ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Волшебная гора: Традиция. Религия. Культура

Рецензия

Священник Александр Задорнов :: 24 декабря 2007

Задорнов Александр, священник. Рецензия на: Волшебная гора: Традиция. Религия. Культура. № XIV. М., 2007. – 600 с. ISSN 1813-6028

Традиционалистские издания, адекватные своему предмету – вещь, вообще редко встречающаяся на книжном горизонте, тем более на горизонте российском. К счастью, прошли времена, когда монополистом презентации традиционалистских мыслителей были дугинские "Элементы" и тому подобные опыты. Ныне время академического, не ангажированного (если это вообще возможно в данном случае) подхода. Видимо, и по этой причине редакционный совет "Волшебной Горы" – издания, выходящего уже полтора десятка лет, – не настаивает на отождествлении своего труда именно с традиционализмом как отдельной школой.

Подход этот, впрочем, может вызвать нарекания у читателя, незнакомого со спецификой традиционализма как культурного явления (боюсь употребить слово "философского" ввиду негативного отношения к философии как таковой последователей Генона). Как отмечает редакция, "этот журнал в определённом смысле похож на калейдоскоп ... Тексты, из которых составлено данное издание, будучи написаны людьми различных религиозных взглядов, различных интеллектуальных школ и политических убеждений, дают многомерную картину человеческой мысли в современную эпоху, определяемую единством перспективы, лучом, соединяющим взгляд наблюдателя и конечную цель всякой духовной традиции – трансцендентность за пределами дискурса" (С. 13).

Традиционализм важен, в том числе и для богословия, своею реакцией на предметы, находящиеся также и в рамках теологического дискурса. Общность этих интересов издателями видится в общности метафизических корней, "подлинная основа всякого традиционного мировоззрения". Именно с этой точки зрения рассмотрим блок, посвящённый православной традиции, памятуя, конечно, о важности и других материалов выпуска (особенно хотелось бы здесь отметить новый раздел "Лечение и исцеление").

В рассматриваемом выпуске помещено "Слово о хранении сердца" прп. Макария Великого/Симеона Месопотамского (так в издании; имеется в виду "Второе слово" Макариевского корпуса) – в русском переводе преподавателя МДАиС иеромонаха Тихона (Зимина) и с предисловием Дионисия Поспелова, активизировавшего в последнее время издательские усилия в отношении малоизвестных греческих и славянских святоотеческих текстов. Данная публикация также является своеобразной презентацией новой серии Smaragdos Philocalias, тем более важной потому, что "обширный славянский "корпус" Макария не освоен: весь объём Макариевских текстов, бытовавших на Руси, в Сербии и Болгарии остаётся по большей части неисследованным. Тексты не систематизированы и не изданы" (С. 16). Д. Поспелов перевёл также публикуемый "Волшебной Горой" фрагмент "Прения Григория Паламы и Никифора Григоры", составленного Факрасисом.

Две дальнейшие публикации заслуживают особого внимания. Одна из них продолжает серию работ историка Н. Н. Селезнёва о сирийском христианстве, другая также является продолжением публикации текста Александра Преображенского под названием "Некоторые аспекты инициатической работы в Православии" ("ВГ" № XI-XIV, продолжение следует).

Говоря о работах Селезнёва, необходимо сделать терминологическое уточнение. Повсеместно ныне принятое политкорректное обозначение неправославных сообществ восточного христианства как "до-" или "не-халкидонские" церкви требует серьёзной рефлексии о действительном отношении к их экклезиологическому статусу. Н. Селезнёв необходимости такой рефлексии не видит.

В большинстве его публикаций, как отдельных ("Ассирийская Церковь Востока. Исторический очерк" (М., 2001), "Христология Ассирийской Церкви Востока" (2002)), так и в предшествующих выпусках "Волшебной Горы", предмет исследования позиционируется как полнокровная христианская традиция, тождественная внутренней логике этой традиции. Эта логика, конечно же, включает в себя и догматический аспект, вместо рассмотрения которого читателю фактически предлагается компрометация позиции противоположной стороны (см. статью "Александрийская драма: Христологическая парадоксальность Никейского Символа веры и позиция Кирилла Александрийского" в рассматриваемом номере "ВГ").

Ничего нового в обычном наборе несторианской апологии автор не вносит: "В суждениях о Нестории опирались на интерпретацию его учения, сделанную Кириллом Александрийским и I Эфесским собором 431 г. В действительности, как это видно из апологии, Несторий учил о созерцании в одном единственном лице Христа Его совершенного человечества и совершенного Божества... То, что в столице империи архиепископом ставили представителя Антиохийской Церкви пробуждало у александрийца Кирилла ярость... Церковь Востока сохранила текст апологии Нестория, так называемой "Книги Гераклида", написанной им в изгнании. Она, следовательно, может судить о его учении по источнику "из первых рук". Название "несторианская", "несториане" сама Церковь Востока по отношению к себе не применяет, потому что под именем "несторианства" в Византии осудили взгляды, которых ни сам Несторий, ни его сторонники не придерживались" (см. интервью с Н. Н. Селезнёвым в связи с выходом его книги "Несторий и Церковь Востока" в "ВГ" № XI, passim).

Возникает закономерный вопрос: стоит ли повторять французскую и немецкую критику столетней давности, от эмоциональности и явной партийности которой сама западная патрологическая наука уже давно отказалась?

К работе А.Преображенского упрёк в партийности, конечно, неприменим. Тем не менее, лишь молодость автора может извинить следующий его пассаж: "Сегодня новые фарисеи держат под спудом и не подпускают никого к многоценному бисеру ведения посредством десемантизации смыслов... Лишённые духа разглагольствования о покаянии и скорбях, страстях, спасении, нравственности, рае и аде, заповедях, смирении, кротости и истинных рабах Божиих многим набили оскомину и отвращают от православия, лишая его тем самым инициатического измерения" ("ВГ" № XI С. 35). Свою задачу поэтому автор видит в том, чтобы "возвратить подлинный (инициатический) смысл некоторым ключевым понятиям православной доктрины" (там же).

Под раздачу А. Преображенского попадает и известная "История Византийской философии" В. М. Лурье, в рецензии на которую тот же автор, заметив, что сей труд "показывает стройность и согласованность Священного Предания", явно недостаточна для ... "инициатического научения"! Вот уж действительно, никто из многочисленных критиков Лурье не догадался осветить и этот аспект.

Справедливости ради нужно отметить действительные удачи "Волшебной Горы" в освещении православной традиции. Это и публикация перевода ряда глав известной книги Вл. Лосского о мистике Экхарта, и, конечно же, вышедший отдельным изданием сборник статей Александра Рудакова о св. императоре Константине, заслуживающий пристального внимания со стороны наших церковных историков.

Хочется пожелать редакции дальнейших удач именно в этом ключе

Источник: Богослов

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама