ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Календарная мифология

Камилла Нигматуллина :: 27 декабря 2007

Через 93 года Рождество будут праздновать 8 января, если Русская православная церковь не перейдет на более точный календарь

В уходящем году Госдума России активно обсуждала тему перехода страны на юлианский календарь, однако законопроект был отклонен. Споры о точности и сакральности юлианского и григорианского календарей ведутся не одно столетие. В XXI век дискуссия перекочевала с ворохом заблуждений и ненужных эмоций.

Вся беда летоисчисления в том, что солнечный год длится 365 дней 5 часов 48 минут и 46 секунд. Поскольку люди привыкли оперировать целыми числами, в Древнем Египте лишние цифры отбросили и оставили только 365. Юлий Цезарь решил побороться за точность календаря и ввел систему високосных годов (древние римляне два раза в таком году жили 6 марта). Точность календаря увеличилась в 30 раз, и ошибка в один упущенный день накапливалась один раз за 128 лет. Здесь следует упомянуть о первом мифе, в связи с которым многие верующие почему-то считают юлианский календарь почти священным. На самом деле он создавался языческим императором для языческого общества за 40 лет до Рождества Христа.

То, что юлианский календарь был принят Никейским собором в качестве обязательного, – тоже заблуждение. Святые отцы этого собора ничего не говорили ни о календаре, ни о датах празднования Пасхи (пасхалии) – они просто жили по общепринятой системе летоисчисления.

Неточность юлианского календаря западные богословы начали обсуждать в VII-VIII веках нашей эры, поскольку раньше люди интересовались астрономией и небесными светилами в гораздо большей степени, чем сейчас. Но поскольку вопрос календаря как такового мало кого волновал (основные дискуссии всегда велись о дате празднования Пасхи), то к проблеме вернулись уже средневековые ученые на волне всплеска интереса к астрономии и науке вообще.

Папа Григорий XIII вовсе не был злым гением. Он как раз ратовал за традиции, а именно за возвращение даты зимнего солнцестояния с весны, как это получилось к XV веку, на зиму. В этом ученые могут убедиться, перечитав переписку той эпохи в оригинале, – аргументы сторонников и противников реформы ничем не отличаются от современных. Римляне того времени не воспринимали реформу как новшество, а считали новый календарь реставрацией древних традиций празднования Пасхи и Рождества.

Малоизвестно также, что реформу обсуждало не только западное сообщество, но и византийское. И аргументы восточных богословов полностью совпадали с мнением западных, в том числе папы Григория XIII. От реформы отказались по другой интересной причине. Дело в том, что в 1492 году, по мнению всей восточной Церкви, заканчивался 7000 год от сотворения мира. Именно этот год с абсолютной уверенностью назывался многими богословами последним. А если скоро конец света, тогда и календарная реформа не нужна – остается немного времени подумать о душе. Поскольку исчисление от сотворения мира на Западе не пользовалось популярностью, римские богословы жаждали правильной пасхальной даты, не беспокоясь особо об остальных днях по новому календарю.

В 1573 году система летоисчисления усложнилась, новый метод определения високосных годов позволял накапливать ошибку в один день уже за 3330 лет. Важно отметить, что папская булла имела силу только для католических стран, поэтому так называемый новый стиль – не указ для православных. К настоящему моменту разрыв между двумя календарями составляет 13 дней, а в 2100 году добавится еще один.

В 2000 году из-за совпадения високосных годов в двух календарях этого сдвига удалось избежать. Священник Владимир Хулап считает, что это могло бы вызвать и еще может вызвать в конце столетия настоящий церковный раскол, как это произошло в Греческой церкви после введения новоюлианского календаря. Тогда можно ожидать появления "Церкви 7 января" и других сектантских организаций. Ведь в настоящее время даже в воскресных школах праздничные даты рекомендовано учить по новому стилю, хотя Русская православная церковь вкупе с еще несколькими поместными Церквами живет по старому. Кроме того, вся церковная документация ведется по григорианскому календарю, принятому Россией в 1918 году.

Еще один миф говорит о том, что РПЦ запретила переход на григорианский календарь. На самом деле он был введен в Церкви 2 октября 1918 года, но отменен через 24 дня из-за сложностей с подготовкой к празднованию Пасхи, а также неразберихой с уставом. Отмену произвел патриарх Тихон с формулировкой "временно отложить". Но после запрета церковных соборов большевистскими властями к вопросу некому было возвращаться.

В 1923 году ряд поместных Церквей принял новоюлианский календарь, составленный сербским астрономом с погрешностью в один день уже на 40 тысяч лет. Однако из-за бурного протеста многих ортодоксальных верующих параллельно со сменой календаря не произошло смены пасхалии, поэтому Пасху все православные Церкви до сих пор празднуют в один день.

Так что вопрос календаря до сих пор носит характер эмоциональных лозунгов, но никак не поиска истины. Содержание одного из главных христианских праздников от календарной даты не меняется, а это главное.

Источник: Невское время

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама