ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Какие форумы нужны христианам?

Протоиерей Всеволод Чаплин о перспективах диалога Церквей

Станислав Минин :: 21 ноября 2007

В столице Кении Найроби с 6 по 9 ноября прошел первый Всемирный христианский форум. Участие в его работе приняла и делегация Русской Православной Церкви (РПЦ) в составе зампреда Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерея Всеволода Чаплина, секретаря Представительства Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей протоиерея Михаила Гундяева и секретаря ОВЦС МП по межхристианским отношениям священника Игоря Выжанова. По возвращении из Найроби Всеволод Чаплин сделал заявление о рождении "принципиально новой формы межхристианского сотрудничества". О том, что имелось в виду и каковы перспективы участия РПЦ в межхристианских форумах и организациях, зампред ОВЦС МП рассказал корреспонденту "НГР".

– Отец Всеволод, чем принципиально отличался форум в Найроби от других межхристианских форумов? От ассамблей Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), например?

– Идея подобного форума вынашивалась довольно давно. Еще в середине 1990-х годов председатель ОВЦС МП митрополит Кирилл в ходе дискуссии о переменах в ВСЦ выдвинул идею создания форума, в котором на равных основах участвовали бы основные мировые сообщества верующих, именующих себя христианами: католики, православные, протестанты "первого поколения" (лютеране, реформаты и др.), пятидесятники и евангелики. Эта идея была поддержана частью руководства ВСЦ, в частности его бывшим генсеком Конрадом Райзером. Форум в Найроби стал итогом подготовительных встреч, проходивших в последнее десятилетие.

До сих пор такой диалог велся чаще всего в рамках ВСЦ и аналогичных ему региональных организаций с участием протестантов "первого поколения", православных и англикан, при доминирующей роли либерального протестантизма. Другие формы предполагали доминирование Римско-Католической Церкви. Протестанты "второго поколения" (например, баптисты) в этих форумах участвовали мало, пятидесятники и евангелики почти совсем не участвовали, а Католическая Церковь не была (и до сих пор не является) членом ВСЦ. А форумы типа кенийского не требуют от Церквей формального членства или богословских компромиссов. В этом их содержательная особенность.

– Вы говорите о том, что сохранить богословские различия принципиально важно. Имеет ли смысл в таком случае богословский диалог как таковой?

– Богословский диалог будет развиваться на разных площадках. Ведь стремление к единству – важная задача для христиан. Но разные Церкви и конфессии по-разному видят это единство. Для православных это возвращение к вере и практике древней неразделенной Церкви, для католиков и протестантов это нечто иное. Плюс расхождения по вопросам нравственности – взять хотя бы отношение к однополым бракам или рукоположению священников-гомосексуалов. В обозримом будущем не видно перспектив для преодоления богословских различий. Реалии подсказывают нам, что прошло время общих заявлений по богословским вопросам, содержащих фразы, которые каждый сможет потом толковать по-своему. Нужно больше думать о том, что нас объединяет, вместе свидетельствовать о христианских ценностях в обществе, противостоять агрессивному секуляризму и релятивизму, бороться за свободу осуществления веры как в личной, так и в общественной жизни.

– Не устарел ли формат ВСЦ? Не может ли Всемирный христианский форум стать не просто альтернативой, а заменой ВСЦ?

– В Найроби говорилось о том, что Всемирный христианский форум не заменяет предшествовавшие ему инициативы. К тому же аппарат ВСЦ приложил усилия в деле его организации. Но вместе с тем мне думается, что многие христиане, которым трудно было выразить свою позицию в формате ВСЦ, в Найроби чувствовали себя более комфортно.

В ходе форума критически осмыслялись некоторые идеологемы, которые еще недавно принимались как данность. Так, один из лидеров пятидесятников скептически высказался о термине "экуменизм". Он сказал, что в его Церкви это слово непопулярно. Я поддержал его, сказав, что и у православных оно не пользуется популярностью. Под "экуменизмом" можно понимать все что угодно – от сугубо межхристианского диалога до безбрежного синкретизма и даже релятивизма.

– Вы нередко критикуете деятельность ВСЦ. Не собирается ли Московский Патриархат в ближайшее время последовать примеру Болгарской и Грузинской Церквей и покинуть ВСЦ?

– Все зависит от того, как будет развиваться ВСЦ. На данный момент мы видим решительные шаги к тому, чтобы в рамках Совета не принимались документы, противоречащие православной вере. Введен принцип консенсуса при принятии важнейших решений. В то же время очевидно, что либеральные протестантские круги хотят превратить ВСЦ в трибуну для продвижения феминизма, прав сексуальных меньшинств, идеи размывания государственного суверенитета, некоторых политических программ. Если эти тенденции возобладают, то не исключаю, что наша Церковь пересмотрит свои отношения с ВСЦ.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама