ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Священник Павел Флоренский, славянофильство и старокатолицизм: заметки к теме

24 декабря 2007

Елисеев С. А. О неоднозначности и противоречивости увлечений идеями старокатолицизма в сочинениях священника Павла Флоренского рассуждает преподаватель Московской Духовной Академии С.А. Елисеев

В 60-е годы XIX столетия в католическом мире развернулась дискуссия вокруг подготавливавшегося догмата о папской непогрешимости. В этих дискуссиях, в среде либерально настроенных католиков, стали зарождаться первые ростки будущего старокатолицизма. Первыми в России обратили внимание на старокатоликов славянофилы. Они с интересом и сочувствием следили, по выражению одного из лидеров позднего славянофильства А. А. Киреева, за "благородным протестом христианской совести против провозглашения личной папской непогрешимости"[1], порой оказывая старокатоликам не только нравственную, но и материальную поддержку. Интересы русского славянофильства никогда не ограничивались только Россией, славянством и Православием. Межконфессиональная проблематика всегда была одной из главнейших тем славянофильских размышлений. Контакты с немецкими старокатоликами, ставившими перед собой задачу отчистить католическое богословие от папских нововведений[2], их реформаторский потенциал, славянофилы предполагали использовать, как это ни парадоксально, для ведения "освободительной войны в области богословия"[3] и обличения в нем латино-немецкого же засилья. Но главное, что привлекло славянофилов в старокатолицизме, это то, что он восстал против монархического начала правления в Римско-Католической Церкви. В известном смысле славянофилы также были оппозицией внутри синодальной Церкви в России, где вместо неограниченной папской власти, по их мнению, существовала неограниченная власть царя и чиновников. Переговоры со старокатоликами, по мнению лидеров славянофильства, могли бы стать поводом для созыва всеправославного собора, реформы школьного богословия, что в конечном итоге должно было бы изменить характер церковно-государственных отношений и сам канонический строй Русской Церкви. Параллельно церковным вопросами с помощью старокатолицизма предполагалось решить и ряд политических, а именно насаждая его среди славян-католиков изменить их отношение к православной России. К славянофильским проектам церковная и государственная власть в России относились с большой осторожностью. Сама жизнь показала, насколько утопичными были эти идеи.

Всю неоднозначность и противоречивость увлечений русской интеллигенции старокатолицизмом можно проследить в сочинениях священника Павла Флоренского.

Отец Павел не изучал старокатолицизм специально, но в его литературном наследии можно условно выделить три этапа отношения Флоренского к старокатолицизму.

Первый этап (1904 – 1908 гг.). В 1904 Павел Флоренский поступил в Московскую духовную академию, которую закончил в 1908 году. События первой русской революции не обошли стороной и духовные учебные заведения Русской Церкви. Как и в светской школе, методами борьбы за те или иные реформы в системе образования становились митинги, бойкотирование занятий. Студент Павел Флоренский также отдал дань революционным увлечениям. В 1906 году он был подвергнут полицейскому аресту за организацию несанкционированной сходки и за нелегально изданную брошюру под названием "Вопль крови", в которой содержался призыв к отмене смертной казни и осуждение смертного приговора, вынесенного руководителю Севастопольского восстания 1905 года лейтенанту Шмидту. За два года до этого, в 1904 году Павел Флоренский познакомился с ученым монахом Оптиной пустыни архимандритом Серапионом (Машкиным). По словам Флоренского: "Он [т.е. архим. Серапион – прим. С. Е.] был поклонником французской Великой Революции, имел (?) в молодости связь с масонами, о чем впоследствии глухо звучали слухи"[4]. Сохранились письма о. Серапиона к Флоренскому. Личность и взгляды архимандрита Серапиона, скончавшегося в 1905 году, произвели сильное впечатление на Павла Флоренского. Об этом он сам поведал в своей статье "К почести вышнего звания". (Черты характера архим. Серапиона Машкина)", опубликованной им в 1906 году в сборнике "Вопросы религии". В том же сборнике Флоренским были изданы "Письма и наброски архим. Серапиона Машкина". В одном из таких писем, датированных 3 февраля (по старому стилю) 1905 года, о. Серапион писал студенту Московской духовной академии Павлу Флоренскому следующее: "Истина теперь, если не сохранилась, то восстановлена – так как "врата ада не одолеют ее" – восстановлена она старо-католиками. И горю душою скорей примкнуть к ним и к масонам. (Среди старо-католиков, есть, думаю, масоны. По крайней мере ничто не препятствует тем быть этими).

Вы пишите "хочу послужить церкви". Какой? Истинной, само собой разумеется: истинная – в старо-католицизме. Служа же нашей, лживой, надо "уготовать душу свою во искушение""[5].

Во время учебы в МДА Флоренский познакомился со старцем Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры иеромонахом Исидором, которого сам Флоренский считал своим духовным руководителем. В 1908 году Павел Флоренский опубликовал очерк о жизни иеромонаха Исидора под названием "Соль земли". В нем Флоренский в частности писал о том, что "мысль о церковном единстве, в связи с этими грозными предчувствиями [имеется в виду антихристианские движения в России и за границей – прим. С. Е.], была одною из наиболее заветных мыслей Старца. Однажды он написал даже письма об этой вещи Государю Александру III, Гладстону и Бисмарку. Письма были карандашом, еле-грамотны и, конечно, по-русски. Гладстону и Бисмарку Старец послал, кроме того, некоторые наши богослужебные книги и молитву к Божией Матери, составленную Н. В. Гоголем. Неизвестно, дошли ли посылки и письма, отправленные в иные страны, но известно то, что письмо к Государю дошло до Двора, и оттуда был прислан выговор в Скит"[6] (С. 593). Будучи смертельно больным, отец Исидор "продолжал интересоваться церковным делом; твердил о соединении со старо-католиками..."[7]. Сам Павел Флоренский не объясняет своего отношения к старокатолицизму в данный период и не комментирует как-либо отношения к нему своих духовных наставников. Однако из общего тона повествования вышеназванных сочинений можно предположить, что в это время Флоренский относился к старокатоликам с некоторой симпатией.

Второй этап (1916-1918 гг). С течением времени отец Павел Флоренский изменил свое отношение к идее социальных и церковных преобразований. Накануне большевистской революции он почувствовал, к чему может привести увлечение народничеством и славянофильством, доведенным до крайности. В своих работах "Около Хомякова" (1916 г.) и "Философия культа" (1918 – 1922 г.) Флоренский подвергает жесткой критике взгляды славянофилов относительно характера государственного устройства России и канонического строя Церкви. Анти-латинская полемика славянофилов, по мнению отца Павла Флоренского, на самом деле косвенным образом направлена против самих основ православного вероучения. "Выпалывая плевела Католицизма, – задается вопросом отец Павел, – не рискует ли такая полемика вырвать из почвы и пшеницу Православия, хотя бы, например, своим отрицанием авторитета в Церкви, якобы не имеющегося в Православии, а вместе с ним, следовательно, и начала страха, начала власти и обязательности канонического строя. В настоящее время, столь вообще склонное ко всяческому отрицанию норм и даже к борьбе со всякими нормами, это растворение канонов в пучине альтруизма не представляет ли сугубой опасности?"[8]. Изменилось отношение отца Павла и к старокатолицизму. Он стал называть его всего лишь "полу-держащейся ветвью" Западной Церкви[9].

Третий этап (20-е годы XX века). Ряд сочинений, написанных отцом Павлом в 20-е годы ХХ столетия, посвящен теме межхристианского диалога. Большевистская революция 1917 года и начавшиеся гонения на Церковь в России, неверие и безбожие, грозившие существованию самой христианской веры, стали причинами, побудившими отца Павла обратиться к теме поиска возможного пути для преодоления разделений среди народов христианского мира. Видя, что самые худшие его предчувствия относительно революции в России сбылись, и что антихристианские силы в ней сильны как никогда, отец Павел Флоренский отчетливо осознал, насколько важна в данный момент для гонимой Русской Церкви поддержка всего христианского мира. В этом убеждении отец Павел не был одинок. Так, например, на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 годов поднимался вопрос об отношении Русской Церкви к межхристианскому диалогу. 1 августа 1918 года 33 члена Собора подали записку о создании отдела по соединению христианских церквей. Относительно мотива своей просьбы авторы записки писали следующее: "Собор Православной Российской Церкви, собравшийся в трудных для христианской Церкви условиях, работает тогда, когда неверие и безбожие угрожают существованию христианской Церкви; он взял бы на себя большую ответственность перед историей, если бы не поставил вопроса о соединении христианских Церквей и если бы не дал этому вопросу соответствующее направление как раз в такое время, когда огромная опасность со стороны неверия и безбожия грозит не только одной какой-либо христианской конфессии, но и всему христианскому миру".[10] 3 августа 1918 года предложенный отдел был создан. На его заседаниях рассматривался главным образом вопрос о взаимоотношении Православной Церкви со старокатоликами, англиканами и Епископальной Церковью в Северной Америке.

Сам отец Павел в своих работах 20-х годов, таких как "Записка о православии", "Записка о христианстве и культуре", о старокатолицизме более не упоминает. Впрочем, не стоит упускать из виду и то обстоятельство, что указанные нами статьи предназначались для публикации в одном из английских религиозных журналов, и что к этому времени между Англиканской Церковью и частью старокатолических церквей Утрехтского союза уже было установлено евхаристическое общение.

Касаясь вопроса о подлинных причинах разделения и вражды, как между различными религиями, так и между христианскими исповеданиями, отец Павел Флоренский приходит к выводу, что причины этого коренятся не в фанатизме верующих, а скорее в их холодности и формальном отношении к своей собственной религии (исповеданию). "Должен быть создан совсем иной подход к познанию религии и своей, и чужой, проникновению в нее изнутри"[11]. Эта задача, по мнению отца Павла Флоренского, большой важности, ибо "религиозный мир раздроблен прежде всего потому, что религии не знают друг друга. И христианский мир, в частности, раздроблен по той же причине, ибо исповедания не знают друг друга"[12]. Необходимо "самосвидетельство исповеданий и религий, объяснение ими их индивидуальности, которою они дорожат и отречься от которой не считали бы возможным, не уничтожая в себе самых начал своей духовной жизни"[13].

Подводя итоги, нужно сказать о том, что изучение и осмысление наследия русских религиозных философов, живших в начале ХХ века, остается одной из важнейших и, пока еще, до конца не решенных задач стоящих перед отечественной мыслью. Это утверждение относится и к наследию священника Павла Флоренского.

Русская публика, интересовавшаяся богословием, к сожалению, не всегда имела четкое представление о культурно-исторических причинах, в связи с которыми возникали те или иные религиозные движения на Западе. Русское общество часто обращало свои взоры на Запад в надежде заимствовать оттуда готовые образцы решения своих внутренних проблем. У старокатолицизма, появившегося в профессорских корпорациях немецких университетов, была своя внутренняя логика развития. Образ старокатолицизма, существовавшей в сознании церковной интеллигенции и на который возлагались большие надежды, имел с оригиналом лишь внешнее сходство.

Мысль отца Павла Флоренского о том, что религиозный мир раздроблен, прежде всего, потому, что религии и конфессии не знают друг друга, остается актуальной и по сей день.

Несмотря на крушение советского режима и прекращения гонений на верующих перед Церковью возникли новые угрозы, и не только в России, но и во всем мире. Это, прежде всего воинствующий секуляризм, который пытается вытеснить религию из всех сфер общественной жизни, и релятивизм, утверждающий, будто традиционные представления о нравственности имеют относительный и условный характер. Внутри самого христианства можно наблюдать процессы либерализации догматического и нравственного учения, что приводит к целому ряду нововведений неприемлемых для традиционного христианства. В связи с этим в последнее время, как на Западе, так и на Востоке все активнее звучит призыв к консолидации традиционных христианских конфессий для отстаивания общих нравственных ценностей. Обращение к работам отца Павла Флоренского показывает, что подобного рода призыв звучит не впервые, именно поэтому изучение наследия русских религиозных мыслителей, таких как священник Павел Флоренский, является актуальным и может помочь лучше понять перспективы христианского диалога и совместного свидетельства миру.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Киреев А. А. Сочинения. Ч. I, Церковно-богословския статьи. – СПб., 1912. С. 1.

[2] Реформы старокатоликов со временем охватят и многие другие сферы католического вероучения. – С. Е.

[3] Выражение архимандрита Илариона Троицкого.

[4] Флоренский П. А. "К почести вышняго звания" (Черты характера архим. Серапиона Машкина) // Вопросы религии. Вып. 1. – М., 1906. С. 165.

[5] Письма архим. Серапиона Машкина // Вопросы религии. Вып. 1. – М., 1906. С. 178.

[6] Флоренский П. А., священник. Соль земли // Флоренский П. А., священник. Сочинения. В 4 т. Т. 1 / Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. – М.: Мысль, 1994. 797, [2]. 3 л. портр. – (Филос. наследие. Т. 122). С. 593.

[7] Там же. С. 624.

[8] Флоренский П. А., священник. Около Хомякова // Флоренский П. А., священник. Сочинения. В 4 т. Т. 2 / Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачева. – М.: Мысль, 1996. 877, [2]. 1 л. порт. – (Филос. наследие. Т. 124). С. 288 – 289.

[9] Флоренский П. А., священник. Философия культа (Опыт православной антроподицеи) / Сост. игумен Андроника (А. С. Трубачева); ред. игумен Андроник (Трубачев). – М.: Мысль, 2004. – 685, [1] с., ил., схем., 1 л. портр. – (Филос. наследие. Т. 133). С. 291.

[10] Вопрос о соединении церквей на Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917-1918 годов // Православие и экуменизм. Документы и материалы, 1902-1998. – М.: Издат-во МФТИ, 1999. 496. – С. 65-66.

[11] Там же. – С. 540.

[12] Там же. – С. 543.

[13] Флоренский П. А., священник. Записка о православии. С. 543-544

Источник: Богослов

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама