ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Апокалипсис на днях?

Социальная восприимчивость грозит повторением пензенского феномена

Василина Орлова :: 30 ноября 2007

Ситуация с пензенскими затворниками, заточившими себя в подземелье вместе с детьми, еще не разрешилась, как поступила информация, что в Казани в частном доме закрылись от мира 35 человек, среди них – 12 детей, не православные, а мусульмане. Лидер группы Файзрахман Сатаров выступил с обращением к пензенским затворникам: "Вы не по тому пути пошли! Мы также ждем Судного дня и знаем, что, когда он придет, только наша территория, свободная от шайтана, останется целой и невредимой! А в земле вам сидеть не надо, потому что в Судный день вся земля расколется! Останется только наш дом!"

Зампредседателя Духовного управления мусульман Татарстана Валиулла Якупов в разговоре с обозревателем "МН" сообщил, что аналогия с пензенскими событиями некорректна. Сектанты живут в частном доме, ищут сподвижников, общаются с посторонними, на свою территорию посторонних не пускают. Их лидер объявил себя пророком и тем самым вышел из ислама, где, как известно, Мухаммед почитается печатью пророков.

Пока мусульманская или псевдомусульманская секта не вовлеклась в эту ситуацию, пензенское действо сходило за блажь изуверски настроенного православного люда, который и так уже погряз в своей иэнэнщине и прочей мелкой, на взгляд светского человека, неадекватчинке. Но эсхатологические чаяния народа, которые время от времени в истории реализовывали себя в ожидании антихриста, когда целые деревни от мала до велика укладывались в гробы, – дело серьезное. Диакон Андрей Кураев и в отношении пензенцев выразился так: "Прежде всего важно понять, что это никакие не сектанты, это нормальные православные люди. Это не импортированный вирус, а болезнь, которая росла в нас и на наших глазах. И это не первое событие такого рода в новейшей истории нашей Церкви". В качестве человека, который мог бы вести переговоры с сидельцами, он назвал епископа Диомида (Дзюбана), который, напомним, сперва в личном обращении, затем в постановлении Анадырской и Чукотской епархии предъявил патриархии обвинения в поддержке ИНН, "неосергианстве", неосуждении демократии и тому подобных грехах (см. "МН" N 24). Недавно он вновь напомнил о себе посланием к патриарху, в котором призывал к покаянию после "совместного молебна" с католиками в Нотр-Даме. Есть и те, кто отрицает причастность пензенских затворников к православию и называет их зомбированными сектантами. А митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заявил, что "в основе этого ужасного пензенского феномена лежит не что иное, как отсутствие всякого религиозного образования". Впрочем, непонятно, почему религиозное образование в той форме, в какой оно возможно сегодня, будет непременно способствовать уменьшению, а не увеличению "сидений" и других, так сказать, неординарных религиозных самовыражений.

Конец света уже настал

Заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Фарид Асадуллин в беседе с обозревателем "МН" сказал, что "община, о которой пишут, что она забаррикадировалась якобы в мечети, – это секта, которая действует нелегально". Дом можно посчитать мечетью – над ним сооружен минарет с полумесяцем и вывешен черно-зелено-белый флаг. "Духовное управление мусульман Татарстана пыталось вести с ними какие-то душеспасительные беседы, но люди невменяемые и считают, как и пензенские собраться по несчастью, что вот-вот наступит конец света". В отличие от пензенцев, назначивших Судный день ориентировочно на май 2008 года, казанцы не называют конкретных дат. Фарид Асадуллин полагает, что для них это способ самопиара на несчастье людей.

Комплекс эсхатологических воззрений в исламе определяется хадисами, один из которых гласит, что если кто сказал "всё пропало", тот наипропащий: никому не дано знать, когда придет Судный день. Другой хадис говорит, что пока на земле остается один человек, который говорит "нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его", Судный день не наступит. Исходя из этого, казанские затворники мусульманами не являются. Впрочем, о приближении Судного дня порой говорят верующие самых разных конфессий, чему способствуют "знамения времени", такие как тенденция к легализации однополых союзов, пропаганда насилия и наркотиков, ну и вообще падение нравов.

В позиции "официального ислама" есть противоречия. Когда дело касается подсчета численности мусульман, утверждается, что мусульманин – каждый, кто считает себя таковым, кто произносит шахаду, и даже всякий "этнический мусульманин" (см. интервью с председателем Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином, с. 12). Но, оказывается, при более детальном рассмотрении из ислама тоже вычленяются "секты". Вообще по вопросу правомерности употребления этого термина в религиоведческом дискурсе есть разногласия. Термин введен социологом Максом Вебером для религиозной общины с высоким уровнем социальной изоляции. Сегодня назвать сектой религиозное движение – не значит социологически или каким бы то ни было образом обозначить и типизировать его. Верования самого разного рода, пусть они могут быть социально неодобряемы, в случае, если не входят в противоречие с Уголовным кодексом, в России, согласно Конституции, разрешены. В разговоре с обозревателем "МН" Павел Костылев, автор спецкурса "Новые религиозные движения" на отделении религиоведения МГУ высказал тезис, что большинство новых религиозных движений возникает именно на основе комплекса эсхатологических ожиданий: "Они возникают в результате упрощения картины мира и абсолютизации идеи спастись малым социумом, и такие идеи переживают расцвет в напряженные для общества периоды. Сегодня в России есть тенденция поиска сект и их разоблачения – это понятное желание влить некую ортодоксальную струю в русскую хаотическую жизнь". Ислам, будучи гетеродоксальной религией, то есть такой, в рамках которой разномыслие не стеснено институционально, выстраивает особые отношения с новыми религиозными движениями, возникшими в его границах. Развиваясь в условиях "бессознательной христианизации", ислам в нашей стране определенным образом структурируется в иерархическом смысле. В исламе нет священства, институт религиозных авторитетов не вытекает из догматики, не существовало череды вселенских соборов, на которых бы решалось, что ересь, а что нет. Само употребление понятия "ересь" в рамках ислама не до конца оправданно, терминологически и фактически ереси – изобретение христианства. В этом основа демократичности ислама, но и причины его радикализации в определенных случаях.

Заведующий отделом клинической психологии центра психического здоровья РАН Сергей Ениколопов в разговоре с обозревателем "МН" высказал мнение, что казанский случай – "яркий пример влияния СМИ, социального заражения. Сообщая о некотором событии, нужно принимать в расчет, что есть люди, которые это событие воспримут как руководство к действию. До Тургенева тургеневских девушек не было. Не важно, каково вероисповедание у этих людей – они могут быть христиане, мусульмане или адвентисты седьмого дня, есть закон о психиатрии: если человек опасен для окружающих и для самого себя, он должен быть изолирован".

Пензенские затворники продолжают находиться в добровольной изоляции. С ними пытаются работать, пока без видимых результатов, специалисты научного Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского. Публицисты, священники, социологи обсуждают планы спасения затворников. Но вот спасение те и другие понимают очень по-разному.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама