ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Торжество Рождества

Петр Вайль :: 14 декабря 2007

В прошлом году мне впервые довелось быть Дедом Морозом. До тех пор, имея седую бороду уже лет с сорока и упитанность выше средней еще раньше, как-то выкручивался. А тут, отмечая Рождество и Новый год у приятелей во Франции, попался. Соседской девочке сказали, что приедет Дед Мороз – по-ихнему Pere Noel, Пер Ноэль. Самое простое – дарить заготовленную ерунду, вынимая из мешка. Сложнее – отвечать на вопросы. Где олени? Устали, пасутся в Лапландии. Получил ли ее письмо? Ясное дело – вот же заказанные подарки. Почему говорю только по-фински? Языков не знаю, как Чапаев. Что надо есть на Новый год? Вот это серьезно.

То есть серьезно только для России. Загоняя себя в цивилизационный угол, церковь во всем слилась с государством, кроме календаря. Действительно, РПЦ в последние годы выглядит и ведет себя как одно из государственных министерств – так к ней и относятся: и начальство, и подчиненные. Но свой юлианский календарь на светский грегорианский менять почему-то не хочет. Хотя большинство других православных церквей – и самое существенное, материнская греческая – перешли. Отчего не сместить, вслед за всем христианским миром, Рождество с 7 января на 25 декабря? Отсюда – парадокс с новогодним столом, который попадает на Рождественский пост. Либеральные священники, допущенные на телеэкран, разъясняют, что сама идея праздника важнее, чем буква канона – так что можно разнуздаться. Но при мало-мальски ответственном подходе к православию – не вполне приемлемо за неделю до Рождества усаживаться за мясо и спиртное. Идея поста размывается, исчезает.

Кто хоть раз в жизни выдержал длинный – Великий или Рождественский – пост, знает, как готовится к разговению нутро, как волнуется, трепещет и ждет оно, независимо от количества прочитанных головой книг, даже от степени религиозности, тем более – воцерковления. А кто не испытал себя постом – ощущает то же, просто не в силах оценить происходящее, но и в нем живет прапамять поколений, чередовавших периоды воздержания и разгула. Ведь праздник – Праздник! – нам дан генной традицией: не мозгом, а организмом, что куда надежнее и важнее.

Господи, как же взахлеб – даже не возвышенно, хотя и торжественно, а именно впроглот, со смаком, кряканьем, причмокиванием – писали об этом Чехов, Бунин, Шмелев. Или вот Замятин: "Пост. Желтым маслом политые колеи. Не по-зимнему крикучие стаи галок в небе. В один жалобный колокол медленно поют пятиглавые Николы, Введенья и Спасы. Старинные, дедовские кушанья: щи со снетками, кисель овсяный – с суслом, с сытой, пироги косые со щучьими телесы, присол из живых щук, огнива белужья в ухе, жаворонки из булочной на горчичном масле". Не все слова понятны – и хорошо же: неизъяснимо это торжество единения тела и духа. Да ладно с патриотизмом – Диккенс, что ли, хуже: "На полу огромной грудой, напоминающей трон, были сложены жареные индейки, гуси, куры, дичь, свиные окорока, большие куски говядины, молочные поросята, гирлянды сосисок, жареные пирожки, плумпудинги, бочонки с устрицами, горячие каштаны, румяные яблоки, сочные апельсины, ароматные груши, громадные пироги с ливером и дымящиеся чаши с пуншем, душистые пары которого стлались в воздухе, словно туман".

У Замятина – сочельник, предрождественский ужин, у Диккенса – рождественский обед. Но и то, и другое – поэзия, песня

Последние двенадцать с лишним лет живу в Праге. Тут есть обычай, который наверняка скоро уйдет, подчиняясь законам гуманизма и экологического сознания – но пока существует. Под Рождество на улицах начинают продавать карпов – традиционное блюдо сочельника. В пластмассовых (еще лет десять назад попадались и деревянные) ванночках-бассейнах плавают большие – на два-три килограмма – рыбы. Продавец выхватывает сачком карпа, остервенело бьет по голове колотушкой и разделывает по желанию покупателя. Зрелище не самое благостное – потому у него и нет, полагаю, будущего – хотя рыба не человекоподобна, ее не так жалко, как животное: в этом эстетический смысл вегетарианства.

В постном вегетарианстве – еще и оздоровительно признанная польза. А в чем же смысл праздничного застольного хулиганства?

В праздник едят вредное. Если учесть, что в праздник еще и пьют больше обычного, то на вопрос – для чего праздник? – ответить почти невозможно. "Отдохнуть от трудов" – но время от покупок до похмелья тяжелее каторги. "Собрать друзей" – но по отдельности они всегда милее. "Показать себя" – с красной от плиты рожей за большие собственные деньги?

Нет, на уровне сознания смысл праздника не уловить. Обратимся к подсознанию, опустимся в его сердечно-желудочные глубины. В праздник всегда ели дорогое и труднодоступное, что и закрепилось как вкусное – чтобы отличить торжественную трапезу от будничной. Современная цивилизация поставила знак равенства между дорогим и вредным, между вкусным и вредным: весь этот подсчет калорий, замеры давления, холестерин с проступающим в нем средневековым ужасом холеры. В результате миллионер питается скуднее, чем его прислуга. И вообще: чем беднее человек – тем богаче он ест. Вот это по-настоящему угрожает испортить праздник – потому что затрагивает глубинные (нутряные, животные) основы человеческого бытия.

А как быть интеллигенции – хотя бы пресловутой российской? Оппозиция "духовное-материальное", некогда прерогатива церкви, в XIX веке укрепилась в мирском расширенном варианте как следствие расширения грамотности. Новый образованный слой, будучи не в состоянии быстро достичь материального уровня слоя старого, брал свое в утверждении духовного превосходства. Вспомним отношение русских разночинцев к русским дворянам, а в наше время кивнем на отношение России к Западу. Еда в этой борьбе занимала серьезное место, и как быть теперь?

Пока-то в пределах отечества западная цивилизация завоевывает умы и сердца, но желудки еще держатся. Значит ли это, что праздник в России – более праздничен? На гастрономическом уровне – пожалуй, да. Более ощутим, более значим. Да и поводов, как и возможностей, становится больше. Давно ли вернули Рождество – с его двумя великолепными полузабытыми застольями? В русской традиции тщательнее разработан пасхальный стол (как и вообще в мистическом восточном христианстве с особым подъемом отмечается Воскресение, тогда как в более рациональном западном – Рождество). Рождественский стол в целом ориентирован на среднеевропейский: окорок, утка, гусь, позже индейка.

Что касается сочельника, с этим все более или менее ясно, потому что существует воспетое классиками и возлюбленное народом национальное явление, настолько безусловное для всякого россиянина, что в извечном ревнивом противостоянии с Западом занимает место среди козырных духовных категорий рядом с песнями и дружбой. Речь идет о русском закусочном столе – попросту говоря, о водочке под грибочки и рыбку. Какие и как сервировать закуски в сочельник – знает каждый. А кто не знает, тот и любого календаря, даже отрывного, не достоин.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама