ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"НГ-Религии": Гануш Ныкл. Традиционные церкви Чехии сдают свои позиции. Число православных в этой стране неуклонно растет

05 июня 2003

Поместная Чешская Православная Церковь, которая официально называется Православной Церковью Чешских земель и Словакии, по численности занимает в Чехии четвертое место согласно последней переписи населения 2000 г. Самыми многочисленными, конечно же, являются католики, составляющие 26,8% всех жителей. За католиками с большим отрывом следуют две протестантские деноминации: Чешскобратская Евангелическая Церковь (1,1%, или 117 тыс. верующих) и Чехословацкая Гуситская Церковь (1%, или 99 тыс. верующих). На этом фоне чешское православие занимает достойную позицию: 0,2% и 22,9 тыс. верующих.

Хотя по численности православные в Чехии уступают католикам и протестантам, с точки зрения динамики развития дело обстоит иначе. Из всех традиционных религиозных объединений Православная Церковь считается Церковью с самым быстрым ростом числа верующих.

На основании чего можно сделать такой вывод? Прежде всего на основании сравнения с аналогичной статистикой, полученной в результате предыдущей переписи населения 1990 г. Сразу после падения социалистического строя православные в Чехии также составляли 0,2% населения. Однако в 1990 г. католиков в Чехии было 39%, а верующих Чешскобратской Евангелической и Чешскословацкой Гуситской Церквей 2 и 1,7% соответственно. Таким образом, в этих традиционных для Чехии Церквах мы замечаем явное уменьшение числа верующих.

Приведенные данные отнюдь не свидетельствуют о каком-то атеистическом переломе в религиозной жизни страны или о религиозной революции. Наоборот, чешское общество уже давно секуляризовано, а число верующих традиционно низко. Данные 1990 г. отражают прежде всего вспышку энтузиазма после падения социалистического строя в 1989 г.

Конец советского режима вызвал у части общества симпатию к Католической Церкви, чья деятельность считалась оппозиционной по отношению к коммунистической власти. Когда закончилась эйфория "бархатной революции", пропал и кратковременный интерес к католичеству. Число верующих практически вернулось на уровень конца 80-х годов.

На этом фоне быстрый рост численности православных вызывает удивление, особенно если учесть, что Православная Церковь Чешских земель и Словакии не располагает крупными финансовыми средствами и не ведет интенсивной миссионерской деятельности.

Главной причиной такого роста, несомненно, является иммиграция из стран бывшего советского блока. Этот приток верующих официальная статистика практически не отражает. По неофициальным данным, на территории Чехии нелегально работают свыше 100 тыс. граждан Украины (прежде всего из Закарпатья), а также жители других по преимуществу православных стран - Белоруссии, Молдавии, Румынии и Сербии. Основную же массу приезжих составляют русские: с начала 1990-х на улицах города Карловы Вары русский язык звучит едва ли не чаще, чем чешский. В Праге появились русские магазины, а в горах Крконоше уже привыкли к многочисленным туристам из России. Если учесть иммиграционный фактор, данные о численности православных в Чехии не покажутся столь поразительными. Скорее наоборот - они должны быть еще выше.

Коренного православного населения, проживающего на территории Чехии хотя бы одно столетие, практически нет. Другое дело бывшая Чехословакия. Восток нынешней Словакии населен русинским меньшинством, которое по преимуществу исповедует восточное христианство: православие и греко-католичество. В 50-е годы ХХ века православных стало значительно больше за счет насильственного объединения Греко-Католической Церкви с Православной сразу после прихода к власти коммунистов, управляемых Москвой.

Еще один источник православных - волынские чехи. Так называется группа чехов, которые в ХIX веке переселились на Волынь (ныне - территория Украины). Переселенцы занимались преимущественно пивоварением, сельским хозяйством и ремеслами. Многие из них сменили свое исконное вероисповедание на православие. После захвата большевиками власти волынские чехи изъявили желание вернуться на родину, но смогли сделать это только после Второй мировой войны. Большинство из них чешское правительство поселило на территории Судет - окраин Чехии, с которых были выселены веками проживавшие там немцы. До сих пор в этих областях существуют крупные села, населенные волынскими чехами. Эти села - приходы Чешской Православной Церкви.

Есть также группа чешских православных, которую трудно выделить статистически, и поэтому говорить о ее численности практически нельзя. Это конвертиты - те, кто до перехода в православие был неверующим или принадлежал к другим конфессиям.

Естественно, такая разнородность чешского православного населения сказывается на церковной жизни. В то время как, например, в России вопрос о переходе на новый церковный календарь является трудной и по многим причинам невыполнимой задачей, в Чехии мирно сосуществуют целых три стиля: старый, новый (с западной пасхалией) и комбинированный (новый стиль с сохранением восточной пасхалии). Принадлежность к тому или иному стилю зависит от традиции, которой следует приход.

Похожая ситуация сложилась и с литургическим языком. Хотя с 1920-х годов существует перевод основных богослужебных текстов на чешский язык, многие приходы пользуются церковнославянским языком, причем разных редакций - русской и украинской. Так, например, из всех столичных православных храмов только в кафедральном соборе служат преимущественно по-чешски и придерживаются комбинированного стиля. В остальных храмах служат по-церковнославянски и придерживаются старого стиля.

Чешское православие может показаться явлением, стоящим на окраине чешской церковной жизни. Но ситуация в современной Праге убеждает скорее в обратном: достаточно посетить воскресные службы в четырех пражских православных храмах, которые буквально битком набиты народом. Явление, привычное в современной России, для секуляризированной Чехии скорее небывалое. Храмы не могут вместить всех желающих, и с Католической Церковью идут переговоры о передаче в аренду по крайней мере одного храма, так как у католиков наблюдается избыток культовых зданий.

Православие в последние годы привлекает внимание и верующих других конфессий. В среде католиков и протестантов появляется интерес к литературе о православии, к специфической "восточной" духовности, к таким ее проявлениям, как иконы и духовная музыка. Появляются переводы православных трудов, организуются конференции и читаются лекции по православной тематике. Условия жизни в Чехии позволяют вступить в диалог с западными вероисповеданиями, почти невозможный в России.

Хотя Православная Церковь в Чехии отделена от государства в 1918 году, священнослужители получают, пусть и не слишком большую, государственную зарплату. Когда клир обеспечен материально, для властей это лучшая гарантия его благонадежности.

"НГ Религии", # 9 (117) 4 июня 2003 г.
[оригинал статьи]

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама