматическая или даже трагическая форма затмила собой весьма не героическое содержание. В очередной раз журналисты "отработали" тему по всем правилам искусства (искусства?) манипуляции массовым сознанием. Снова мы сталкиваемся с примером нравственной фикции, подделки, смысловой подмены, ненастоящести, несмотря на то, что нас пытаются убедить в обратном с помощью ярких плакатов, крикливой мозаикой расползающихся по телевизионным экранам и новостным лентам.
Самому "герою" журналистских репортажей остается только сочувствовать и в связи с его личной трагедией, которая раз и навсегда изменила всю его жизнь, и в связи с той незавидной ролью "настоящего человека", которую ему уготовали недобросовестные средства массовой информации.
Думается, ситуация вокруг личности В. Калоева еще и потому возымела такой серьезный резонанс, что его фигура во многом действительно символична. Рубеж тысячелетия, произошедшая смена политического строя в стране и последовавшие социальные потрясения оказались тяжелейшим испытанием для многих наших соотечественников. Многие столкнулись с проблемами, о существовании которых не подозревали еще пятнадцать-двадцать лет тому назад. Кто-то противостоял этим испытаниям, не желая их принимать; кто-то "ломался" под их тяжестью, кто-то учился приспосабливаться к новым условиям жизни. Но, видимо, подспудно каждый из нас все равно пытается найти объяснение своим бедам и трудностям где-то вовне. Отыскать виновного и дать выход накопившимся эмоциям, в какой бы форме они ни выражались в виде демонстраций, митингов или в каких-то более радикальных и экзотических формах соблазн для каждого из нас. Поэтому для многих, вероятно, пример Калоева на подсознательном уровне соблазнителен.
И все же подлинный подвиг это принять все, что посылает Промысел Божий трудности, испытания, болезни, потерю родных, житейские неурядицы и жить с этим, сохраняя душевный мир мир в себе, мир с Богом и мир в отношениях с окружающей действительностью.
Мы устали от безнаказанности зла и готовы вернуться в те далекие времена, когда кровная месть была едва ли не единственным ответом на несправедливость или жестокость иначе чем объяснить бурный успех фильма С. Говорухина "Ворошиловский стрелок", где герой М. Ульянова берет на себя функции прокурора, судьи и палача? Но не зайдем ли мы в тупик, восхваляя вендетту как дело, достойное "настоящего мужчины"?
P.S. Во всей шумной акции "встречи героя" как-то забылась деталь, которая, возможно, имела лично для В. Калоева самое важное значение: он попросил прощения у детей Петера Нильсена. Искреннее раскаяние в содеянном единственное, что способно сделать из преступника и грешника "настоящего человека".
Источник: Патриархия. Ру